Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

«Интернет и медиа-пространство». Священник Стахий Колотвин

* Поделиться

о. Стахий Колотвин

У нас в студии был настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митино священник Стахий Колотвин.

Мы говорили о том, какие вызовы ставят перед современным человеком Интернет и медиа-пространство, и как научиться использовать имеющиеся ресурсы с духовной пользой.

Ведущие: Алексей Пичугин, Марина Борисова


А. Пичугин:

— Дорогие слушатели, Здравствуйте. «Светлый вечер» на светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин...

Борисова:

— Марина Борисова.

А. Пичугин:

— Здесь также, в этой студии, мы приветствуем священника Стахия Колотвина, отец Стахий настоятель храма Крестовоздвиженского в Митино. Добрый вечер.

Иерей Стахий:

— Добрый вечер.

Борисова:

— Отец Стахий, насколько знают все наши радиослушатели и все здесь сидящие, в этой студии, жизнь современного православного христианина, и в том числе священника, в значительной степени связана с интернетом, с медиапространством и вот, плавая по этим волнам, хорошо бы удержаться от подводных камней и как-то научиться в этом во всем обретать пользу и избегать каких-то отрицательных моментов. Но вы как человек, очень плотно включенный в медиа-деятельность, священник, вот как вам лично удается эти подводные камни такой медиа-жизни, интернет-жизни избегать?

Иерей Стахий:

— Ну мне немножко тут легче, потому что я на самом деле не очень плотно включен в интернет-жизнь. Есть священники, для которых это, можно сказать, центральное служение. Ну понятно, для любого священника центральное служение — это Божественная литургия. Но можно сказать, как центральная внебогослужебная деятельность. То есть батюшка послужил, особенно люди, кто там в регионах, в небольших городах, в селах, и люди сосредоточены, правда, вот каждый день общаются там, ведут прямые эфиры, отвечают на вопросы, записывают ролики и так далее. Эта ниша, она у нас хорошо развита, в том числе вынужденно. Потому что есть активные батюшки, а вокруг, увы, какой-нибудь умирающий депрессивный город, где экономика рухнула, молодежь уезжает, и они находят, куда применить свою энергию. Не всегда эта энергия, она идет там в пользу, много есть каких-то анекдотичных случаев, много есть какой-то там чепухи, но, в принципе, эта деятельность, замечательно, что она в принципе ведется, пусть и со всеми ошибками. Потому что люди все остальные вокруг, кто не батюшки, они тоже сидят в интернете. И эпоха коронавирусного поветрия, она еще больше всех в интернет загнала. Те люди, кто не ленился выйти из дома, они уже теперь ленятся, вся экономика под это подстраивается, службы доставки там продуктов, всего чего угодно, все что можно там в электронном виде там почитать, посмотреть, обсудить. Там стартапы разрабатывают, как вместе можно смотреть фильмы и сериалы — то есть уже не собираться в гостиной друг у друга, а просто все вместе подключились к сервису, и вот как-то вместе как обсуждаешь просмотр, кто-то там вышел в туалет — на паузу поставил. То есть настолько вот эта так называемая метавселенная — помню, наш Синодальный информационный отдел такие курсы предлагал, я тоже с большим интересом год назад на них ходил, и тоже были сотрудники разных IT-компаний крупных, которые вот в том числе и рассказывали про это, метавселенную, то есть тоже какой-то ответ есть, ответ этот положительный. Да, поскольку у нас, в принципе, священники могут сказать много чего, что там и не очень к православному богословию относится, могут и суеверия плодить — от этого куда деваться, то точно так же и когда в интернет это выливается, тут тоже некоторая пропорция есть. Но все равно свято место пусто не бывает: если этим не заполнять священнику в какое-то свое свободное время, это будут заполнять сектанты. Увы, сейчас никто уже не ходит — вот раньше, в 90-е годы, да и в 2000-е, и в 2010-е еще останавливались на улицах и предлагали о чем-то поговорить. Сейчас отслеживают сектанты (я тоже занимаюсь тем, что в благочинии слежу вот за какой-то действием сект в окружающих наших там районах), что у человека какие-то грустные фотографии, грустные статусы в соцсетях — за ним наблюдают, и при этом он человек, как-то там проявляющий интерес к религии — и сразу к нему постучатся в друзья, напишут комментарии поддержки вот как раз такие охотники.

А. Пичугин:

— Одно известное сообщество, имени синего самого крупного млекопитающего, в мире так работало.

