Одна из самых горячих тем, которая часто обсуждается среди моих знакомых — может ли православный человек хотеть улучшения своего финансового положения или должен довольствоваться тем, что имеет?
Не раз я слышала мнение, что правильный христианин — это обязательно бессребреник, который должен доказывать свою веру бескорыстием, нестяжательством, отказом от богатства. В этом случае верующий представляется окружающим монахом, отринувшим все мирское и материальное. Но это не совсем так. Бедность и богатство сами по себе не могут приблизить человека к Царствию Небесному или отдалить от него.
Если у человека есть желание продвигаться по карьерной лестнице и больше зарабатывать, это не плохо и не является грехом. Получать за свой труд деньги — нормально. Уметь распределять бюджет, откладывать, разбираться в экономических процессах — часть жизни любого современного человека, это невозможно отрицать.
Главное, чтобы целью были не финансовые высоты, а желание реализовать свои способности и таланты во благо другим. Господь щедро награждает людей талантами. Одному моему знакомому дано организовывать успешные бизнесы и начинать проекты — он видит возможности там, где не видят другие. Другая знакомая — успешный врач, ее талант не только помогает людям, но и обеспечивает очень хороший уровень жизни. Разве можно их назвать от этого менее верующими или плохими христианами? Я считаю, что нет.
Священное Писание много говорит нам о материальном богатстве и ясно дает понять, что духовная жизнь человека не зависит от материального достатка и изобилия. Тем не менее, мы скорее вспоминаем отрицательные примеры из Нового Завета — например, притчу о неблагоразумном богаче, построившем житницы на многие годы вперед или о богаче, не замечавшем нищего Лазаря.
Но есть в Библии и другие ориентиры: богатый Иосиф из Аримафеи предоставил гробницу, чтобы похоронить Иисуса, а Никодим купил смирну для погребения. Их поступки показывают нам, что можно использовать земные блага для совершенствования в добродетелях, делиться ими и делать добрые дела разного рода. Это еще называют «богатеть в Бога».
Господь каждого из нас ведет ко спасению разными путями: для кого-то испытанием становится бедность, для кого-то — богатство. Главное во всех жизненных ситуациях — стремиться к Царствию Божиему, а не ставить целью исключительно зарабатывание денег и приобретение материальных вещей.
Святитель Василий Великий говорил: «Не пристращайся к богатству душой своей, но извлекай из него пользу; не люби его через меру, и как одному из благ не дивись ему, но употребляй его во служение, как орудие».
Будем везде знать меру и слушать, что говорит наша совесть. А также благодарить Господа за щедрые дары и делиться ими с теми, кто нуждается.
Автор: Ирина Собыленская
Все выпуски программы Частное мнение
Беседная икона Божией Матери
В 1383 году жители России люди наблюдали необъяснимое явление: по воздуху над городами и весями чудесно перемещался образ Божией Матери. Очевидцы отмечали, что святыня «шествовала по воздуху светозарно», то есть была окружена сиянием. Парящую икону заметили сначала неподалёку от Смоленска, затем над погостом на реке Оять под Вологдой. И наконец, обрели опустившейся на землю в селении Тихвино, близ Великого Новгорода.
Явленный образ Богородицы стали именовать Тихвинским. Он как две капли воды оказался схож с древней Влахернской иконой Богородицы. Это святое изображение Царицы Небесной, созданное ещё апостолом Лукой, хранилось в Константинополе и таинственно исчезло незадолго до обрете́ния святыни в России.
Для чудотворной иконы в селе Тихвино поставили храм в честь праздника Успения Божией Матери. Во время его строительства произошло ещё одно чудо. Пресвятая Богородица явилась местному жителю по имени Георгий и повелела установить на купол церкви не железный, а деревянный крест — в воспоминание того, что Христос был распят на древе. Георгий передал слова Пречистой Девы односельчанам, но ему не поверили. Когда же над храмом стали водружать железный крест, порыв ветра подхватил верхолаза и мягко опустил на землю. После этого церковь увенчали деревянным символом Распятия.
