![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2019/04/Apostoly_.jpg)
Деян., 42 зач., XIX, 1-8.
![епископ Феоктист Игумнов](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Feoktist-Igumnov-1024x697-240x240.jpg)
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В любом учебнике догматического богословия есть раздел, посвящённый учению о Духе Святом. О Духе Святом повествует Священное Писание, о Нём же мы можем прочитать и во множестве духовно-назидательных книг. А ещё у нас есть церковные праздники в честь Святого Духа. И, конечно же, мы непрестанно молимся о том, чтобы Дух Святой вселился в нас, очистил наши души от всякой скверны и привёл нас ко спасению. Но что может сказать о Святом Духе тот человек, который родился в нецерковной семье, был крещён в младенчестве лишь в силу традиции и в своей сознательной жизни не проявляет никакого интереса к христианству? Поймёт ли такой человек сам вопрос о Духе Святом? Как он отреагирует на этот вопрос? Можно с большой долей уверенности предположить, что, скорее всего, вопрос не будет понят корректно, и внятный ответ на него мы получить не сможем. Такое положение дел существенным образом отличается от свидетельств Древней Церкви, одно из которых мы можем найти в 19-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 19.
1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,
2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.
8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.
Крещения Иоаннова уже давно не существует, оно закончилось приблизительно тогда, когда Иоанн Креститель был взят под стражу, хотя, конечно, крестили и его ученики, но в отношении общины Иоанна оказалась абсолютно справедливой процитированная Христом фраза пророка Захарии: «Говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы!» (Зах. 13:7). Конечно, причина этого явления лишь в том, что Иоанн был Предтечей, его миссией было приготовление людей к Пришествию Христову, и приводить он должен был не к себе, а к Нему — к Воплощённому Богу. Иоанн со своей миссией справился замечательно, а потому в годы жизни апостолов всё ещё оставались люди, знавшие лишь Иоанново крещение.
В наше время таких людей не существует, и все те, кто был крещён в канонической православной Церкви крещены так, как крестили своих учеников апостолы Христовы, и всем нам был дан Дух Святой в Таинстве миропомазания. Но почему же тогда мы без специальной подготовки не в состоянии что-либо сказать о Духе? Почему мало какой человек, крестившийся в сознательном возрасте, может сказать, что крещение разделило его жизнь на «до» и «после»?
Самым простым ответом на эти вопросы стало бы утверждение, что всё церковное учение — ложь, а Новый Завет — вымысел. Однако с таким ответом будут категорически не согласны те люди, которые и в наши дни имеют общение с Духом Святым, те, для кого Дух реален насколько же, насколько реальны и они сами. Такие люди — это не какое-то чудо родом из седой древности, они наши современники, это те люди, кто вопреки расчёту и логике выбрали путь служения Церкви, те, кто, ограничивая себя во всём, служат Богу и людям, те, кто живёт с молитвой в уме и в сердце, те, для кого евангельские слова Христа не пустой звук. Всех этих людей можно назвать тем же самым словом, которым в только что прозвучавшем отрывке книги Деяний названы собеседники апостолов: словом «ученики».
Для познания Духа Святого недостаточно одних лишь правильно совершённых крещения и миропомазания, для этого необходимо ещё и обладать некоторой совокупностью знаний. Именно по этой причине Господь наш Иисус Христос перед Своим Вознесением заповедовал апостолам не только крестить, но и учить, что апостолы и делали, а потому-то крещёные ими люди в том случае, если их стремление ко Христу было искренним, получали и знание о Духе Святом, а также и дары Самого Духа, что делало их способными жить жизнью уже не плотской, но духовной.
Христиане всегда должны оставаться учениками, в этом состоит залог пребывания в Духе Святом. Дай Бог, чтобы мы об этом помнили, и чтобы у нас никогда не возникло ощущения, что мы в полной мере познали Христа и Его Евангелие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2016/02/ap.-pavel.jpg)
Рим., 87 зач., IV, 13-25.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Dmitrij-Barickij-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как ощутить в своём сердце и своей жизни действие Божественной благодати? Довольно чёткий ответ на этот вопрос даёт тот отрывок из 4-й главы послания к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
13 Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры.
14 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование;
15 ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.
16 Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам
17 (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.
18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое».
19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;
20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу
21 и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.
22 Потому и вменилось ему в праведность.
23 А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему,
24 но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего,
25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел противопоставляет жизнь по закону и жизнь по вере. По его словам, тщательно исполняя предписания религиозного устава, спастись невозможно. Ключевым условием спасения является живая вера в сердце человека. То есть такая вера, которая проявляет себя в поступках. Причём апостол поясняет, какие именно это должны быть поступки. Для этого он приводит в пример своим слушателям образа праведного Авраама, родоначальника евреев.