Иерей Стахий:

— Да. По сути, сектанты, они работают вот по таким схемам, которые, увы, даже к самым страшным вещам там приводят. Поэтому вот эта деятельность, она, конечно, большой плюс. Тем не менее я к ней сопричастен лишь косвенно. Я стараюсь вести свои социальные сети, каждый день что-то написать, чем-то поделиться, но для меня это все-таки вторичное занятие. Как ни крути, сейчас больший результат, эффект, охват — никакие личные сети с этим не сравнятся, —дает радио и телевидение. Я поскольку служу в первопрестольном граде Москва, где находится редакция наших православных каналов, где находится наше замечательное Радио ВЕРА, где мы сейчас беседуем, где действуют федеральные каналы, и тоже центральные их съемочные площадки. И поэтому если священника там каких-то хоть 30 секунд эфирного времени на каналах, где о Боге вообще ничего не говорят, достается, то тоже нужно время этому посвящать. Понятное дело, когда я еду на какой-нибудь там на Первый канал, и я приезжаю там за 40 минут до программы, потом программа записывается, со стопами, потом еду — я на это потратил большую часть дня. А мне досталось там действительно 30 секунд эфирного времени. Может, я сказал на пять минут, все равно порезали, вот оставили какую-то фразу. Все равно это не зря. Кажется, ну вот обидно, КПД низкий. Нет, зато это вот услышали миллионы. Миллионы, которые никогда ни в каких соцсетях никакого священника не соберутся и ничего не заметят. И для меня это вот на такое дело важное в том числе, когда ты в дороге как-то находишься, по направлению к телевидению, к радио, ты тоже можешь чуть-чуть своей интернет-деятельности посвятить. Поэтому мне в этом плане легче, потому что у меня есть живое общение приходское — то есть тоже я собираюсь со своими прихожанами на евангельскую группу, и заодно ее могу включить трансляцию у себя в Телеграм-канале. И уже тоже, где-то какое-то вот общение все-таки наше такое более тесное, я его не включаю, не транслирую, хотя там для наших прихожан уже там ЯндексТелемост, уже и в общение можно дистанционно подключиться. А для такой вот уже широкой публики, можно сказать, лекционную часть своей евангельской группы тоже могу там публиковать, то есть я его веду как некоторое дополнение. Собственно, вот у нас была приходская группа в каких-то мессенджерах, но вот как-то от этого я потихонечку стал уже и к личному каналу. Более того, тут можно сказать: ой, что ты, это модно, молодежно. Но соцсети у меня всегда были личные просто как фотоальбом — я делился с друзьями снимками из различных путешествий, паломнических и не очень. А потом просто вот несколько лет назад, мне мой папа сказал: что ж ты, возьми и начни вести вот в такой социальной сети страничку специально, как такую просветительскую. Я папу послушался и начал вести, и потихонечку так народ собрался, собирался, сначала тысячи, потом там десятки тысяч как-то там набралось. Потом — раз, эту соцсеть запретили, ну в каких-то других начинаешь там общаться. То есть это все равно я вижу, результат есть. Самый главный результат, как можно оценить эту деятельность — это личное общение. Личное общение — это когда люди, что-то они посмотрели, как ты для публики какую-то мысль излагаешь, какой-то твой пастырский подход, какое-то направление, просто какое-то твое переживание, видеть тебя как живого человека — и человек приходит к тебе в личные сообщения с каким-то вопросом по своей ситуации. Может, у него в его городе есть замечательный батюшка, очень старенький, но уже он там и плохо слышит, и уже тяжело ему что-то пояснить, и вообще не понимает реалий современного времени. И человек что, он берет, и как-то увидел батюшку, услышал, как-то ему написал, и обычно я так отвечаю звуковым сообщением. Тоже, если неудобно, кого-то запамятовал — иногда сообщения ушли, я не ответил, а потом я их не могу найти. Поэтому, дорогие друзья, кому я не ответил в личных сообщениях, пожалуйста, не стесняйтесь мне напомнить. Это не потому, что я уклоняюсь от ответа, а потому что, правда, вот как-то убежал поток и не можешь ответить. Вот, конечно, если мы посмотрим на приход, то что мы увидим, священник как ведет пастырскую работу? Он ее ведет через проповедь — для всех, через беседу — для всех, то есть общие. Но все равно, помимо этого, это есть частная пастырская работа — ну и как в рамках исповеди, и, конечно, в рамках беседы, вне исповеди, когда если у человека есть какой-то духовный вопрос, как в той или иной жизненной ситуации поступить и остаться христианином, поступить более по-христиански. Если мы это выводим в интернет, то тоже, по сути, ситуация к этому и должна сводиться, что тоже есть некая проповедь широкая, которую все слышат, которую каждый к себе может постольку поскольку применить, заинтересоваться, поделиться с какими-то своими близкими: ой, смотри, что я услышал, узнал. И из этого уже, может, тоже дистанционное будет какое-то личное общение — созвониться, поговорить с человеком. А иногда человеку важно, помню, вот что именно не созвониться, а человеку все равно как-то охота видеть священника, и что я созванивался через видеозвонок. Там из Сибири женщина звонила, тоже непростая жизненная ситуация, ей вот было важно там смотреть просто на священника в этот день. Тут можно, конечно, сказать и тоже там: ой, батюшки берут и там как-то переманивают прихожан как-то из Сибири себе. Ну как я из Сибири могу кого переманить? Нет, просто ситуации действительно разные бывают. Вот я просто рос в 90-е годы в Москве и, я помню, все храмы старинные были в центре Москвы. Некоторые храмы усадебные, которые были вокруг Москвы до революции, стали одни там на сотни тысяч жителей в спальных районах. И в большинстве этих храмов ну волей-неволей отношение такое: тебе что-то не нравится? На твое место придет еще десять человек, иди отсюда. И люди брали и ездили там с двумя пересадками, там детские коляски. Помню, как у меня мама брала там, брата запихнуть в коляску с сестрой, тоже в троллейбус, через три ступеньки на этих всех пересадках.

