«Почему ты ходишь в церковь? Что ты там нашла?» — спрашивали меня друзья в самом начале воцерковления. Я пыталась объяснить и им, и себе, но получалось многословно и непонятно. А однажды ответила кратко: «В церкви я дома».
В эфире городского радио Екатеринбурга за мной была закреплена пятница, а в выходные радио не работало. Странно, но в девяностые такое бывало. Я приглашала к микрофону педагогов, философов, артистов, музыкантов... Считалось, что в пятницу вечером можно и расслабиться, пожить чем-то не особенно важным, не проблемами политики и экономики, как в предыдущие дни недели.
Для меня ценным собеседником казался каждый, кто способен жить не заботами о наполнении собственного холодильника, а чем-то иным. Разумеется, с моей подачи в эфире звучали и голоса различных сектантов, что просто наводнили страну в те годы. Позже я каялась в этом на исповеди. А тогда действительно не ведала, что творила.
Но вот в чём штука: когда при подготовке радиопрограммы о каком-то очередном гуру и его учении я приходила на собрание общества, где произносились речи-проповеди, где производились какие-то манипуляции, мне очень скоро становилось тошно, хотелось выйти вон — на свободу, в обычную жизнь. Я продолжала уважать своих героев, но для себя знала: это не моё.
А однажды в очень-очень грустном настроении зашла в православный храм, в Вознесенскую церковь в центре города. Она только открылась тогда после периода гонений. Я совершенно не понимала, что там делать. Не понимала, что делают эти люди, чьи спины я вижу перед собою, почему они все просто стоят и молчат, а у некоторых в руках свечи. Ни слова не понимала из того, что пели какие-то голоса. Но мне стало не просто хорошо, а безмятежно счастливо. До такой степени, что из глаз полились слёзы. Я стояла недалеко от входа, не приближаясь к этим людям. Потом уже сообразила, что я вошла во время службы. Ничего не понимала. Кроме одного: я дома!
С тех пор прошло много лет. И всякое случалось со мною в стенах храма, конечно. Меня классически осуждали старушки за то, что приходила в джинсах, а юбки у меня просто не было. Я падала в обморок от духоты в многочасовой очереди на исповедь Великим постом... Ещё какие-то неприятные случаи можно вспомнить, да стоит ли? Всё это сущие мелочи по сравнению с главным ощущением: я дома!
И церковь как здание, и Церковь как собрание людей, верующих во Христа, — это мой дом. Особое чувство покрова, защищённости любовью Отца Небесного я не испытывала более нигде...
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов
Деян., 15 зач., V, 21-33.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Священное Писание не стремится быть оригинальным в каждой своей фразе, а потому мы находим в нём множество повторений одних и тех же сюжетов, одних и тех же мыслей. Но удивительно не это, удивительно то, что от нас, несмотря на повторения, упорно ускользают многие библейские нравственные постулаты. Происходит так и с тем постулатом, который неоднократно озвучивает в книге Деяний святых апостолов апостол Пётр. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 5-й главы этой книги, и мы вновь можем услышать апостольское изречение о жизненных приоритетах любого разумного человека.
Глава 5.
21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
В 4-й главе книги Деяний святых апостолов рассказывалась история беседы апостолов Петра и Иоанна с членами синедриона, финалом той беседы стал приказ первосвященников не говорить о Христе, на этот приказ апостолы ответили фразой, с которой невозможно спорить, они сказали, что надлежит Богу повиноваться более, чем людям. Эту же самую фразу апостолы повторили и тогда, когда они снова были насильно приведены к тем же самым первосвященникам. Члены синедриона не поняли апостолов ни в первый, ни во второй раз. Судя по всему, в картине мира этих людей и вовсе не было Бога, Который мог бы общаться с человеком здесь и сейчас, из Евангелия и апостольских посланий можно сделать предположение, что для иудейских первосвященников Бог был некой абстракцией, но никак не Той Личностью, с Которой возможно общаться и Которую необходимо слушаться.
Конечно, такое представление о Боге в корне противоречит христианскому. Мы верим, что Бог всегда рядом с нами, что с Ним можно и нужно общаться, верим, что поиск воли Божией и её исполнение — важнейшая задача человека. Однако точно ли такая вера имеет практическое выражение в нашей жизни?
Конечно, можно сколько угодно усмехаться над религиозными представлениями иудейских первосвященников первого века по Рождестве Христовом, но нельзя не признать, что эти их представления были весьма удобными: они освобождали человека от необходимости постоянного поиска Бога и постоянной неудовлетворённости, ведь если мы честны перед Богом и самими собой, то мы никогда не сможем сказать, что мы вполне знаем волю Божию о нас и уж тем более непросто нам будет сказать, что мы исполняем её во всей полноте. По этой причине мы ищем более простой путь, тот самый путь, который когда-то нашли отрицавшие Христово Воскресение первосвященники: зачастую мы, на словах исповедуя апостольскую веру, живём верой суддукеев. Именно по этой причине Церковь нам вновь и вновь напоминает, что повиноваться надлежит в первую очередь Богу, а не кому бы то ни было ещё, недостойно христианина повиноваться и собственным страхам, собственной неуверенности и собственному комфорту. Дай Бог, чтобы мы услышали это апостольское напоминание и приняли его как руководство к действию!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Добрый дом» — важная помощь во время лечения детей
Недавно семилетний Юра Путинцев из Ставропольского края приехал на длительное лечение в Москву. Свой седьмой день рождения он встретил прямо в больнице. У мальчика онкологическое заболевание и в скором времени Юре предстоит сложная операция. А пока он вместе с мамой находится в «Добром доме». Это первая в России благотворительная гостиница для семей с тяжелобольными детьми, которые приезжает на лечение в столицу из регионов. В «Добром доме» всё бесплатно — проживание в уютных комнатах, еда, средства гигиены и не только. В семьях, где долго болеют дети, много денег уходит на лекарства и лечение, поэтому благотворительная гостиница для них большое подспорье — место, где можно выдохнуть и не думать о том, как оплатить временное жильё. Здесь очень тёплая и дружеская атмосфера. Семьи находят моральную поддержку и занятие по душе. На территории гостиницы действует школа, устраиваются разные мастер-классы, интересные встречи и даже концерты.
Первоклассник Юра, когда ему позволяет самочувствие, тоже занимается тем, что ему нравится — проводит научные эксперименты. В будущем мальчик хочет стать учёным или врачом, чтобы спасать пациентов от разных болезней.
На летних каникулах Юру ждёт большая радость — к ним с мамой приедут родные — папа и старшие братья, которых они не видели уже несколько месяцев! Сотрудники «Доброго дома» всегда рады гостям — они за то, чтобы любимые люди могли увидеть и поддержать друг друга в трудные моменты.
Работа благотворительной гостиницы для семей с тяжелобольными детьми возможна только благодаря поддержке сотен отзывчивых людей. Если вы тоже хотите помочь проекту, переходите на сайт «Доброго дома»: https://do-dom.ru/campaign/dom/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жены-мироносицы». Свящ. Роман Федотов
У нас в гостях был клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно священник Роман Федотов.
Разговор шел о памяти Жен-мироносиц, а также о роли и служении женщин в Церкви и мирской жизни.