![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/05/light-glowing-warm-dark-golden-flame-1159447-pxhere.com_.jpg)
Фото: PxHere
Однажды мне в руки попала хорошая книжка — «Царские дети». Её автор-составитель — историк Наталья Константиновна Бонецкая. Книга рассказывает о жизни семьи последнего русского императора Николая Второго. О том, как воспитывался он сам, когда был маленьким, о том, как росли его дети. В книге описаны и будни царской семьи в Зимнем дворце; и месяцы, проведённые в цветущей Ливадии; и страшные страницы крестного пути Романовых: их арест и расстрел в подвале Ипатьевского дома в ночь на 17-е июля 1918 года.
Царскую семью канонизировали в лике царственных страстотерпцев — так в Православной церкви называют царей, которые приняли мученический венец. Память святых мучеников, последнего русского императора и его семьи, Церковь отмечает 17 июля. В этот день в храмах поют тропарь, то есть гимн, прославляющий царскую семью.
Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Первая часть молитвы на русском языке звучит так: «Сейчас, благоверные люди, светло вспомним семью праведных царственных страстотерпцев, Христову домашнюю церковь: Никола́я и Алекса́ндру, Алексея, О́льгу, Татьяну, Мари́ю и Анастаси́ю». Вот как эти строчки звучат на церковнославянском языке: «Днесь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м/ седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец, / Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь:/ Никола́я и Алекса́ндру, / Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю».
Давайте послушаем первый фрагмент этого песнопения:
Текст второго отрывка песнопения на русском языке звучит так: «Они заключения и страданий не побоялись, пытки и смерть от богоборцев приняли и надежду на Бога в молитве получили». Вот как эти строчки звучат по-церковнославянски: «Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся, / от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша / и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша».
Теперь давайте послушаем вторую часть:
В третьем фрагменте молящиеся обращаются к царственным страстотерпцам о небесном заступничестве перед Отцом Небесным. По-русски отрывок звучит так: «Ради этого обратимся к ним с любовью: о, святые страстотерпцы! Услышьте голос покаяния и плача нашего народа, укрепите землю Российскую в любви к православию, сохраните от междоусобиц, попросите у Господа мирного жития людям и милости душам нашим». На церковнославянском языке эта часть молитвы звучит так: «Сего ради к ним с любовию возопиим: О святии страстотерпцы, гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите, землю Российскую в любви к Православию утвердите, от междоусобныя брани сохраните, мир мирови у Бога испросите и душам нашим велию милость».
Перечитывая книгу «Царские дети», выдержки из писем великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии, отрывки из дневника их матери, Александры Фёдоровны, каждый раз вдохновляюсь их примером. Какими глубокими, тёплыми и искренними были отношения в семье Романовых, как берегли они друг друга! Хорошо бы и нам так научиться.
Давайте послушаем тропарь Царственным страстотерпцам полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2016/02/ap.-pavel.jpg)
Рим., 87 зач., IV, 13-25.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Dmitrij-Barickij-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как ощутить в своём сердце и своей жизни действие Божественной благодати? Довольно чёткий ответ на этот вопрос даёт тот отрывок из 4-й главы послания к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
13 Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры.
14 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование;
15 ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.
16 Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам
17 (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.
18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое».
19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;
20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу
21 и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.
22 Потому и вменилось ему в праведность.
23 А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему,
24 но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего,
25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел противопоставляет жизнь по закону и жизнь по вере. По его словам, тщательно исполняя предписания религиозного устава, спастись невозможно. Ключевым условием спасения является живая вера в сердце человека. То есть такая вера, которая проявляет себя в поступках. Причём апостол поясняет, какие именно это должны быть поступки. Для этого он приводит в пример своим слушателям образа праведного Авраама, родоначальника евреев.
