В день Преображения Христова Православная Церковь молитвенно вспоминает, как Спаситель на вершине горы Фавор явил ученикам-апостолам Свою Божественную природу. Интересно, что в Евангелии не указано название горы, на вершине которой состоялось Преображение Спасителя. Фавор — отдельно стоящая гора на севере Палестины стала почитаться местом чуда на основании древнего Предания. Именно на вершине Фавора святая императрица Елена решила построить храм. Существует также версия, что Преображение произошло на одном из отрогов Ермонской гряды — горной цепи на самом севере Палестины. Однако эта гипотеза противоречит евангельскому повествованию. Согласно тексту Писания перед Преображением Христос и апостолы находились в городе Кесария Филиппова и оттуда около семи дней шли до горы Преображения. Кесария находится рядом с Ермоном, до Фавора же путнику предстоит добираться как раз около недели. О горе как месте Преображения говорит нам кондак — одно из главных песнопений праздника. О содержании молитвословия рассказывает священник Антоний Борисов.
Первое упоминание о кондаке в честь Преображения относится к 7-му веку. Первоначально кондак представлял собой целую поэму. В настоящее время на богослужении исполняется только краткий ее отрывок. Послушаем церковнославянский текст текст кондака:
«На горе́ преобрази́лся еси́, / и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́, / сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша, / да егда́ Тя у́зрят распина́ема, / страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное, / ми́рове же пропове́дят, // я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние».
В русском переводе этот текст выглядит так:
«Ты преобразился, Христе Боже, на горе, и ученики Твои созерцали славу Твою, насколько могли воспринять ее, чтобы, когда увидят Тебя распинаемым, уразумели, что страдание Твое добровольно, и проповедали миру, что Ты воистину Отчее сияние».
Кондак Преображения указывает на связь этого события с распятием Христа на Голгофе. Чудо на вершине Фавора должно было подготовить апостолов к грядущей трагедии. Что нашло отражение и в церковном календаре — Преображение отмечается за сорок дней до Крестовоздвижения, дня особого поклонения кресту Христову. Спаситель Преобразился на вершине одной горы и был распят на вершине другой.
Преображение Господне ежегодно отмечается 19 августа по новому стилю. Именно в этот день в четвертом веке произошло освящение Преображенского храма на горе Фавор. Сюда для участия в богослужении сходились клирики, местные жители и паломники из других храмов и монастырей Иерусалима. Впоследствии празднование Преображения распространилось по всей Православной Церкви. И сегодня праздничные песнопения Преображения Господня звучат не только на вершине Фавора, но и в каждом православном храме. Послушаем кондак праздника в исполнении хора Минской духовной семинарии.
Все выпуски программы Богослужебные песнопения
2 февраля. О добродетелях пастыря
В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла Тимофею есть слова: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте».
О добродетелях пастыря — священник Захарий Савельев.
Эти слова апостола Павла, которые он адресовал Тимофею, своему ученику, сейчас записаны на крестах духовенства. С обратной стороны эта надпись на кресте является постоянным напоминанием для священника, каким он должен быть. Это постоянное пребывание своим умом в Боге. Это непрестанное желание жить по заповедям. И даже в тяжелые моменты, когда у человека не остается сил, это самоконтроль и упование на Бога. Даже в те моменты, когда человека посещают искушение, чтобы отвернуться, поступить не по правде, не по заповедям Божьим. Образ «будь верным» в слове, житии и в любви относится к епископам и к священникам. Потому что и во времена апостола Павла, как многие мы можем помнить, епископ и священник — это были синонимы одного служения. И сегодня эти слова относятся, конечно, к пастырям, но в том числе и к посомым. Отец в семье тоже является пастырем, мать в семье является примером. И потом дети, которые будут, подражая своим родителям, создавать свою семью, свою ячейку, свою малую церковь, они тоже будут обязаны следовать этим словам апостола Павла, которые он тогда написал Тимофею.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 февраля. Об истории патриаршества в России
Сегодня 2 февраля. В этот день в 1945 году Митрополит Алексий (Симанский) избран Патриархом Московским.
Об истории патриаршества в России — протоиерей Михаил Самохин.
В слове «патриарх» первый корень означает «отец». Патриарх — отец Церкви. И после веков безотцовщины русской церкви она в ХХ веке избирает святителя Тихона — подвижника и мученика. Это было великим событием для нашей церкви. Она обрела отца. В тяжелейшие годы Великой Отечественной, после кровавых гонений, церковь в 1943 году вновь обретает Патриарха. Но совсем скоро, в мае 1944-го, вновь его теряет. И в следующем году, когда советская власть уже не нуждалась в помощи церкви для подъема и сплочения народа, избрание нового Патриарха было вовсе не предопределено. Но милостью Божией в 1945 году церковь избирает Патриарха Алексия, которому предстоит управлять ею четверть века. Блокаду в Ленинграде, еще в сане митрополита, послевоенное восстановление храмов и семинарий, хрущевские гонения, расцвет брежневского застоя — все это довелось пережить святейшему Патриарху Алексию, дворянину, который стал архиереем еще в 1913 году, в год 300-летия дома Романовых.
Святейший Патриарх Алексий, который прожил больше 90 лет, самим своим служением стал образом неразрывности духовной традиции в бурном XX веке. Благодаря ему во многом сохранилась преемственность церковного устроения и культуры, насколько это позволяли условия служения.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 февраля. О том, как развиваются отношения церкви, государства и общества в наши дни
Сегодня 2 февраля. В этот день в 1918 году Совет народных комиссаров принял декрет «Об отделении Церкви от государства и школы».
О том, как развиваются отношения церкви, государства и общества в наши дни — протоиерей Константин Харитонов.
В XXI веке уже Святейший Патриарх Алексей II сказал, что Церковь отделена от государства, да, но не от общества. Не отделена Церковь от народа. Поэтому мы видим, как народ тянется к Церкви, мы видим, как множество задается вопросов, как молодежь интересуется православной культурой. И многие сегодня выбирают изучение именно православной культуры. Да, есть много трудностей, есть много вопросов у современного общества, много недопонимания, но открыт диалог. Этот диалог ведется со всех сторон. И в школах, и в вузах, и по телевидению, и в интернете. Многие священники, блогеры становятся популярными, и у них существует множество подписчиков. Открыты воскресные школы. Каждый воскресный день дети посещают после службы воскресную школу и получают знания основ православной культуры. Также приглашают священников и в школу, и в высшие учебные заведения. И, конечно, этот диалог будет продолжаться и дальше, потому что обществу необходима вера. Народ хочет прийти к своей культуре, не только к культуре, а самой вере, потому что вера — это сердце народа. И дай Бог, чтобы воссоединилась наша православная вера в большинстве с нашим народом. Для этого, конечно, необходимы любые контакты на любом уровне. И мы видим, как святейший Патриарх Кирилл об этом говорит и это поддерживает, и сам является неустанным проповедником Слова Божия, Евангелия и веры православной.
Все выпуски программы Актуальная тема