А. Пичугин:

— А все равно это московская ситуация, все равно в Москве это всегда проще.

Иерей Стахий:

— В Москве все равно тебе, чтобы куда-то добраться до священника, который тебя выслушает, который даже не то что выслушает, а у которого какой-то есть отклик сердца, ты должен какой-то труд приложить.

А. Пичугин:

— Представьте себе, что этот труд гораздо меньший, чем у человека, у которого нет вообще никакого выбора, и социальных сетей нет, и не могут посмотреть или послушать вас или кого-то еще из священников, кто постоянно участвует, кто постоянно что-то выкладывает, кто постоянно отвечает на вопросы. Я понимаю, что у кого-то это в сердце отзывается, он может посмотреть видео с вашим участием, он может почитать вас в социальных сетях. Он может отца Павла Островского, там он постоянно отвечает на вопросы, задать какой-то вопрос, получить какой-то ответ, который будет ему по сердцу. Но живет он в маленьком, крошечном поселке, где есть один храм, и где священник совершенно других взглядов, и человек не может эти вопросы задать и хотя бы представить, что может быть у Церкви, в Церкви альтернативный взгляд на его проблему. С одной стороны, конечно, социальные сети дают для этого огромное поле деятельности разным священником. С другой стороны, возможность людям, у которых нет вот такого количества храмов в доступе, даже как в Москве 94-го года. Но, с другой стороны, у нас все равно остается, и это самая распространенная история в России, когда один храм на многие километры и один священник на несколько тысяч человек, которые безальтернативно могут слушать только его мнение по разным вопросам. И вот это проблема.

Иерей Стахий:

— Проблема, потому что, если мы посмотрим, у нас даже святые отцы друг другу противоречат. Вот человек, который только воцерковляется, для него это может стать даже некоторым шоком. Ну ведь там ходит: святые отцы так-то говорили. А там вспоминаешь — ну вот хрестоматийный пример тоже, помню, вызвал бурное обсуждение пару лет назад, опубликовал коротенькую заметочку о взаимоотношениях Иоанна Златоустого и Епифания Кипрского, да. И Иоанн Златоуст считал Епифания Кипрского еретиком, Епифаний Кипрский считал Иоанна Златоуста еретиком, и они, самое главное, не примирились, а умерли оба вот в таком как бы, расставшись на такой ноте. Если мы соглашаемся с мнением каждого святого отца, соответственно, и Иоанн, и Епифаний, святители, оба еретики, соответственно, их слушать не надо — ну вообще такой парадокс. Нет, все люди несовершенны, и как раз Дух Святой, Он в Церкви не как в отдельном человеке безошибочно что-то вещает, и поэтому мнения надо собирать. Я помню, что даже я, когда все-таки неожиданно в 11 классе решил поступать не на юрфак и не идти в политику, а все-таки становиться священником, то так неожиданно, просто надо было решить, а куда же мне направиться для места обучения. И действительно, мама посоветовала: ну ты возьми, устрой некоторый опрос среди тех священников, которые тебя как-то вот знают. Тут попроще — Москва большой город, и я действительно объехал несколько священников, кто там меня в детсадовском возрасте знает, кто еще в каком-то, ну кто хотя бы меня понимает, и мне не просто там по ходу каких-то проблем что-то стандартное ответит, а кто меня знает и как-то мне может сопереживать и что-то подсказать. Я действительно объехал нескольких батюшек и тоже спросил: там в Сергиев Посад, в семинарию, или в Свято-Тихоновский университет? Вот тоже я не то что собирал голосование, а собирал то, что услышать — какие-то доводы, какие-то там аргументы. Вот я все-таки слушал-слушал и вот выбрал Свято-Тихоновский университет. Хотя были батюшки тоже, которых я очень уважаю, которые говорили: нет, лучше там, правда, закрыться в монастыре, в Сергиевом Посаде, там как-то вот подготовиться.

