Мне кажется очень важно в нашем беспокойном, непредсказуемом мире иметь такие места, где ты чувствуешь себя спокойно и без-тревожно. Это не совсем о пространстве, скорее о ситуациях, в которых человек разглаживается, отдыхает душой и радуется. Где, как говорят, «отпускает». То есть бедную истерзанную душу отпускают страхи, она расправляет крылья и может немного полетать. Поиском этих мест я и занялась, когда почувствовала, что мои внутренние силы начинают иссякать. Ведь, подумала я, если четко определить, когда я испытываю состояние покоя и полета, где я «дома» — то остается только почаще подзаряжаться. Может быть, это природа? Да, я очень люблю покидать мегаполис, но свои проблемы и тревоги я почти всегда выношу и на природу, даже в очень красивый закат, даже в величественный сосновый бор. Поэтому на прогулку я иду не иначе как в наушниках с какой-нибудь интересной лекцией или аудиокнигой: не умею я быть в молчании с природой и самой собой, заглушаю тишину информацией. Тогда что?
Оказалось, это всего четыре состояния меня-тихой-и-абсолютно-беззаботной.
Первое — это церковь. Был период, когда было так страшно жить, что я перестала спать по ночам и никак не могла встать на литургию и причаститься, причащалась только на ночных праздничных службах. Но в районе, где я жила, церковь стояла прямо в парке на холме, и я просто физически чувствовала, как я захожу на всенощную — и перестает ныть и плакать сердце, проясняется в голове. Это было отчетливое ощущение не только души, но и тела. Я не прекращала прогулок по холмам, я не могла остановиться, иначе я бы пропала, я не прекращала все время заходить в нашу церковь. Посидеть. Послушать вечернюю. Погреться у икон. Посмотреть на прихожан — здравых сердцем, счастливых, исполненных веры и упования. Которое передавалось и мне. По-умолять... Тот период позади, я могу вставать утром на службу и идти к Причастию — припадать к этому чистейшему источнику!
Второе — это когда я вместе с моими детьми. Когда мы все собираемся, чтобы поужинать, погулять, обсудить дела семейные или отметить вместе праздник. В эти моменты я становлюсь счастливой матерью: вон какие у меня прекрасные дети, радостные, умные, добрые, смешные. У них и у меня куча проблем, но я так благодарна Богу: вот ведь бывают такие дети! Помните шутку: «Ну конечно: все дети гениальные. Но наши-то ПО НАСТОЯЩЕМУ гениальны!»...
Смотрю на детей и просто радуюсь, лишние мысли уходят, живу этими моментами, жду их, заряжаюсь.
Третья — это, как ни смешно — спортивный зал. Наверное потому, что место это для меня очень привычное, я начала заниматься спортом после третьих родов, то есть четверть века назад, когда перестала помещаться в свою одежду. Я привыкла к тренировкам, они изгоняют ненужные мысли и напоминают о том периоде в жизни, когда было просто и защищенно. Ну и конечно движение лечит само по себе.
И четвертое место силы — это моя работа. Удивительные вещи происходят в радиостудии. Иногда я прихожу сюда еле живая — слишком много на мне ответственности, слишком многое выходит из-под контроля, да к тому же я очень тревожный человек. И вот, приходят на программу герои — потрясающие люди: основатели фондов помощи, родители особых детей, многодетные труженики, которые в отличие от меня так много успевают сделать и для других, и конечно священники, которых не просто приятно послушать — просто рядом посидеть уже целебно. И вот обнаруживаю, что вылетаю с работы на крыльях, излеченная и полная сил, вот ведь чудо, вот ведь таинство!
Итак, раз я знаю свои целебные источники, все становится просто: мне остается только почаще к ним припадать: собирать семью, приходить к храм, почаще тренироваться и побольше работать! И сил будет прибавляться, а тревоги будут рассеиваться, ну хотя бы на время.
Просто, правда? Но как важно! Я очень надеюсь, мои мысли помогут кому-то найти свои «места силы» на карте жизни...
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
Беседная икона Божией Матери
В 1383 году жители России люди наблюдали необъяснимое явление: по воздуху над городами и весями чудесно перемещался образ Божией Матери. Очевидцы отмечали, что святыня «шествовала по воздуху светозарно», то есть была окружена сиянием. Парящую икону заметили сначала неподалёку от Смоленска, затем над погостом на реке Оять под Вологдой. И наконец, обрели опустившейся на землю в селении Тихвино, близ Великого Новгорода.