Удивительная история стала частью «Сказания об иконе Богоматери Тихвинской», составленного в конце четырнадцатого века. Чудесное происшествие нашло отражение также в иконописи. Мастер четырнадцатого столетия изобразил Георгия коленопреклонённым перед Богоматерью. Царицу Небесную он представил у подножия ветвистого дерева, покрытого распустившимися цветами. Того самого, из которого был изготовлен Крест Христов — орудие пытки, ставшее знамением победы над смертью.
Икона, посвящённая разговору Царицы Небесной с простым человеком о Кресте, получила название Беседная. Она широко распространилась в России в шестнадцатом-семнадцатом веках. Сейчас самые древние списки Беседного образа хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Историческом музее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Далматская икона Божией Матери
Далматская икона Божией Матери связана с именем преподобного Далмата. От рождения этого святого звали Дмитрий Иванович Мокринский. Он появился на свет в 1594 году в селении Берёзовский острог под Тобольском, в семье казачьего атамана. Став взрослым, и сам служил казаком, создал семью, воспитывал детей. После смерти супруги принял постриг с именем Далмат в Невьянском Спасо-Богоявленском монастыре. Обитель располагалась в тридцати километрах от современного города Алапаевска и до наших дней не сохранилась.
Братия избрала Далмата своим настоятелем. Но смиренный инок отказался. Желая избежать власти и почёта, он тайно удалился из монастыря и поселился отшельником в пещере на берегу реки Исеть. С собой Далмат взял только икону Пресвятой Богородицы. Образ, написанный в начале семнадцатого столетия, отображал исторические события, которые легли в основу праздника Успения, то есть, блаженной кончины Божией Матери.
Иконописец изобразил Пречистую Деву одновременно лежащей на смертном одре и спелёнатой подобно младенцу на руках у Иисуса Христа. Спаситель представлен в центре композиции в сиянии славы. Он пришёл, чтобы принять чистую душу Своей Матери и вознести её на небо. Вокруг центральных фигур — собрание апостолов, которые, согласно Преданию, стали свидетелями завершения земной жизни Царицы Небесной.
Икона Успения Богородицы стала главной святыней монастыря, образовавшегося вокруг кельи преподобного Далмата на реке Исеть. Далматовскую обитель в 1651 году сожгли войска сибирского хана Девлет-Гирея. Образ Божией Матери чудом остался невредимым во время пожара. В 1707 году его торжественно поместили под сводами нового монастырского каменного собора, освящённого в честь праздника Успения.
Икона прославилась чудотворениями с именем Далматская. Ей было установлено празднование 15-го февраля. Каждый год в этот день в Успенский монастырь на реке Исеть съезжались тысячи паломников.
Так продолжалось до революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, насельникам пришлось покинуть родные стены. Уходя, они забрали с собой Далматскую икону Успения Богородицы. С тех пор её местонахождение остаётся неизвестным. Но сохранилось несколько списков древнего образа. Один из них, написанный в девятнадцатом веке, хранится в Знаменской церкви города Барнаула.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Имейте более упования на Бога и веруйте, что и волос с головы вашей не спадет без воли Отца вашего Небесного»
В 1824 году монах Иларион поселился уединённо недалеко от села Троекурово в Липецкой губернии. К нему приходило много людей за духовным советом. Однажды в село Троекурово приехала помещица. Её имение должно было идти в продажу за долги. Монах Иларион принял её и успокоил известием, что Бог даст деньги на погашение долгов. Вернувшись домой, помещица узнала, что имение назначено к описи. Тогда она усомнилась в словах отшельника. Однако вскоре крестьяне принесли ей нужную для взноса сумму, которую сами собрали. А чуть позже пришло письмо от прозорливого монаха Илариона. В нём были такие слова:
«Имейте более упования на Бога и веруйте, что и волос с головы вашей не спадет без воли Отца вашего Небесного».
Все выпуски программы Слова Святых