А. Пичугин:

— А кто-то говорил: да зачем тебе все это надо, иди на юрфак?

Иерей Стахий:

— Как ни странно, таких не было. Потому что, может, у меня они видели мой такой молодой задор, с которым я, собственно, и пришел. Царствие Небесное владыке Алексию Флорову, настоятелю Новоспасского монастыря. Потому что я к нему пришел не за выбором, а за благословением на юрфак идти, хотелось в политику. А он меня немножко образумил. Спасибо ему.

А. Пичугин:

— Напомним, друзья, что в гостях у светлого радио сегодня священник Стахий Колотвин, настоятель Крестовоздвиженского храма в Митино, в Москве.

Борисова:

— Ну вот это хорошо, когда вы собирали эти мнения в личном контакте. А люди собирают эти мнения в интернете, и качество восприятия совершенно другое. Одно дело, когда глаза в глаза, а другое дело, когда вполне уважаемые священники, каждый хорошо известен, потому что и на телевидении, и на радио периодически его и видно, и слышно, и в интернете можно найти ролики с ним, но они зачастую противоречат друг другу. Хорошо, когда мы рассуждаем об отцах Семи Вселенских соборов, которые, собственно, для того на соборы и собирались, чтобы свои разногласия каким-то образом разрешать. А здесь человек предоставлен самому себе, там нет никакого консенсуса, там нет арбитра. Человек просто смотрит: вот один священник по этому поводу говорит одно, другой говорит другое, третий третье. В голове полная каша. Вроде как все уважаемые люди, но ориентиров в интернете таких нет, и человек сталкивается для себя с неразрешимым противоречием. Ему надо на что-то опираться.

Иерей Стахий:

