— Приветствую вас, Владимир Николаевич! Что-то вы понурый сегодня.
— Воспоминания нахлынули, Маргарита Константиновна, ностальгия! Сижу на лавочке один. А в юности, бывало, выйдешь во двор — душа радуется! Старики в шахматы играют, бабушки внучат нянчат, ребятня в казаки-разбойники круги нарезает. Шум, гам! Жизнь кипит!
— Как на картине Игоря Попова «Наш двор»!
— А что это за картина такая?
— Вы наверняка с ней знакомы, просто не обращали внимания на название. Она когда-то была очень популярна, репродукции печатали на открытках, на обложках журналов. Я сейчас найду изображение в интернете, и вы сразу вспомните. Вот, посмотрите.
— Да, да, припоминаю! Чудесная картина! Замечательная! И на ней, действительно, представлена та жизнь, о которой я соскучился. Здесь всё, как я вам описывал — женщины с колясками собрались в кружок, мужчины в настольные игры сражаются, дети резвятся.
— Одни ребятишки играют в снежки, другие лепят снежную бабу, третьи катаются с горки. Прямо во дворе залит каток, и на нём местные «мастера фигурного катания» выделывают пируэты!
— Взрослые тоже не скучают — у каждого подъезда народ толпится!
— И на это свои причины. У одного парадного мы видим переезд, у другого — свадьбу. На переднем плане молодая пара впервые вносит в дом своего новорождённого младенца, и соседи приветствуют нового жильца. А напротив — похороны. Люди собрались, чтобы проститься с человеком, который долгие годы жил рядом.
— Разве так бывает — столько событий во дворе в один день?
— Это образ. Художник показал, что все радости и невзгоды жители делят друг с другом.
— Почему вот так раньше было?
— Русской культуре всегда была свойственна соборность, то есть жизнь в братстве и любви. А в середине двадцатого века она приобрела такую вот форму дворовой общинности. Этому способствовали градостроительные традиции, появившиеся в тридцатых годах. Дома образовывали закрытый двор с детской и спортивной площадками, сквериком. Такое уютное пространство, отгороженное от внешнего мира, было и у дома номер семьдесят пять на Ленинградском проспекте Москвы. Именно там Игорь Попов писал свою картину.
— О соседской дружбе и фильмов немало снято в пятидесятых, шестидесятых годах двадцатого века. «Дом, в котором я живу», например — чудесное кино!
— Работа Игоря Попова «Наш двор» тоже вполне соответствует духу того времени, она написана в 1964 году.
— А сейчас картина где находится?
— Представьте себе, в США, в музее русского искусства в штате Миннеаполис. Его создал в начале двадцать первого столетия американский коллекционер Раймонд Джонсон. Он несколько лет путешествовал по России и покупал картины, в которых отражалось то, что называют русской душой. Хотел познакомить соотечественников с нашей страной, её культурой.
— Я очень рад, что картина «Наш двор» попала за океан. Пусть американцы посмотрят, какие русские сплочённые, дружные. По крайней мере, были полвека назад. Сейчас-то — видите, двор пустой, все по квартирам сидят. Не утратили мы свою соборность, Маргарита Константиновна?
— Конечно, нет, Владимир Николаевич! Двор наш пустой — так это потому что парк рядом. Там и велосипедные дорожки, и тренажёры, и карусели. А соборность в Церкви зародилась, в её основе — общая вера во Христа. И сейчас при каждом храме община — как семья, в которой и праздники вместе встречают, и горе разделяют на всех. Если заглянуть за церковную ограду, то вполне можно написать такую же радостную картину о братской любви, как полотно Игоря Попова «Наш двор».
Деяния святых апостолов
Деян., 16 зач., VI, 1-7.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Во Христе нет ни эллина, ни иудея», — такие слова мы можем найти в наследии апостола Павла. Проповедуя евангельское учение, ученики Спасителя всячески подчёркивали, что граница, существовавшая когда-то между евреями и прочими национальностями, разрушена. Об этом рассказывает нам и отрывок из шестой главы книги Деяний святых апостолов. Он читается сегодня во время Литургии в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
Апостол Павел и прочие апостолы во время проповеди постоянно подчёркивали, что Церковь — новый избранный народ Божий — объединяет теперь всех людей. Вне зависимости от их национальной принадлежности. Но одно дело теория, а совсем другое — практика. И в прозвучавшем отрывке из книги Деяний святых апостолов мы видим, как проявляют себя прежние ветхозаветные представления.
В Иерусалимской Церкви случается скандал. Вдовы нееврейского происхождения начинают возмущаться, что им либо дают меньше, либо вообще не выдают с церковного склада полагающихся продуктов. Так проявляла себя национальная нетерпимость. Служители еврейского происхождения никак не могли изжить в себе прежнего, соответствовавшего ветхозаветным представлениям пренебрежения, испытываемого к представителям иных народов. Становится понятно, что в Иерусалимской общине древних христиан нет того единства, о котором так радостно рассуждал апостол Павел.
