В каждый из дней Страстной седмицы, недели перед Пасхой, Православная Церковь молитвенно вспоминает последние события из земной жизни Иисуса Христа. Так, в Великий Четверг (в четверг Страстной недели) большинство песнопений, звучащих во время богослужения, рассказывают нам о Тайной вечери — последней трапезе Спасителя со Своими учениками. Христос вместе с апостолами пришел в Иерусалим, чтобы отпраздновать там иудейскую Пасху — торжество в память об освобождении древних евреев из египетского плена. Обязательной частью праздника была трапеза, во время которой читались отрывки из Писания, посвященные событию Исхода из Египта. Спаситель, понимая, что скоро Его ждет расставание с апостолами, использовал пасхальную вечерю, чтобы установить на ней таинство Евхаристии. Спаситель благословил хлеб и чашу с вином. Внешне хлеб и вино остались прежними, но изменилась их сущность. Они таинственным образом стали Телом и Кровью Христовыми. Проникновенно о духовном значении последней трапезы Христа рассказывает песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь». Его содержание комментирует священник Антоний Борисов.
Песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь» звучит в Православных храмах на Литургии Великого Четверга. Звучит в особенный момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином в алтарь, где они будут впоследствии освящены и станут Телом и Кровью Христовыми. Хор в это время поет такие слова: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем». В переводе на русский язык они значат следующее: «Сын Божий, сделай меня сегодня участником Твоей Тайной вечери: я врагам Твоим не открою тайны, и не дам Тебе такого поцелуя, как Иуда, но как разбойник (покаявшийся на кресте) верую в Тебя и говорю Тебе: вспомни меня, Господи, в Твоем Царстве». Песнопение говорит нам сразу о нескольких важных вещах. Первая — это то, что Литургия — особое богослужение, которое возвращает нас на Тайную вечерю, делает нас её участниками наравне с апостолами. Ещё одним важным моментом является то, что на Тайной вечери присутствовал Иуда, и он даже причастился. Но участие в таинстве не принесло ему пользы — лжеапостол уже предал Христа и принимал Тело и Кровь Спасителя лицемерно.
Молитвословие «Вечери Твоея тайныя днесь» звучит в православных храмах не только в Великий Четверг. Священник на каждой Литургии перед началом причащения прихожан громко произносит его вслух. Так он призывает людей ответственно относится к участию в Евхаристии. Помнить о том, что Литургия переносит нас на Тайную вечерю. Разделить трапезу со Христом могут только люди, имеющие, как благоразумный разбойник, покаяние перед Богом. Давайте послушаем песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь» в исполнении хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Все выпуски программы Богослужебные песнопения
3 февраля. О подвиге Преподобного Максима Исповедника
Сегодня 3 февраля. День памяти Преподобного Максима Исповедника, жившего в седьмом веке в Константинополе.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Преподобный Максим Исповедник жил в сложное апокалиптическое время, которое многим казалось последним. В попытке вернуть монофизитов Египта и Сирии в церковное единство, император Ираклий при содействии церковной же иерархии сформулировал учение о том, что у Господа Иисуса Христа не было человеческого действия и человеческой воли — монофизитизм. Европа все еще переживала переселение народов. В трагических обстоятельствах и потрясениях времени мало кто продолжал следить за чистотой православного исповедания и находиться в поисках нравственной чистоты и догматической правды. Весь мир, казалось, находился в поисках компромисса. Но не таков был Максим Исповедник. Именно он в союзе с православным папой римским дерзновенно выступил против еретической политики императора в вопросах учения, за что в итоге и пострадал. После долгих гонений, суда и несправедливого осуждения, Максиму отрубили правую руку и вырвали язык, чтобы он более не мог ни проповедовать, ни писать. Спустя несколько лет он умер в ссылке на Кавказе.
Преподобный Максим оставил после себя многие аскетические и нравоучительные произведения, а также толкования на сложнейшие места писания. Максим не принадлежал к клиру, но был простым монахом. Однако это не мешало ему чувствовать свою ответственность за все происходившее тогда в церкви и в церквях во вселенском масштабе. Этой его твердости в вере, максималистской, святой бескомпромиссности Максима, умению жить правдой писания и преданий, не идти в ногу со временем в самые сложные последние времена, мы, православные христиане, призываемся подражать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 февраля. Об истории Ватопедской Иконы Богородицы «Отрада и Утешение»
Сегодня 3 февраля. Церковь чтит Ватопедскую Икону Богородицы «Отрада и Утешение».
О её истории — протоиерей Владимир Быстрый.
Эта икона находится в монастыре Ватопед, в переводе «Куст Отрока» на Святой горе Афон. По-гречески эта икона называется «Парамифия», то есть дословно «утешение». Она стала известна и почитаема после происшедшего от неё чуда. Это произошло 21 января 1320 года. Банда пиратов высадилась около Ватопеда, спряталась в горах и ожидала, когда откроют монастырские ворота. Понятно, что они хотели ограбить обитель. Действительно, была такая традиция. После утреннего богослужения игумен передавал ключи привратнику, который открывал ворота и впускал паломников. Но вдруг игумен услышал голос, который исходил от образа Божьей Матери. Божья Матерь запретила отворять ворота в этот день. Наоборот, она сказала подняться на стены для отражения нападения разбойников. Игумен посмотрел на икону и увидел, что Богомладенец на иконе закрывает уста Пресвятой Богородицы и, обращаясь к матери, говорит: «не надо, мать моя, не возвещай им всего. Пусть они получат то, что заслужили, потому что не берегут о своих монашеских обязанностях». Но Богородица держит свою руку на запястье младенца, как бы отводя руку от своих уст.
Вот такую чудную икону мы имеем для нашего молитвенного поклонения. Мы видим и знаем, что Пресвятая Богородица всегда заступается за род человеческий. Как мать она проявляет родительскую настойчивость и даже материнскую строгость. Вся любовь ее направлена к роду человеческому.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 февраля. О том, что может противопоставить христианин сквернословию
Сегодня 3 февраля. Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой.
О том, что может противопоставить христианин сквернословию — священник Стахий Колотвин.
Отнюдь не всегда уместно выражение «лучшая защита — это нападение». Однако в ситуации борьбы с ненормативной лексикой, которую мы вместе со всем миром сегодня празднуем, эта фраза как никогда актуальна для любого православного христианина. Потому что человек неверующий, ему противопоставить сложно что-то. Он может опираться на свое воспитание, на какие-то культурные рамки, на корпоративные стандарты. Ну, то есть всегда будет просто в обороне. Вокруг него будет звучать ненормативная лексика, но он будет отбиваться, переключая свое внимание. Он будет отбиваться тем, что у него есть крепкая броня этикета. А что же может сделать христианин, чего недоступно окружающим?
На самом деле ненормативная лексика заполняет те пустоты в нашей душе, где должна быть молитва. Молитва не по расписанию, не молитва, которая перед едой или в начале дня или в его конце, не молитва благодарственная за какое-то благодеяние, не молитва, когда нам нужно что-то Господа серьезно попросить. Порой просто выпадает некоторое испытание, либо в моменте, либо загорелась страсть в нашей душе. И человек понимает, что нужно еще духовное усилие. Но если не сделать благого духовного усилия, если не помолиться, то даже если человек будет воспитанный, ругательство прозвучит у него, по крайней мере, среди его мыслей. Наша же христианская задача — помолиться, и места для ругательства просто не останется.
Все выпуски программы Актуальная тема