— Тут еще ситуация сложнее, если человек не монах и не находится в абсолютном послушании у духовника. Ну мирянин, большинство людей в мире, то даже если у него есть духовник, которому он всецело доверяет, и ему духовник что-то сказал, все равно ответственность за поступок будет на нем. В том числе согласится или не согласится с духовником. В том числе и стараться избегать там духовника, который тебе что-то диктует и за тебя что-то решает. Священник может только предложить некоторое свое пастырское видение, как лучше поступить сейчас в такой-то ситуации, чтобы хоть как-то на евангельском пути остаться движения души ко Христу. А согласиться или нет — это уже отдельный вопрос. Именно поэтому я об этом уже сказал, еще раз подчеркну, что тоже разные мнения. Вот бывает, даже батюшки на приходе служат, разные мнения. Или разные приходы, и человек тоже где-то рядом с домом сходил, а где-то вот куда-то доехал, а где-то детей в воскресную школу водит, в третий храм, потому что там воскресная школа хорошая, а здесь вроде все хорошо, а воскресной школы там нет, среды какой-то. И тоже человек выбирает мнение, и все равно выбор остается за христианином. То есть то, что тебе нет четкого мнения, как тебе нужно поступать — это, с одной стороны, проблемно и, наоборот, это дар свободы, который Господь нам дает. Здорово, что ты получил столько мнений, и ни одно тебя ни к чему не заставляет. Здесь я бы всем посоветовал, кто использует вот интернет православного сегмента для формирования своих мнений, конечно, расширять кругозор. То есть если ты берешь и смотришь — лучше смотреть мнения разных. Потом, если у тебя, в принципе, мнение какого-то человека не отзывается, ну можно от него немножко отстраниться — тут у нас и алгоритмы соцсетей, по сути, то что ты там пролайкал, тебе будет показываться вновь и вновь, и человека загоняют все равно в некоторое гетто. Ему кажется, что кругозор мнений широкий, а на самом деле он уже ограничил, потому что он прочел что-то — у него это вызвало раздражение, он не стал это там лайкать, его там против шерстки погладили, и у него это в ленте показывается меньше. Кстати, тут тоже пути Господни неисповедимы. Например, то что так аудитория в России потихонечку, слабо, но там перетекает из одной принадлежащей запрещенной компании сети, на букву «И» в соцсеть на букву «Т» — это тоже некоторое преимущество. Потому что все-таки первая социальная сеть, она все-таки выдает что-то, вот в зависимости от своих неких алгоритмов. А тут ты все-таки вышел, зашел и выбираешь именно то, что ты сам хочешь прочитать. Если ты туда не зашел, тебе ничего случайно показано не будет. Хотя тоже некоторый такой вал сообщений, который сложно прочесть. В любом случае я бы посоветовал, если вы посмотрели в интернете — одни священники сказали одно, другие священники сказали другое, почитали как-то комментарии, обсуждения, сложилось мнение, и того, и второго, и третьего священника — постараться его спросить лично. Если у священника нет времени на личный ответ, то уже, значит, его мнение, возможно, более схематично. А возможно, некоторый такой период, батюшка забегался, и тем более если вы пишете на Страстной седмице или в Сочельник под Рождество, то явно батюшка не успеет там выслушать и вам ответить, потом как-то забудет. Но в любом случае стараться перейти на личное общение. На личное общение — это не в смысле: ой, батюшка, мне и так ответ ясен, но просто вот мне охота, чтобы вы там мне время уделили. А правда, вот буквально тоже там на днях женщина одна написала по одному вопросу, она и говорит: да, вот батюшки такие — она вживую батюшек у себя в городе, пожилые говорят то-то, молодые говорят: а пожалуйста. И мне нужно какое-то там мнение. Я все-таки помню, меня мой первый настоятель, когда я был священником уже, отец Григорий Геронимус, он говорит: отец Стахий, что же ты там на исповеди, ты же молодой священник, что ты там людям так долго там говоришь? Ты не должен старчествовать. Я говорю: так наоборот, если я был старец, я бы сказал — и точка, и можно дальше не обсуждать. А здесь я, поскольку у меня никакого авторитета нет, я стараюсь как-то на Евангелие сослаться, объяснить, пояснить, вот поэтому дольше получается. И когда вот в частном порядке зададут вопрос, то уже ты знаешь обстоятельства, ты можешь уточнить, уточняешь. Потом — раз иногда тебе через два дня все-таки уточнение пришло. Если человек прямо горит, он прямо сразу пишет ответ, уточнение: да, вот там такие-то отношения, да, еще есть там такой-то вот, например, брат, который вот так относится. Или да, священники говорят по-разному, а в чем вам не нравится их мнение? Ну потому что вот меня смущает вот это обстоятельство. И ты как-то уже человека лучше ситуацию знаешь, и уже можешь что-то ему сказать более подробно, более частно. Поэтому в любом случае всегда, как вот, например, самолечение в интернете. Самолечение в интернете — человек нашел какие-то рецепты. Если он лечится по рецептам в интернете, то человек, конечно, с сильным запасом здоровья — с ним все хорошо будет. А если человек, у него со здоровьем проблемы, то это его самолечение, увы, приведет там к инвалидности, если не к смерти. Точно так же, если ты только какие-то общие советы воспринимаешь, а некоторые вот индивидуальные вопросы по своей конкретной ситуации не задаешь, ты с теми же самыми рисками столкнулся. Тем не менее даже не обязательно, тут нельзя сказать: ой, батюшка рекламирует, чтобы ему больше спамили там на телефон, там писали. Нет, ты можешь взять, посмотреть в интернете некий кругозор мнений и прийти к батюшке, у которого ты исповедуешься регулярно, и говоришь: батюшка, вот я там задумался об этом, почитал то-то, какое вы там мнение скажете? А батюшка, может быть, об этом вообще не задумывался. Может, он вслед за вами тоже задумается об этом вопросе. Может он тоже что-то пойдет там, почитает, в чем-то разберется, тоже там посидит в интернете, и не только там сериалы какие-то посмотрит, а для себя там какой-то вот такой пастырский кругозор увидит. Я помню, несколько лет назад уже создали у нас в Свято-Тихоновском университете сайт, как некоторую такую площадку — она не настолько, может, сейчас уже живо живет, но вот как только ее создали, прямо некоторый был вал каких-то сообщений, обсуждений, в том числе от священников регионов. Там https://priest.today/ — сайт именно священнический, там некоторые материалы доступны для общего доступа — любой может зайти, почитать какие-то, кстати, тоже любой мирянин, батюшки обсуждают любые вопросы открытые. А некоторые внутрисвященнические, они доступны только после регистрации. Регистрации — в смысле, когда понимают, что реальный священник. Не просто у человека праздный интерес или там журналист пытается какой-то там для желтой прессы найти, что-то там батюшки обсуждают. И вот тоже, вот я смотрю, кто больше пишет — пишут как раз больше священники, которые живут там в маленьких городах, сельские, которые, правда, какой-то кругозор, круг общения им тяжелее. Тем не менее вот это, то что священники могут почитать, посмотреть материалы других священников, это тоже большое дело. Потому что, если мы посмотрим, ну увы, батюшки собираются — это надо усилие воли, чтобы обсуждать какие-то духовные вопросы, вопросы пастырской жизни. В принципе, батюшки тоже начинают за жизнь просто общаться, и тоже могут и кино обсудить. Ну охота отдохнуть. Неохота, ты собрался со своими друзьями-священниками, неохота вот что-то опять тяжелое на себя взваливать. А вот я просто там был на Патриаршей службе в храме Христа Спасителя, и тоже подошел один батюшка, который служит за границей, батюшка, который там меня значительно старше, и вот мне говорит: да, замечательно, вот такие там материалы, и меня вот очень там подбадривают и как-то что-то там иногда с юмором что-то можно сказать. И это не в смысле я его чему-то смог научить, священника, у которого пастырский опыт значительно богаче. А то, что этот священник рад, что вот он, например, берет и своим прихожанам, может, которые уже помоложе, с которыми там как-то сложнее уже общий язык найти, что он может им какую-то там ссылочку скинуть в ответ: ой, посмотри это. Сам более того, иногда приходят какие-то вопросы, например, нетиповые, и чтобы их объяснить, нужно как некоторую вот маленькую лекцию прочитать. А я взял и там, например, отец Олег Стеняев, и он там ответ протестантам по поводу почитания икон. Можно, конечно, самому долго объяснять, а вот с опорой на Библию отец Олег уже все разобрал — кидаешь ролик на том же самом портале, на котором и мои ролики есть, но по другим темам. И вот тоже я этим пользуюсь. Или то же самое там — раз, какой-то материал — тоже православный сайт собирает мнения разных священников. И тоже я могу сказать: да, вот посмотрите, мнения разные есть, есть вот такой-то кругозор, посмотрите. А я склоняюсь к мнению — и называю батюшку из этих пяти опрошенных там православным сайтом батюшек, я склоняюсь вот к этому мнению. Тоже можете выбрать. И такая вот возможность выбора, возможность свободы, от нее не нужно убегать. Потому что если человек ищет себе, наоборот, ограничения свободы: ой, я бы нашел в интернете того, кто мне бы диктовал, такого старца, мне лень ехать к старцу, там куда-то в далекий скит, тратить время, я хочу себе найти интернет-старца — то это тупик. Потому что это убегание от свободы, такого нельзя допускать.

