— Маргарита Константиновна, а вы уверены, что мы не заблудились? Все-таки это довольно авантюрная идея — найти ту самую точку, с которой Иван Шишкин в 1860 году написал картину «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». Думаете, у нас получится?
— Верю, что мы уже близко к цели, Андрей Борисович! Я составила маршрут по описанию краеведа Бориса Макарова.
— Никогда не слышал такое имя.
— Это энтузиаст, который в 1984 году отыскал на острове ту самую местность Кукко, что Шишкин упомянул в названии полотна. Своим именем она обязана кукушкам, которые здесь водятся в изобилии. Слышите? Мы движемся в соответствии с описанием Макарова. Прошли от Спасо-Преображенского монастыря вглубь острова вдоль Монастырской бухты, миновали мостик возле часовни Владимирской иконы Божией Матери. И вот уже впереди поблёскивает серебром Кукинский залив. Где-то здесь, на северо-восточном пологом берегу этой заводи и работал художник.
— А вот не здесь ли, Маргарита Константиновна? Вы ведь взяли с собой репродукцию картины «Вид на острове Валааме»? Позвольте взглянуть!
— Давайте вместе посмотрим. Да, вы правы. Вот они, те самые скалы, между которыми виден залив. У Шишкина на картине в этом проёме можно различить силуэт человека. Он машет рукой — приветствует лодку, скользящую по воде.
— Очень похоже! И время для похода мы выбрали удачно — вечереет, длинные тени высоких деревьев рисуют мягкие узоры на камнях. Скалы, подсвеченные закатом, сияют тем неповторимым цветом, что удалось ухватить художнику. Я и названия не подберу — и не розовый, и не оранжевый.
— Может быть, киноварь? Я читала, что это тон, переходный между тёплым и холодным оттенками красного, непременно присутствовал в палитре Ивана Шишкина. Видимо, неспроста. Выбор подсказала природа Валаама, одного из самых значимых мест для художника.
— Насколько я помню, Шишкин работал здесь во время учёбы в Императорской академии художеств?
— Да. Поездка на Валаам была творческим заданием студенту от художественного совета Академии. Иван Иванович обрадовался этой возможности. Он надеялся, что невиданные им прежде северные пейзажи станут источником вдохновения, и не обманулся. Шишкин работал самозабвенно, и его наставники остались довольны результатом. За картину «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» художник получил большую золотую медаль — наивысшую награду в Императорской академии художеств.
— А вот интересно, как Ивану Шишкину удавалось свободно выбирать себе натуру для пейзажей? Ведь в монастыре в середине девятнадцатого века был строгий устав, и перемещаться по острову можно было только с благословения игумена.
— У монастыря было заключено соглашение с Академией художеств. Настоятель обители, игумен Дамаскин (Кононов) тепло принимал студентов, много беседовал с ними, возил на лодке в отдалённые скиты. И никак не препятствовал прогулкам по острову ради творческих поисков. А Ивана Шишкина он выделял особо.
— Правда? Как интересно!
— Да. Как ни странно, у пожилого монаха и молодого художника было много общего. Игумену нравилась работоспособность Ивана, его серьёзность, манера скромно одеваться. И редкие высказывания немногословного студента были близки настоятелю. Он как-то присутствовал при разговоре молодежи о живописи и очень обрадовался, услышав от Шишкина, что красота природы — это Божественное откровение.
— Мысль и впрямь радостная.
— И она прослеживается во многих картинах Ивана Шишкина. Студенческая работа «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» — тоже рассказ о том, что Божия благодать лежит на ветвях, озарённых солнцем, на красных скалах и стальной глади воды. Написанная трепетно и благоговейно, картина впитала в себя молитвенную тишину Валаама.
— Эту тишину и мы с вами, Маргарита Коснтантиновна, почувствовали здесь. И непременно вспомним о ней, когда увидим полотно Ивана Шишкина в Русском музее Санкт-Петербурга.