Явленный образ Богородицы стали именовать Тихвинским. Он как две капли воды оказался схож с древней Влахернской иконой Богородицы. Это святое изображение Царицы Небесной, созданное ещё апостолом Лукой, хранилось в Константинополе и таинственно исчезло незадолго до обрете́ния святыни в России.
Для чудотворной иконы в селе Тихвино поставили храм в честь праздника Успения Божией Матери. Во время его строительства произошло ещё одно чудо. Пресвятая Богородица явилась местному жителю по имени Георгий и повелела установить на купол церкви не железный, а деревянный крест — в воспоминание того, что Христос был распят на древе. Георгий передал слова Пречистой Девы односельчанам, но ему не поверили. Когда же над храмом стали водружать железный крест, порыв ветра подхватил верхолаза и мягко опустил на землю. После этого церковь увенчали деревянным символом Распятия.
Удивительная история стала частью «Сказания об иконе Богоматери Тихвинской», составленного в конце четырнадцатого века. Чудесное происшествие нашло отражение также в иконописи. Мастер четырнадцатого столетия изобразил Георгия коленопреклонённым перед Богоматерью. Царицу Небесную он представил у подножия ветвистого дерева, покрытого распустившимися цветами. Того самого, из которого был изготовлен Крест Христов — орудие пытки, ставшее знамением победы над смертью.
Икона, посвящённая разговору Царицы Небесной с простым человеком о Кресте, получила название Беседная. Она широко распространилась в России в шестнадцатом-семнадцатом веках. Сейчас самые древние списки Беседного образа хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Историческом музее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Далматская икона Божией Матери
Далматская икона Божией Матери связана с именем преподобного Далмата. От рождения этого святого звали Дмитрий Иванович Мокринский. Он появился на свет в 1594 году в селении Берёзовский острог под Тобольском, в семье казачьего атамана. Став взрослым, и сам служил казаком, создал семью, воспитывал детей. После смерти супруги принял постриг с именем Далмат в Невьянском Спасо-Богоявленском монастыре. Обитель располагалась в тридцати километрах от современного города Алапаевска и до наших дней не сохранилась.
Братия избрала Далмата своим настоятелем. Но смиренный инок отказался. Желая избежать власти и почёта, он тайно удалился из монастыря и поселился отшельником в пещере на берегу реки Исеть. С собой Далмат взял только икону Пресвятой Богородицы. Образ, написанный в начале семнадцатого столетия, отображал исторические события, которые легли в основу праздника Успения, то есть, блаженной кончины Божией Матери.
Иконописец изобразил Пречистую Деву одновременно лежащей на смертном одре и спелёнатой подобно младенцу на руках у Иисуса Христа. Спаситель представлен в центре композиции в сиянии славы. Он пришёл, чтобы принять чистую душу Своей Матери и вознести её на небо. Вокруг центральных фигур — собрание апостолов, которые, согласно Преданию, стали свидетелями завершения земной жизни Царицы Небесной.
Икона Успения Богородицы стала главной святыней монастыря, образовавшегося вокруг кельи преподобного Далмата на реке Исеть. Далматовскую обитель в 1651 году сожгли войска сибирского хана Девлет-Гирея. Образ Божией Матери чудом остался невредимым во время пожара. В 1707 году его торжественно поместили под сводами нового монастырского каменного собора, освящённого в честь праздника Успения.
Икона прославилась чудотворениями с именем Далматская. Ей было установлено празднование 15-го февраля. Каждый год в этот день в Успенский монастырь на реке Исеть съезжались тысячи паломников.
Так продолжалось до революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, насельникам пришлось покинуть родные стены. Уходя, они забрали с собой Далматскую икону Успения Богородицы. С тех пор её местонахождение остаётся неизвестным. Но сохранилось несколько списков древнего образа. Один из них, написанный в девятнадцатом веке, хранится в Знаменской церкви города Барнаула.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Имейте более упования на Бога и веруйте, что и волос с головы вашей не спадет без воли Отца вашего Небесного»
В 1824 году монах Иларион поселился уединённо недалеко от села Троекурово в Липецкой губернии. К нему приходило много людей за духовным советом. Однажды в село Троекурово приехала помещица. Её имение должно было идти в продажу за долги. Монах Иларион принял её и успокоил известием, что Бог даст деньги на погашение долгов. Вернувшись домой, помещица узнала, что имение назначено к описи. Тогда она усомнилась в словах отшельника. Однако вскоре крестьяне принесли ей нужную для взноса сумму, которую сами собрали. А чуть позже пришло письмо от прозорливого монаха Илариона. В нём были такие слова:
«Имейте более упования на Бога и веруйте, что и волос с головы вашей не спадет без воли Отца вашего Небесного».
Все выпуски программы Слова Святых