А. Пичугин:

— Сейчас мы продолжим, буквально через минуту. Отец Стахий Колотвин, священник, настоятель храма Крестовоздвиженского в Митино. Я Алексей Пичугин, Марина Борисова, здесь ваши ведущие. Через минуту ровно снова здесь.

А. Пичугин:

— Возвращаемся в студию светлого радио. Марина Борисова, я Алексей Пичугин. И у нас в гостях сегодня священник Стахий Колотвин, настоятель Крестовоздвиженского храма в Митино, в Москве.

Борисова:

— Отец Стахий, вот мы обсудили такие формы общения, практически диалога. А вот пандемия подарила нам широкое распространение трансляций богослужения. Ну мера была вынужденная, понятно, что огромную пользу принесло это в тот момент, когда люди просто физически не могли — то ли в некоторые моменты были закрыты храмы, а иногда просто слишком много было ограничений в транспорте. В общем, так или иначе в этих специфических условиях эти трансляции были очень на пользу. Но я смотрю, они не очень прижились. Как только эти все ограничения пандемийные были сняты, эти трансляции потихонечку свернулись. Вот в чем плюсы и минусы трансляций богослужения?

Иерей Стахий:

— На самом деле трансляции богослужения, они есть очень давно. Вот православные телеканалы, они транслируют Патриаршие службы, иногда транслируют просто службы там каких-то праздников, архиерейские.

А. Пичугин:

— А приезжаешь в Грецию, Черногорию, Сербию — ты включаешь где-то радио, и ты обязательно найдешь, даже если это не чисто христианский канал, очень часто ты по утрам слышишь трансляцию богослужения. Кстати, скорее в Италии, да, то же самое, в Италии тоже могут мессу так же транслировать. Вопрос в том, насколько это уместно в аудиоформате, по радио. Ну наверное, уместно, почему нет, тем более что у нас это тоже часто делается.