Первоначально Иерусалимская община христиан действительно стремилась жить в мире и единомыслии. Но люди, к сожалению, есть люди. И постепенно то там, то тут в христианском собрании стали проявлять себя человеческие недостатки. Кто-то стал утаивать имущество, не жертвуя положенное в общую копилку. Кто-то начал добиваться власти в церковном собрании. А вот христианки-вдовицы из язычников посчитали (скорее всего, обоснованно), что с точки зрения благотворительности им уделяется меньше внимания, чем вдовицам-еврейкам.
Услышав жалобы, апостолы решили не разбираться, кто прав, а кто виноват, а системно разрешить сложившуюся ситуацию. Для этого они предложили всем христианам, вне зависимости от национальной принадлежности, выбрать семь уважаемых мужчин, которые бы отныне взяли на себя все хозяйственные, финансовые и организационные вопросы. Избранных семерых назвали «диаконами», в переводе с греческого — «служителями».
Книга Деяний сохранила для нас имена древних семи диаконов: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Ти́мон, Парме́н, Николай Антиохиец. Относительно последнего диакона — Николая Антиохийца — прямо говорится, что он в прошлом был язычником. Возможно, к среде эллинистов принадлежали и некоторые другие диаконы. Апостолы своим выбором показали христианской общине, что ключевую роль играет не национальность человека, а его вера и готовность служить Церкви.
Но и это ещё не всё. Существует романтическое представление, что в древней Церкви дела обстояли лучше, чем в современном церковном собрании. В чём-то, возможно, да. А в чём-то и нет. Недостатков хватало всегда. Но дело не в них. А в том, как к мы ним относимся. Апостолы не стали мириться с несправедливостью и постарались её исправить с помощью деятельной любви и милосердия. С одной стороны, ученики Христовы не стали отгораживаться от возникших трудностей. А с другой — не пожелали применять жёсткий административный подход. Они избрали золотую середину. Вот и мы призваны поступать так же. Бороться именно с грехом, а не с людьми, помогая им и себе преодолевать совершённые ошибки. А вместе во Христе созидать Церковь Божию — наше утешение, отблеск Царства Небесного на земле.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое»
В 1946 году святителя Луку Войно-Ясенецкого перевели на Крымскую кафедру. Поселился архиепископ на втором этаже ветхого дома. Здесь же располагалась епархиальная канцелярия и жило несколько семей. В доме была теснота, у единственного водопроводного крана выстраивалась очередь. Владыка многим помогал. На архиерейской кухне готовился обед на большое количество человек. По свидетельству очевидцев, приходило много голодных детей, одиноких старых женщин, бедняков и всех здесь кормили досыта. Сам владыка питался очень просто. Одевался тоже более чем скромно — всегда ходил в чинёных рясах. Секретарь епархии вел списки нуждающихся, и в конце каждого месяца по ним рассылались денежные переводы. Святитель учил свою паству тому, в чём сам был примером:
«Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».
Все выпуски программы Слова Святых
Санитарный автомобиль для Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге
«Скорее всего вы мне ничем не поможете, но на всякий случай я решила прийти...» — сказала Наталья, оказавшись на пороге Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге. «У меня давно болят и немеют пальцы на руках. Я уже не способна делать вещи, которые требуют мелкой моторики. Даже пишу с трудом...» — рассказала пациентка врачу травматологу-ортопеду Нике Булавиновой. Наталья — беженка, у неё проблемы с документами и деньгами, поэтому получить медицинскую помощь в обычных клиниках у неё возможности нет. Но в Благотворительной больнице бесплатно помогают всем, кто попал в беду.
Травматолог Ника, внимательно выслушав и осмотрев пациентку, поняла — вернуть подвижность рукам — можно! Во время обучения в медицинском вузе, ей посчастливилось познакомиться с одним из лучших кистевых хирургов России — Николаем Карпинским. С ним на практике студенты подробно разбирали такой же случай, как у Натальи: немеют все пальцы рук, кроме мизинца. Поэтому у Ники не возникло сомнений — сдавлен один из нервов, который необходимо освободить.
Врач успешно прооперировала женщину. И спустя 7 дней радостная пациентка буквально вбежала в больницу со словами: «Доктор! Мои пальцы! Я всё чувствую, они снова меня слушаются и совсем не болят!»
Эта счастливая история случилась благодаря тому, что 6 месяцев назад с помощью отзывчивых людей в Санкт-Петербурге открылась Благотворительная больница. Здесь принимают тех, кто лишился дома, людей без документов и гражданства.
Сейчас больнице нужен санитарный автомобиль для маломобильных пациентов. Сбор на транспорт открыт на странице: https://planeta.ru/campaigns/ambulance
Больше узнать о работе Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге charityhospital.ru и о том, чем помочь, можно на сайте проекта или в социальных сетях.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов