Путь воцерковления у каждого свой. Иногда достаточно бывает услышать всего одну фразу, одну красивую мелодию или песнопение, чтобы буквально влюбиться в церковную жизнь. Именно так случилось со мной.
Был обычный день. Я, как всегда перед сном, листала аудиозаписи в социальных сетях. Искала чего бы такого послушать, чтобы уснуть. Удивить меня было сложно. Всё приелось. Случайно на глаза попадается аудиозапись под названием «Иисусова молитва».
Включила. Глубокий, проникновенный мужской голос неспешно пел много раз одну и ту же строчку: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». В изумлении я замерла. Это было что-то совершенно необычное, непривычное для меня. Будто в этом голосе отражалась вся глубина и красота огромного мира и они коснулись моей души. На тот момент, я была абсолютно невоцерковленным человеком.
Пение настолько впечатлило, что в этот же день я добавила ещё несколько записей духовных песнопений в свой плейлист. Узнала, что они бывают разных распевов. Тот первый — был Валаамский. Очень мне он полюбился.
И каждый раз, когда хотела привести чувства в порядок, сменить городской ритм, на ритм сердечный, я включала эти композиции из моего плей-листа.
Прошло года два. Мы договорились с подругой о встрече. Я приехала к её дому, но к назначенному времени она не успела освободиться и попросила час её где-то подождать.
— А что у вас тут поблизости есть интересного? — спросила я.
— Да, вон тут на углу храм хороший. Иди туда. Я как освобожусь, напишу. Там встретимся — предложила приятельницы.
Я зашла в церковь. Прислушалась. Вдалеке звучала знакомая мелодия и голос. Это был мой любимый распев. Точно такой же, как у меня в плейлисте.
Я слышала каждое слово, понимала о чём говорится в молитве, соучаствовала. И тут я на секунду задумалась: «Постойте! Но от куда в этом храме такой редкий распев, Валаамский? Я никогда не слышала его вживую». Посмотрела по сторонам и увидела, что звук идёт ... из колонок.
«А..., ну, теперь понятно! Просто музыку включили из интернета, видимо, нет живых певчих своих» — осудила я церковнослужителей и нашла для себя причину поскорее уйти.
Но перед этим решила приложиться к мощам. Подхожу ближе к алтарю, поднимаю глаза и вижу: передо мной двое мужчин в черных подрясниках поют вживую то самое песнопение. Рядом с ними на клиросе установлены микрофоны и именно от них и идёт звук в колонки. Я застыла на месте.
Когда вышла из храма, подруга уже подошла. Первое что я спросила:
— Яна, где я только что была? На небе или на земле?
— Вижу, что ты была на подворье Валаамского монастыря и тебе там понравилось — улыбаясь ответила она.
В этот же вечер я принялась искать в интернете, что такое Валаам? Где это? Как туда попасть? И что вообще из себя представляет жизнь в монастыре. Очень захотелось побывать в месте, где поют на языке моего сердца.
Спустя несколько лет я приехала в паломничество на остров Валаам. Там я впервые начала читать на церковно-славянском языке и всерьёз заинтересовалась Богослужебной практикой.
Ещё через 2 года я вернулась на Валаам. Уже в качестве экскурсовода паломнической службы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. С большой радостью и интересом рассказывала людям о полюбившейся мне обители.
Вот так Иисусова молитва и Валаамский распев открыли для меня целый мир духовной жизни и в буквальном смысле влюбили меня в православную культуру. Чему я очень рада.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 90 зач., V, 17 - VI, 2.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как вести себя с другим человеком? Как устроить общественную жизнь? Как упорядочить свои отношения с Богом? Согласитесь, вопросы не праздные. Ответ на них мы можем найти в том отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Глава 6.
1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
Закон и благодать — эти два понятия проходят не только через все послания апостола Павла, но и через всё святоотеческое богословие. А только что прозвучавший отрывок содержит в себе свидетельство, что эта пара терминов — не выдумка богословов. Слова «закон» и «благодать» указывают на явления, которые определяли жизнь человека с самых древних времён.
Что такое закон, понять несложно. Это совокупности формальных предписаний, которые регламентируют деятельность отдельного индивида и общества в целом. Нас приучают быть законопослушными с детства. В противном случае общество перестало бы существовать. Вопрос, почему? А потому, что зачастую нам не хочется учитывать интересы других людей и договариваться. «После меня хоть потоп» — поговорка, которая точно формулирует эти настроения. Закон именно потому и появился, что слишком много деструктивного в поведении человека. Всё это от внутренней пустоты, которую мы пытаемся заполнить самым лёгким путём — сделать так, чтобы весь мир вращался только вокруг меня любимого. А если выразиться иначе, то после грехопадения в нас стало слишком мало благодати.
Что же такое благодать в этом случае? Если закон — это инструкции, которые спускаются нам извне, то благодать — это то, что произрастает изнутри человека. Из его сердца. Образно говоря, это голос Бога в каждом из нас. Особое чутьё, духовная интуиция, которая подсказывает, какие наши поступки навредят окружающим, а какие принесут пользу. Какие наши действия согласны с волей Творца, а какие противны ей. Благодать — это та пуповина, которая связывает нас с Богом.
Из этого не следует, что закон плох. В нашей ситуации он очень даже хорош. Тот, кто лишился конечности, не может обходиться без протеза. Так и мы. Наше духовное сердце находится в полумёртвом состоянии. А потому ему необходима искусственная среда, благодаря которой в нём будет поддерживаться жизнь. Закон и есть такая среда. Он позволяет не переступать ту грань, за которой мы разрываем связи с человеком и Богом, а, следовательно, постепенно перестаём быть людьми.
Кроме того, именно с исполнения закона начинается путь человека к Богу. Функция закона напоминает функцию ракетоносителя, который выводит космический корабль на орбиту. Когда притяжение Земли ослабло, корабль движется в пространстве без всей этой громоздкой конструкции. Так и закон больше не нужен тем, кто преисполнен благодати. Таких людей мы называем святыми. Их духовная интуиция и связь с Творцом так сильны, что всякое их действие направлено на созидание жизни. Теперь более совершенный закон, закон жертвенной любви, прописан в их сердцах.
Сегодня апостол Павел напоминает, что путь к этому состоянию открыт каждому человеку благодаря подвигу Христа. От нас требуется лишь начать на ежедневной основе применять к своей жизни Евангельские заповеди. Пусть по началу у нас не будет получаться. Пусть это будет выглядеть механически. Пусть мы будем ощущать себя странно. Это неудивительно, ведь мы так не привыкли жить. Если проявим усердие, терпение и доверие Богу, то непременно увидим, как постепенно в нашей душе будут происходить изменения, мы ощутим на собственном опыте действие благодати, станем участниками Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Санитарный автомобиль для Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге
«Скорее всего вы мне ничем не поможете, но на всякий случай я решила прийти...» — сказала Наталья, оказавшись на пороге Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге. «У меня давно болят и немеют пальцы на руках. Я уже не способна делать вещи, которые требуют мелкой моторики. Даже пишу с трудом...» — рассказала пациентка врачу травматологу-ортопеду Нике Булавиновой. Наталья — беженка, у неё проблемы с документами и деньгами, поэтому получить медицинскую помощь в обычных клиниках у неё возможности нет. Но в Благотворительной больнице бесплатно помогают всем, кто попал в беду.
Травматолог Ника, внимательно выслушав и осмотрев пациентку, поняла — вернуть подвижность рукам — можно! Во время обучения в медицинском вузе, ей посчастливилось познакомиться с одним из лучших кистевых хирургов России — Николаем Карпинским. С ним на практике студенты подробно разбирали такой же случай, как у Натальи: немеют все пальцы рук, кроме мизинца. Поэтому у Ники не возникло сомнений — сдавлен один из нервов, который необходимо освободить.
Врач успешно прооперировала женщину. И спустя 7 дней радостная пациентка буквально вбежала в больницу со словами: «Доктор! Мои пальцы! Я всё чувствую, они снова меня слушаются и совсем не болят!»
Эта счастливая история случилась благодаря тому, что 6 месяцев назад с помощью отзывчивых людей в Санкт-Петербурге открылась Благотворительная больница. Здесь принимают тех, кто лишился дома, людей без документов и гражданства.
Сейчас больнице нужен санитарный автомобиль для маломобильных пациентов. Сбор на транспорт открыт на странице: https://planeta.ru/campaigns/ambulance
Больше узнать о работе Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге charityhospital.ru и о том, чем помочь, можно на сайте проекта или в социальных сетях.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книги детям». Вадим Мещеряков
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был главный редактор «Издательского дома Мещерякова» Вадим Мещеряков.
Разговор шел о детской литературе и о значении чтения в образовании и воспитании ребенка.