Иерей Стахий:

— Да, очень хорошо. Просто в эпоху пандемии стало большинство отдалено искусственно, вынуждено не посещать богослужения. А вне пандемии остается меньшинство, которое не может посещать — те люди, которые вообще не выходят из дома, те люди, которым очень сложно выходить из дома. То есть я знаю, вот там бабушки, которые они раз в месяц они идут в храм, а так им тяжело. Или, в зависимости от самочувствия: если хорошо, они придут каждую неделю, а если плохо чувствуют, их может там два месяца не быть. И для них то, что они включают на православном телеканале службу, уже это, конечно, такая большая поддержка. Кроме того, есть те люди, которые уезжают на дачи. Особенно люди, у кого нет частного автотранспорта, но при этом есть какой-то там загородный домик, то тоже им тяжело добраться до храма. И то, что они хотя бы службы смотрят, это им вот некоторая точка духовной опоры. У нас просто так вот совпало, что платформы для трансляции нам предоставлял бесплатно тоже один наш такой прихожанин храма, а потом у него его маленький бизнес рухнул, и у него вот нет этой платформы для трансляции, которую мы могли вот просто кнопочку включить и трансляция идет. Ну и сейчас и такой необходимости нет. А все равно вот некоторые старушки, которые на дачу уезжают, они жалеют: как хорошо, что я могу включить не православный телеканал и там парадную службу смотреть, а могу включить и помолиться со своими прихожанами, —то есть не хватает. И я вот тоже сейчас думаю, может к следующему лету, сейчас это не очень актуально, а вот как-то к лету возобновить практику, раз действительно для наших старушек, я их не могу обвинить в том, что они там не ходят каждое воскресенье. Они зависят, их внук подвез до храма — они приехали, не подвез — а внук тоже, ему охота шашлыки пожарить, ему неохота бабушку все время, каждую неделю возить. То что он раз в месяц довез бабушку до храма — уже молодец, уже надо за него помолиться, его поблагодарить. Поэтому, если нет необходимости в заочном таком участии в богослужении или хотя бы в просмотре, то и слава Тебе, Господи, что вы этой необходимости избежали. Но для тех людей, которые более немощные, которые более слабые. Кроме того, вот даже в эпоху коронавируса — вот раньше мне это даже в голову не приходило — просто, когда храмы были закрыты, была трансляция службы, каждой службы в нашей храме, и все желающие могли причаститься. С волонтерами объезжал и причащал. Причем не то что я уже заходил, читал молитвы, там долго было, а это вот, можно сказать, только причащал на входе, в дверях. То есть распределяли мы с батюшками и каждый день ездили — по 10 там, 15 человек причащали, ну в выходные дни побольше.

А. Пичугин:

— Если люди трансляцию смотрели.

Иерей Стахий:

— Да, люди смотрели трансляцию. И да, если бы я к каждому пришел, пока разделся, оделся, прочел вот эти молитвы из требника заочные — ну тоже это бы конечно, растянулось бы, в сутки бы и не влезло. А так вот появилось, и сейчас, когда я уже просто еду причащать болящих, там кто из дома не выходит, людей, то тоже я им советую посмотреть службу. Так что не только помолиться дома. Уже да, я к ним прихожу — я эти молитовки из требника прочту, уже их спокойно поисповедую. Но то, что для них вот просмотр богослужения — это тоже такая большая радость, это точка опоры. Поэтому тут у нас много искушений появляется с каждым годом, с каждым веком человеческого существования на земле Богом зданной, но тем не менее и какие-то выходы, как эти искушения обойти и как пользу какую-то принести с помощью технического прогресса, то ими тоже как-то грех не воспользоваться.

Борисова:

— Но там масса подвозных камней, что касается большой вот этой трансляции на федеральном канале. В особенности, когда это праздничная служба, праздничная литургия. Я прекрасно понимаю, почему очень много комментарийных текстов — то есть есть человек, который сопровождает трансляцию пояснениями. Ну вот могу сказать по себе, когда я попыталась как-то послушать Божественную литургию, потому что болела, включила трансляцию — я не смогла, потому что за этими комментариями не слышно молитвы, ты не можешь включиться, ты не ощущаешь себя присутствующим на службе.

Иерей Стахий:

— Ну насколько мне известно, это только по центральным каналам — вот Рождественское, Пасхальное богослужение, — то есть для тех людей, которые, правда, не понимают, что происходит. Для них вот через это — ну как бы кто более любит какое-то классическое пение партесное, он дольше послушает, концерт, а так человек отключится. Человек воцерковленный, он знает. понимает, ему это мешает. Человек, который невоцерковленный — это ему помогает. Но если мы посмотрим православные каналы, насколько я знаю — у меня просто телевизора нет, а когда транслируются службы, я сам обычно служу, не проверял, но насколько мне известно, что вот просто обычные трансляции повседневные, еженедельные, там с праздников, они идут без комментариев.