Бог пообещал Аврааму, что от него произойдёт великий народ. Поверить в это обещание было нелегко. Однако Аврааму это удалось. И Бог благословил его за это. Казалось бы, в чём сложность? Господь Сам пообещал, Сам исполнил, а потом Сам благословил. Спрашивается, за что Аврааму такая милость? А сложность в том, что Авраам и его жена Сарра были в очень преклонных годах. Кроме того, Сарра была бесплодна. Также было ещё одно препятствие. Для того, чтобы обещания исполнились, Аврааму было необходимо оставить всё нажитое за долгую жизнь, разорвать все связи с окружающими и уйти на склоне лет в совершено другой регион. Место, где он никого не знал и его воспринимали как чужестранца. В эпоху праведника это было довольно опасным и рискованным предприятием. Наконец, даже тогда, когда Авраам принял решение и переселился в Палестину, ему пришлось ждать довольно долгое время пока обещанное начнёт исполняться.
Итак, мы видим, что обещания-то от Бога были. А вот довериться, а потом и поддерживать веру в эти обещания было делом непростым. Аврааму пришлось столкнуться с рядом трудностей. Это и немощи человеческой природы, и противодействие уклада жизни в древнем социуме, и утомительная атмосфера неопределённости. Однако, несмотря на это, праведник действовал так, будто всё сказанное Богом уже исполнились. Как говорит сегодня апостол, он видел «несуществующее, как существующее».
Согласитесь, такое поведение подразумевает огромный риск. Это словно постоянно делать шаг в пустоту. В отличие от механического исполнения привычного ритуального действия здесь полная неопределённость развития событий и совершенная непредсказуемость результатов. А потому поддерживать в себе это доверие — творческая работа, постоянная импровизация, которая всегда сопровождается эмоциональным, интеллектуальным и духовным напряжением. Но это и ценно. Это напряжение и привлекает к человеку Божественную благодать. Это и есть живая, спасительная вера.
В заключении отрывка апостол прямо говорит: всё это напрямую касается и нас. Если хотим ощутить в своём сердце движение благодати Божией, исполнения одного ритуального устава недостаточно. Мы призваны во всех своих делах жить так, будто бы благодать уже действует через нас. Иначе говоря, все свои мысли, чувства, слова и поступки сверять с Евангелием Христовым. Тот, кто воспитал в себе этот навык, однажды с удивлением обнаружит, что всё, обещанное нам Богом, исполнилось в точности — сами того не ожидая, мы обнаружим себя участниками Царства Небесного.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь зависимым людям в Санкт-Петербурге
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Favor.jpg)
Диакон Кирилл Шабров из Санкт-Петербурга служит в православной Церкви, а также 20 лет помогает людям, зависимым от алкоголя и наркотиков. Отец Кирилл трудится психологом в благотворительной общественной организации «Фавор». Здесь действует амбулаторная программа помощи зависимым. То есть каждый день, в течение трёх месяцев, люди приходят сюда на занятия со священниками и психологами. Такая программа реабилитации подходит не всем, ведь зависимый человек продолжает находиться в привычной среде и всякий раз вынужден испытывать себя на стойкость. Но в то же время, если он остаётся в социуме, у него есть семья, работа – это поддерживает его в борьбе с зависимостью. Главное - подопечный должен сам захотеть избавиться от этой болезни.
По словам диакона Кирилла, сложнее выздоравливать тем, кто верит в свой контроль над ситуацией. Но спасти зависимых может только полная трезвость. Однако в «Фаворе» — это не единственная цель. Местные специалисты, прежде всего, помогают человеку изменить взгляд на жизнь и впустить в неё Бога.
Петербуржец Борис прошёл реабилитацию пять лет назад. «Я очень удивился, когда меня спросили: «зачем тебе нужна трезвость?», - говорит мужчина. - Я думал, что она мне просто необходима и всё, а о том, что буду делать после - не задумывался. Оказалось, мне нужно научиться по-новому преодолевать трудности и переживать эмоции. Чтобы в будущем не заливать всё это алкоголем, а именно проживать».
В общественной организации «Фавор» зависимые люди бесплатно получают профессиональную помощь. У них появляется шанс на новую жизнь.
Проекту «Фавор» очень важна поддержка. Узнать об этом больше можно на сайте: miloserdie.ru, в разделе «Где нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к священству». Прот. Михаил Плетнев
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/07/Protoierej-Maksim-Pletnjov.jpg)
У нас в студии был руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнёв.
Наш гость рассказал о своем приходе к вере, как в Церкви нашел ответы на свои вопросы, почему решил стать священником и как помощь зависимым стала частью его служения.