Евр., 314 зач., VI, 13-20.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Священное Писание содержит в себе множество обещаний, которые Бог даёт верующим людям. Так, например, апостол Павел перечисляет те дары Святого Духа, которыми может обладать верующий человек: мир, радость, любовь, долготерпение, благость, милосердие. Но есть ещё и обещания долголетия, защиты от врагов, стабильности и других вполне земных благ. Однако не всегда мы видим, как эти обещания исполняются в нашей жизни. Что же необходимо для того, чтобы они исполнились? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 6-й главы послания апостола Павла к евреям, который читается сегодня за богослужением в православной Церкви. Давайте послушаем.
Глава 6.
13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,
14 говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.
15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.
16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.
17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,
19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,
20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.
Апостол Павел начинает прозвучавший отрывок с упоминания об Аврааме. На протяжении жизни Господь несколько раз являлся праведнику. Каждый раз Бог давал ему определённые обещания. Их основная идея в том, что от праведника произойдёт многочисленный народ, который получит во владение Ханаан, Землю Обетованную. Более того, среди его потомков появится Тот, Кто принесёт свет спасения всему миру. Когда один человек что-то обещает другому, мы имеем обыкновение скреплять своё слово клятвой. Господь в этом не нуждается. Потому что Само Его Слово твёрдо. Оно никогда не говорится понапрасну. Если сказал, то так оно и будет. И всё же однажды Бог не только даёт Аврааму словесное обещание. Он ещё и клянется, что всё произойдёт в точности так, как Он сказал.
Эту клятву Господь произнёс после того, как патриарх прошёл самое сложное и тяжёлое испытание в своей жизни. Бог повелел ему принести в жертву своего сына Исаака. И Авраам послушался Творца. Однако, как мы знаем из священной истории, в самый момент жертвоприношения ангел Божий остановил Авраама. Вот тогда Господь и сказал ему: «Мною клянусь, ...что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:16-18). Эта клятва указывает на то, что все ранее сказанные обещания исполнятся не только потому, что слово Божие не бывает лживо и всякое Его обещание исполняется. Но и потому, что Авраам совершил героический поступок. Иными словами, Бог дал Аврааму обещание, а праведник повёл себя так, что эти обещания получили силу клятвы.
Обетования Бога Аврааму напрямую имеют отношение к Иисусу Христу и христианской Церкви. А следовательно, и к каждому, кто считает себя последователем Спасителя. Ведь задумаемся, что было бы с миром, если бы в нём однажды не воссиял свет Христовой истины? Как развивалась бы его история? Как складывалась бы в этом мире судьба каждого из нас? Однако сейчас мы можем пользоваться теми дарами, которые нам предлагает Православная Церковь. И речь не только о верующих, церковных людях, которые в таинствах Церкви получают обильную благодать. Речь и о тех, кто не верит во Христа, но пользуется благами той цивилизации, которая сформировалась в результате проповеди Евангелия. Все мы являемся свидетелями того, что Господь не произносит Свои обещания впустую. Однако при этом хорошо было бы помнить: любое обещание Бога приобретёт силу необратимой клятвы лишь тогда, когда мы, подобно Аврааму, находим в себе силы, решимость и отвагу жить по Его воле. Руководствуясь во всех мыслях, чувствах, словах и поступках Его евангельскими заповедями. Даже если ради этого придётся отказаться от того, что особо дорого нашему сердцу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов
Деян., 13 зач., V, 1-11.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви происходили совершенно невероятные события. Невероятной была способность апостолов именем Христовым совершать потрясающие воображение чудеса, невероятными были вообще все духовные дарования Древней Церкви. Однако были в то время и такие проявления силы Божией, от которых становится страшно. Одно из таких проявлений вмешательства Бога в жизнь апостольской общины описано в 5-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 5.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Действительно, великий страх обымает всех, кто слышит эту историю. К страху примешивается и непонимание: зачем же нужно было карать смертью тех людей, которые всего лишь утаили часть собственных средств? Да, обманывать нехорошо, но разве смерть — адекватное наказание за такое прегрешение?
Можно было бы подумать, что эти и подобные им вопросы вызваны характерным для нашего времени гуманистическим прочтением Священного Писания, однако недоумение история Анании и Сапфиры вызывала и в первые века христианства, а потому мало кто из древних толкователей обходил эту историю своим вниманием, благодаря этому мы можем увидеть, что Церковь, с одной стороны, никогда не пыталась сгладить впечатление от чрезвычайной строгости наказания Анании и Сапфиры, а с другой — Церковь всегда понимала необходимость такого наказания.
Дело здесь в том, что в первые годы после Сошествия Святого Духа на апостолов Церковь не могла позволить пребывать в своей ограде чему бы то ни было несовершенному, ведь это было время, в которое шла наиболее активная проповедь, люди, слушая апостолов и видя безукоризненную нравственную чистоту христиан, стремились примкнуть к ученикам Христовым, и нельзя было допустить, чтобы внутри христианской общины была какая-либо скверна, уничтожающая собой апостольскую проповедь. Кроме того, некоторые толкователи проводили параллель между грехом Анании и Сапфиры и грехом Иуды — в обоих случаях речь идёт об изощрённом сребролюбии, прикрытом ложью и лицемерием. Мы знаем, к чему привёл грех Иуды, тем более остро помнили и чувствовали последствия этого греха апостолы, и они не имели права не показать всем последующим поколениям христиан невероятную тяжесть этого греха.
А ещё эта история напоминает нам о крайне важной истине: Бог не только милует нас и прощает, Бог наказывает тех, чьи грехи могут стать причиной соблазна для других людей. Об этом предупреждал Сам Христос, и Его слова — это не пустой звук: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17:1–2).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образование и новые технологии». Михаил Сумбатян
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в студии был директор и основатель группы компаний IThub Махаил Сумбатян.
Мы говорили о пути нашего гостя к созданию образовательного проекта, о важности взаимодействия педагога и ребенка, об особенностях обучения в колледжах, а также о том, как лучшие технологии и достижения науки и бизнеса использовать в системе образования и как через образование передать детям любовь к родной стране.
«Народное церковное искусство в СССР». Кирилл Вах, Дмитрий Антонов
У нас в гостях были руководители проекта «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие»: действительный член Императорского Православного Палестинского общества Кирилл Вах и доктор исторических наук Дмитрий Антонов.
Разговор шел об особенностях церковной утвари и икон, появлявшихся в период советского времени, как люди самостоятельно создавали иконы и украшения для них, а также о том, какие удивительные тайны хранят эти народные традиции.