Лиддский образ Божией Матери именуется по названию иудейского селения Лидда — сейчас это израильский город Лод в двадцати километрах от Тель-Авива. Именно там было явлено нерукотворное изображение Пречистой Девы. Оно чудесным образом появилось на стене храма в первом веке. Этот образ можно отнести к иконографическому типу Одигитрия, что означает Путеводительница. Богородица держит Младенца Иисуса и указывает на Него рукой, как на истинный Путь спасения.
В четвёртом веке к власти в Римской империи пришёл противник христианства Юлиан Отступник. По его приказу образ Божией Матери в Лидде пытались уничтожить каменотёсы, но у них ничего не вышло. Под ударами топоров святое изображение лишь углублялось в стену.
В восьмом столетии Лидду посетил Константинопольский патриарх Герман. По его повелению иконописцы воспроизвели на доске точную копию нерукотворного образа Царицы Небесной. Святитель доставил реликвию в Византийскую столицу. Но там император-иконоборец Лев Исавр начал кампанию по уничтожению святых икон. Чтобы спасти Лиддский образ Богородицы от поругания, патриарх Герман опустил его с молитвой в море. Волны вынесли святыню к берегам неподалеку от Рима. Местные жители с благоговением приняли её и поместили в соборе Святого Петра. В девятом веке Византийский император Михаил Третий восстановил иконопочитание, и Лиддскую икону вернули в Константинополь.
К сожалению, и настенный нерукотворный образ в Лидде, и его первая иконописная копия не сохранились до наших дней. Лиддский храм в одиннадцатом веке разрушили войска египетского правителя Хакима, прозванного Безумным за свою жестокость. Икона, написанная по указанию патриарха Германа, таинственно исчезла из Константинополя в пятнадцатом столетии, незадолго до того, как город захватили турки.
Но сохранились многочисленные списки Лиддского образа. На Руси они распространились в шестнадцатом столетии. Один из самых древних пребывал в монастыре Бориса и Глеба в Ростове Великом. В 1928 году эту обитель закрыли, древняя Лиддская икона стала экспонатом Ростовского музея-заповедника, там она остается и поныне.
Борисоглебский монастырь возродился в конце двадцатого столетия. Иконописцы Троице-Сергиевой лавры создали для него точную копию утраченной святыни. И в этой иконе продолжается летопись нерукотворного образа Богородицы, явленного в Лидде в апостольские времена.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Беседная икона Божией Матери
В 1383 году жители России люди наблюдали необъяснимое явление: по воздуху над городами и весями чудесно перемещался образ Божией Матери. Очевидцы отмечали, что святыня «шествовала по воздуху светозарно», то есть была окружена сиянием. Парящую икону заметили сначала неподалёку от Смоленска, затем над погостом на реке Оять под Вологдой. И наконец, обрели опустившейся на землю в селении Тихвино, близ Великого Новгорода.
Явленный образ Богородицы стали именовать Тихвинским. Он как две капли воды оказался схож с древней Влахернской иконой Богородицы. Это святое изображение Царицы Небесной, созданное ещё апостолом Лукой, хранилось в Константинополе и таинственно исчезло незадолго до обрете́ния святыни в России.
Для чудотворной иконы в селе Тихвино поставили храм в честь праздника Успения Божией Матери. Во время его строительства произошло ещё одно чудо. Пресвятая Богородица явилась местному жителю по имени Георгий и повелела установить на купол церкви не железный, а деревянный крест — в воспоминание того, что Христос был распят на древе. Георгий передал слова Пречистой Девы односельчанам, но ему не поверили. Когда же над храмом стали водружать железный крест, порыв ветра подхватил верхолаза и мягко опустил на землю. После этого церковь увенчали деревянным символом Распятия.
Удивительная история стала частью «Сказания об иконе Богоматери Тихвинской», составленного в конце четырнадцатого века. Чудесное происшествие нашло отражение также в иконописи. Мастер четырнадцатого столетия изобразил Георгия коленопреклонённым перед Богоматерью. Царицу Небесную он представил у подножия ветвистого дерева, покрытого распустившимися цветами. Того самого, из которого был изготовлен Крест Христов — орудие пытки, ставшее знамением победы над смертью.
Икона, посвящённая разговору Царицы Небесной с простым человеком о Кресте, получила название Беседная. Она широко распространилась в России в шестнадцатом-семнадцатом веках. Сейчас самые древние списки Беседного образа хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Историческом музее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Далматская икона Божией Матери
Далматская икона Божией Матери связана с именем преподобного Далмата. От рождения этого святого звали Дмитрий Иванович Мокринский. Он появился на свет в 1594 году в селении Берёзовский острог под Тобольском, в семье казачьего атамана. Став взрослым, и сам служил казаком, создал семью, воспитывал детей. После смерти супруги принял постриг с именем Далмат в Невьянском Спасо-Богоявленском монастыре. Обитель располагалась в тридцати километрах от современного города Алапаевска и до наших дней не сохранилась.
Братия избрала Далмата своим настоятелем. Но смиренный инок отказался. Желая избежать власти и почёта, он тайно удалился из монастыря и поселился отшельником в пещере на берегу реки Исеть. С собой Далмат взял только икону Пресвятой Богородицы. Образ, написанный в начале семнадцатого столетия, отображал исторические события, которые легли в основу праздника Успения, то есть, блаженной кончины Божией Матери.
Иконописец изобразил Пречистую Деву одновременно лежащей на смертном одре и спелёнатой подобно младенцу на руках у Иисуса Христа. Спаситель представлен в центре композиции в сиянии славы. Он пришёл, чтобы принять чистую душу Своей Матери и вознести её на небо. Вокруг центральных фигур — собрание апостолов, которые, согласно Преданию, стали свидетелями завершения земной жизни Царицы Небесной.
Икона Успения Богородицы стала главной святыней монастыря, образовавшегося вокруг кельи преподобного Далмата на реке Исеть. Далматовскую обитель в 1651 году сожгли войска сибирского хана Девлет-Гирея. Образ Божией Матери чудом остался невредимым во время пожара. В 1707 году его торжественно поместили под сводами нового монастырского каменного собора, освящённого в честь праздника Успения.
Икона прославилась чудотворениями с именем Далматская. Ей было установлено празднование 15-го февраля. Каждый год в этот день в Успенский монастырь на реке Исеть съезжались тысячи паломников.
Так продолжалось до революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, насельникам пришлось покинуть родные стены. Уходя, они забрали с собой Далматскую икону Успения Богородицы. С тех пор её местонахождение остаётся неизвестным. Но сохранилось несколько списков древнего образа. Один из них, написанный в девятнадцатом веке, хранится в Знаменской церкви города Барнаула.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Имейте более упования на Бога и веруйте, что и волос с головы вашей не спадет без воли Отца вашего Небесного»
В 1824 году монах Иларион поселился уединённо недалеко от села Троекурово в Липецкой губернии. К нему приходило много людей за духовным советом. Однажды в село Троекурово приехала помещица. Её имение должно было идти в продажу за долги. Монах Иларион принял её и успокоил известием, что Бог даст деньги на погашение долгов. Вернувшись домой, помещица узнала, что имение назначено к описи. Тогда она усомнилась в словах отшельника. Однако вскоре крестьяне принесли ей нужную для взноса сумму, которую сами собрали. А чуть позже пришло письмо от прозорливого монаха Илариона. В нём были такие слова:
«Имейте более упования на Бога и веруйте, что и волос с головы вашей не спадет без воли Отца вашего Небесного».
Все выпуски программы Слова Святых