Константина Фёдоровича Юона часто называют художником света, радости и счастья бытия. Его жизнь действительно была счастливой. К Юону рано пришло признание, его картины пользовались большим успехом. Но главным своим счастьем живописец считал семью. С женой, Клавдией Алексеевной, Константин Фёдорович прожил 60 лет. Супруга была его другом, советчиком, верной спутницей и музой. Её образ художник запечатлел на множестве своих полотен. «Она озаряет мою жизнь», — говорил Юон о Клавдии Алексеевне.
Будущие супруги встретились летом 1900-го года в Лигачёво — деревеньке под Москвой. Константин совсем недавно окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но уже был известным мастером. Ещё в студенческие годы о его таланте заговорили. Несколько его картин приобрёл для своей галереи сам Третьяков. В Лигачёво Константин приехал на пленэр — поработать на свежем воздухе. Ему нравилась природа этого места — спокойная, трогательная и очень русская, как говорил сам художник. Однажды утром он вышел с этюдником к реке. Взмахнул кистью, чтобы нанести на холст первые мазки. И вдруг замер. По крутому берегу поднималась крестьянская девушка с коромыслом на плечах. Высокая, статная, с длинной русой косой. Прошла мимо, быстро глянув зелёными, как изумруды, глазами. Улыбнулась едва заметно краешком губ. Нескольких мгновений оказалось достаточно, чтобы Константин полюбил девушку с первого взгляда!
Крестьянку звали Клавдия Никитина. С той мимолётной встречи на берегу симпатичный молодой художник с глубоким, умным взглядом тоже не шёл у неё из головы. Лигачёво — деревня маленькая. Вскоре влюблённые снова встретились. Познакомились. А через несколько месяцев обвенчались.
Брак поначалу пришёлся не по нраву семье Константина. Московский интеллигент и крестьянка! Отец художника заявил, что никогда не благословит этот мезальянс. Он даже перестал разговаривать с сыном. Клавдия чувствовала себя виноватой и очень переживала. Но отчуждение свёкра длилось недолго. Увидев, как искренне молодые люди любят друг друга, какой добрый и кроткий характер у Клавдии, как нежно она заботится о муже, отец изменил своё мнение и примирился с сыном и невесткой.
В Москве супруги поселились на Земляном Валу — там у Константина была квартира. Но большую часть времени проводили в Лигачёво. В деревне Юон много работал. Его вдохновлял сельский быт, уют деревянного дома. На своей картине «Хозяйка» он изобразил Клавдию Алексеевну, наводящую порядок в избе. Летом супруги любили посидеть за вечерним чаем на веранде. Клавдия Алексеевна ставила на стол букет полевых цветов и раскрывала настежь все окна. Этот момент Константин Фёдорович изобразил на своём полотне «Августовский вечер. Последний луч».
Константин Фёдорович и Клавдия Алексеевна многое вместе пережили. Например, смерть сына Бориса. Он родился в 1901 году и трагически погиб в возрасте семнадцати лет. Нередко бывает так, что после потери ребёнка супруги отдаляются друг от друга. Но Юонов общее горе только ещё больше сблизило и сплотило. Всю жизнь они трогательно заботились друг о друге. Один из друзей художника сохранил в памяти трогательный эпизод. Как-то раз они с Константином Фёдоровичем пришли в его московскую квартиру. В подъезде обнаружилось, что лифт не работает. Пришлось подниматься пешком. Константин Фёдорович был уже стар и очень болен. Перед дверью квартиры он долго не мог отдышаться и сетовал, что если жена узнает, то будет очень переживать и волноваться за его здоровье. Неожиданно Юон увидел на лестничной площадке забытое кем-то ведро. Обрадовался, подошел и ударил по нему ногой. «Пусть Клавдия Алексеевна думает, что мы приехали на лифте, и это хлопнула его дверь», — сказал он.
В 1948 году Константин Фёдорович Юон написал стихотворение «Спутнице и другу», посвящённое Клавдии Алексеевне. Там были такие слова: «Люблю тебя, как прежде, свято».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
17 мая. О неверии
В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа о пророке Моисее, обращённые к иудеям: «Если же его Писаниям не верите, как поверите Моим словам?».
О неверии, — протоиерей Георгий Завершинский.
Деяния святых апостолов
Деян., 13 зач., V, 1-11.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви происходили совершенно невероятные события. Невероятной была способность апостолов именем Христовым совершать потрясающие воображение чудеса, невероятными были вообще все духовные дарования Древней Церкви. Однако были в то время и такие проявления силы Божией, от которых становится страшно. Одно из таких проявлений вмешательства Бога в жизнь апостольской общины описано в 5-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 5.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Действительно, великий страх обымает всех, кто слышит эту историю. К страху примешивается и непонимание: зачем же нужно было карать смертью тех людей, которые всего лишь утаили часть собственных средств? Да, обманывать нехорошо, но разве смерть — адекватное наказание за такое прегрешение?
Можно было бы подумать, что эти и подобные им вопросы вызваны характерным для нашего времени гуманистическим прочтением Священного Писания, однако недоумение история Анании и Сапфиры вызывала и в первые века христианства, а потому мало кто из древних толкователей обходил эту историю своим вниманием, благодаря этому мы можем увидеть, что Церковь, с одной стороны, никогда не пыталась сгладить впечатление от чрезвычайной строгости наказания Анании и Сапфиры, а с другой — Церковь всегда понимала необходимость такого наказания.
Дело здесь в том, что в первые годы после Сошествия Святого Духа на апостолов Церковь не могла позволить пребывать в своей ограде чему бы то ни было несовершенному, ведь это было время, в которое шла наиболее активная проповедь, люди, слушая апостолов и видя безукоризненную нравственную чистоту христиан, стремились примкнуть к ученикам Христовым, и нельзя было допустить, чтобы внутри христианской общины была какая-либо скверна, уничтожающая собой апостольскую проповедь. Кроме того, некоторые толкователи проводили параллель между грехом Анании и Сапфиры и грехом Иуды — в обоих случаях речь идёт об изощрённом сребролюбии, прикрытом ложью и лицемерием. Мы знаем, к чему привёл грех Иуды, тем более остро помнили и чувствовали последствия этого греха апостолы, и они не имели права не показать всем последующим поколениям христиан невероятную тяжесть этого греха.
А ещё эта история напоминает нам о крайне важной истине: Бог не только милует нас и прощает, Бог наказывает тех, чьи грехи могут стать причиной соблазна для других людей. Об этом предупреждал Сам Христос, и Его слова — это не пустой звук: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17:1–2).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образование и новые технологии». Михаил Сумбатян
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в студии был директор и основатель группы компаний IThub Махаил Сумбатян.
Мы говорили о пути нашего гостя к созданию образовательного проекта, о важности взаимодействия педагога и ребенка, об особенностях обучения в колледжах, а также о том, как лучшие технологии и достижения науки и бизнеса использовать в системе образования и как через образование передать детям любовь к родной стране.