Деяния святых апостолов
Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём», — такие слова произнёс как-то Иисус Христос. Сын Божий указал тем самым на трагическое обстоятельство. Народ, к которому Спаситель по человеческой природе принадлежал, Его не принял. Подобная участь коснулась многих учеников Христовых. Об одном из них, мученике Стефане, повествуется в отрывке из 6-й и 7-й глав книги Деяний святых апостолов. Данное чтение звучит сегодня во время литургии. Давайте послушаем.
Глава 6.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Глава 7.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:
49 Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Слова, которые мученик Стефан произносит перед смертью, напоминают речи ветхозаветных пророков. В особенности, Иеремии, Исайи, — тех, которые были казнены соплеменниками за обличительную проповедь. Современникам пророков крайне не нравилось, что кто-то указывал на их грехи, требовал искреннего покаяния. Вот и святой Стефан, человек праведной жизни, был схвачен и убит за то, что стремился следовать правде Божией.
Что же так возмутило слушателей Стефана? Прежде всего, то, что мученик посягнул, как им показалось, на святое — на авторитет ветхозаветного патриарха Авраама. Неужели Стефан действительно произнёс нечто оскорбительное? Вовсе, нет. Он лишь продемонстрировал слушателям, что прошлое и превратное представление о нём, не есть одно и то же.
Современники Стефана полагали, что уже по происхождению своему они занимают привилегированное место в мире, а за тщательное соблюдение заповедей им полагается гарантированная награда. Мученик же напомнил им, что величайший праведник Ветхого Завета, Авраам, ничего из обещанного ему лично не получил от Бога. Земля обетованная так и не стала собственностью Авраама. У него не родилось множество детей, а имелся только единственный сын — Исаак. Является ли это доказательством ущербности духовного наследия патриарха? Нисколько. Ведь он сам вовсе не нуждался в материальном, не требовал от Господа чуда, но смиренно стремился служить правде Божией.
По зависти и гордости люди казнили Христа. Ровно по той же причине они наложили руки и на Стефана, хотя, как подмечает библейский текст, лицо его было подобно ангельскому и в святости его не было сомнений. Впрочем, легко укорять других за их ошибки. Значительно сложнее взглянуть на самих себя. Сто лет назад наш народ поднял руку на святыню Божию, отправил в лагеря и на казнь множество православных христиан — священнослужителей и мирян. Семь десятилетий вера в нашей стране считалась мракобесием, признаком психического расстройства. Исторический урок, который мы сами себе устроили, поистине горек. Но забывать его нельзя, чтобы не случилось с нами нечто худшее.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит»
В 1927 году архиепископ Воронежский Пётр Зверев прибыл на Соловки отбывать десятилетний срок заключения. Ссыльный епископат избрал владыку Петра главой соловецкого православного духовенства. Владыка помогал заключённым, возглавлял тайные богослужения. Стремясь уничтожить влияние владыки на узников, власти отправили его на остров Анзер. В январе 1929 года владыка в письме посетовал духовным детям, что шестое Рождество встречает вне дома, не с близкими людьми. Здесь же он написал:
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит».
Все выпуски программы Слова Святых
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу»
Во второй половине 18 века иеромонах Косма Этолийский проходил духовную подготовку на Святой Горе Афон. Однажды на богослужении он услышал слова Христа о том, что христианин должен заботиться не только о своём спасении, но и о спасении братьев. Эта фраза прозвучала как призыв Божий к действию. Он получил благословение афонских старцев и отправился в Константинополь. Здесь познакомился с патриархом Серафимом Вторым и рассказал ему о своих миссионерских планах. Патриарх одобрил идеи монаха Космы, назначил его главным проповедником Восточной Церкви. Миссионерские путешествия монаха Космы Этолийского продолжались почти двадцать лет. Он побывал в Греции, Малой Азии, странах Балканского полуострова. Боль за непросвещённый народ, забота о ближнем сделали для него просветительское служение смыслом всей жизни. Проповедник Косма говорил:
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу».
Все выпуски программы Слова Святых