Бог пообещал Аврааму, что от него произойдёт великий народ. Поверить в это обещание было нелегко. Однако Аврааму это удалось. И Бог благословил его за это. Казалось бы, в чём сложность? Господь Сам пообещал, Сам исполнил, а потом Сам благословил. Спрашивается, за что Аврааму такая милость? А сложность в том, что Авраам и его жена Сарра были в очень преклонных годах. Кроме того, Сарра была бесплодна. Также было ещё одно препятствие. Для того, чтобы обещания исполнились, Аврааму было необходимо оставить всё нажитое за долгую жизнь, разорвать все связи с окружающими и уйти на склоне лет в совершено другой регион. Место, где он никого не знал и его воспринимали как чужестранца. В эпоху праведника это было довольно опасным и рискованным предприятием. Наконец, даже тогда, когда Авраам принял решение и переселился в Палестину, ему пришлось ждать довольно долгое время пока обещанное начнёт исполняться.
Итак, мы видим, что обещания-то от Бога были. А вот довериться, а потом и поддерживать веру в эти обещания было делом непростым. Аврааму пришлось столкнуться с рядом трудностей. Это и немощи человеческой природы, и противодействие уклада жизни в древнем социуме, и утомительная атмосфера неопределённости. Однако, несмотря на это, праведник действовал так, будто всё сказанное Богом уже исполнились. Как говорит сегодня апостол, он видел «несуществующее, как существующее».
Согласитесь, такое поведение подразумевает огромный риск. Это словно постоянно делать шаг в пустоту. В отличие от механического исполнения привычного ритуального действия здесь полная неопределённость развития событий и совершенная непредсказуемость результатов. А потому поддерживать в себе это доверие — творческая работа, постоянная импровизация, которая всегда сопровождается эмоциональным, интеллектуальным и духовным напряжением. Но это и ценно. Это напряжение и привлекает к человеку Божественную благодать. Это и есть живая, спасительная вера.
В заключении отрывка апостол прямо говорит: всё это напрямую касается и нас. Если хотим ощутить в своём сердце движение благодати Божией, исполнения одного ритуального устава недостаточно. Мы призваны во всех своих делах жить так, будто бы благодать уже действует через нас. Иначе говоря, все свои мысли, чувства, слова и поступки сверять с Евангелием Христовым. Тот, кто воспитал в себе этот навык, однажды с удивлением обнаружит, что всё, обещанное нам Богом, исполнилось в точности — сами того не ожидая, мы обнаружим себя участниками Царства Небесного.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь зависимым людям в Санкт-Петербурге
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Favor.jpg)
Диакон Кирилл Шабров из Санкт-Петербурга служит в православной Церкви, а также 20 лет помогает людям, зависимым от алкоголя и наркотиков. Отец Кирилл трудится психологом в благотворительной общественной организации «Фавор». Здесь действует амбулаторная программа помощи зависимым. То есть каждый день, в течение трёх месяцев, люди приходят сюда на занятия со священниками и психологами. Такая программа реабилитации подходит не всем, ведь зависимый человек продолжает находиться в привычной среде и всякий раз вынужден испытывать себя на стойкость. Но в то же время, если он остаётся в социуме, у него есть семья, работа – это поддерживает его в борьбе с зависимостью. Главное - подопечный должен сам захотеть избавиться от этой болезни.
По словам диакона Кирилла, сложнее выздоравливать тем, кто верит в свой контроль над ситуацией. Но спасти зависимых может только полная трезвость. Однако в «Фаворе» — это не единственная цель. Местные специалисты, прежде всего, помогают человеку изменить взгляд на жизнь и впустить в неё Бога.
Петербуржец Борис прошёл реабилитацию пять лет назад. «Я очень удивился, когда меня спросили: «зачем тебе нужна трезвость?», - говорит мужчина. - Я думал, что она мне просто необходима и всё, а о том, что буду делать после - не задумывался. Оказалось, мне нужно научиться по-новому преодолевать трудности и переживать эмоции. Чтобы в будущем не заливать всё это алкоголем, а именно проживать».
В общественной организации «Фавор» зависимые люди бесплатно получают профессиональную помощь. У них появляется шанс на новую жизнь.
Проекту «Фавор» очень важна поддержка. Узнать об этом больше можно на сайте: miloserdie.ru, в разделе «Где нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к священству». Прот. Михаил Плетнев
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/07/Protoierej-Maksim-Pletnjov.jpg)
У нас в студии был руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнёв.
Наш гость рассказал о своем приходе к вере, как в Церкви нашел ответы на свои вопросы, почему решил стать священником и как помощь зависимым стала частью его служения.