В петербургском посёлке Стрельна, неподалёку от Константиновского парка, располагается пожарная часть. На вполне современном здании висит табличка: «Пожарно-спасательный отряд имени князя Александра Дмитриевича Львова». «Огненный князь» — так его называли. В конце 19 века Александр Львов создал первую в России добровольную пожарную дружину. Спасению людей от огненной стихии он посвятил всю свою жизнь.
В Стрельне, одном из самых престижных пригородов Петербурга, князь с детства проводил летние месяцы. Здесь строила себе дачи — а лучше сказать, загородные дворцы — столичная знать, и отдыхали члены императорской фамилии. Сам Львов был правнуком одного из владельцев Стрельны, великого князя Константина Павловича. Всем был хорош городок: тихий, зелёный. Вот только слишком уж часто случались там пожары. Со стороны Финского залива Стрельну обдували сильные ветра. И если, не дай Бог, где-то загоралось, огонь разносился по посёлку очень быстро. Пока пожарные на лошадях добирались из Петербурга, несколько домов успевали сгореть дотла. Казалось бы — вывод очевиден. Стрельне просто необходима своя пожарная команда! Но почему-то пришла эта конструктивная мысль тогда в голову только одному человеку — семнадцатилетнему Саше Львову.
На окраине семейных стрельненских владений, за рекой Ижоркой, Саша решил построить пожарное депо. По всем правилам — с каланчой и казармой. Он даже сам разработал проект здания. А пока строители воплощали его в жизнь, молодой князь отправился обучаться премудростям брандмейстерской службы в Казанскую пожарную часть Петербурга. К июню 1880 года была сформирована, и на средства Львова полностью укомплектована, первая стрельненская пожарная команда. Без дела огнеборцам, как и ожидалось, сидеть не пришлось. Только за первые десять лет существования дружина князя Львова потушила более двухсот пожаров — не только в самой Стрельне, но и в соседнем Ораниенбауме. К 1890 году Александр Львов организовал в окрестностях Петербурга десять пожарных депо, по примеру стрельнинского. А ещё через два года по инициативе «огненного князя» в столице прошла первая Всероссийская пожарная выставка, которую посетил и одобрил император Александр III.
Князь не просто покровительствовал пожарным. Но и сам жил активной жизнью команды. Огнеборцы вспоминали, что Александр Дмитриевич наравне с остальными нёс строевую и караульную службу. Драил полы в казармах, чистил лошадей и амуницию, участвовал в общих молитвах. И, конечно, выезжал вместе со всеми на тушение пожаров, неизменно проявляя храбрость и самоотверженность. В 1893 году по инициативе Александра Дмитриевича было создано Императорское Российское пожарное общество. А при нём — «Общество Голубого Креста» — благотворительная организация для оказания помощи пострадавшим пожарным и членам их семей. Возглавил её князь Львов.
Его милосердие распространялось не только на огнеборцев. Князь был активным участником благотворительного братства для поддержки нуждающихся, организованного на приходе стрельнинского Спасо-Преображенского храма. Жертвовал деньги на благоустройство сельского училища в Стрельне и помогал детскому приюту. В своём калужском имении Железцово князь открыл двухклассное училище, специально для которого выстроил каменное здание. Когда в начале 1890-х в Россию пришла эпидемия холеры, Александр Дмитриевич открыл в Стрельне лазареты для больных и закупал все необходимые медикаменты.
О его добрых делах помнят и сегодня. В 2013 году в Санкт-Петербурге неподалёку от пожарной части, носящей имя «огненного князя», был установлен памятник Александру Дмитриевичу Львову.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.