Борисова:

— Ну из того, что, можно сказать, очень на пользу, я думаю, до сих пор, к сожалению, этого очень немного в интернете, это то что осталось, пускай в виде хотя бы подкастов — это, как правило, великопостные богослужения больших архиереев прошлого. Вот, скажем, когда начинается чтение Великого покаянного канона, я стараюсь, по возможности, попасть все-таки, естественно, на службу в церковь. Но себе еще дома непременно нахожу — к сожалению, это только чтение первого дня есть в качестве подкаста, — это служба владыки Питирима (Нечаева).

А. Пичугин:

— Есть все четыре дня Патриарха Пимена.

Борисова:

— Патриарха — да, а вот владыки Питирима только первый день, но я такого служения вообще больше не встречала. Так сложилось, что я в этом храме пела на левом клиросе, как раз когда Владыка там был, поэтому я очень хорошо помню, как он служил. И когда слышишь хотя бы аудиозапись, это настолько погружает в состояние великопостное, потому что, конечно, молились они удивительно. Вот жалко, что это не очень пропагандируется что ли. Я много раз сталкивалась с тем, что, когда начинала рассказывать об этом, люди говорили: кинь, пожалуйста, ссылку. Потому что первый раз от меня слышали, что такое можно найти. Мне кажется, что не хватает путеводителя по православном интернету, не хватает возможности...

А. Пичугин:

— Ну это же невозможно. Ну как православный интернет такой большой, что, как и любой другой, невозможно создать по нему путеводитель.

Иерей Стахий:

— Есть, я смотрю, там в одной из социальных сетей, которая сейчас вот набирает популярность, что там есть отдельный канал, где как другие православные каналы. И просто иногда где-то я сам просто читаю, и вижу с него там какой-то репост, я на него не подписан, захожу и смотрю. Но все равно, это такие какие-то вещи, без этого и найдешь эту ссылку, а с другой стороны, каких-то очевидных вещей и не находишь. То есть тут, мне кажется, уже личное общение. Как вот человек берет и выбирает храм не по территориальному принципу, а тоже вот как-то он куда сходил, что-то узнал, где-то с друзьями, кто-то поделился впечатлениями — поехал, и вот это как его душе ближе стало. Точно так же и здесь, когда человек что-то узнает о каком-то материале в интернете — или о текстовом материале, или аудиозаписи, или видеоролике, или записи богослужения тоже там прошедших лет или там актуальных, которые вот два дня назад там записали, что тоже, когда люди этим обмениваются. Причем обмениваются не только — ой, репост сделал, и все там посмотрели. А когда целенаправленно этим человек поделился. Причем и в живом рассказе, и просто в личном сообщении, что там даже в тех же самых социальных сетях человек отправляет и говорит: смотри, вот я вчера, было совещание на работе, никуда не успевал на Великий покаянный канон постом. Но вот тоже со мной кто-то поделился, наткнулся, вот как владыка Питирим, Царство ему Небесное, канон удивительным образом читает. Вот тоже послушай.

А. Пичугин:

— Ну или сами люди читают в конце концов.

Иерей Стахий:

— Да, самим тоже. Ну в данном случае мы видим, как некоторая точка опоры, когда человеку охота все-таки, чтобы кто-то почитал, а ты послушал. Вот мне, как батюшке, действительно приятней читать, чем слушать. Уже такая, может, профессиональная привычка.

А. Пичугин:

— Ну есть же еще — сейчас кто-то скажет, что так нельзя ни в коем случае, это плохо, только дома, перед иконами, но мы все живем в быстром мире. Поэтому садится человек в машину, чтобы ехать домой с работы, включил он Покаянный канон. Совершенно не обязательно делать все земные поклоны, стоять на коленях на «Душе моя, восстани, что спиши». Наверное, просто если есть такое настроение, которое передает настроение самого канона, то и прекрасно, оно и в автомобиле может быть.

Иерей Стахий:

— Да, тем более мы помним первые дни Великого поста, Великий покаянный канон, он же не по уставу читается, он тоже ближе к концу уже читается.

А. Пичугин:

— Это традиция.

Иерей Стахий:

— То есть, по идее, Великий покаянный канон, если у тебя действительно как-то на душе там действительно есть и покаяние, и чувствуешь, ты переживаешь, и охота поменяться, тебе никто не мешает его включить — это тоже преимущество. То есть появился у человека там такой покаянный настрой, вот охота ему помолиться, а они там будут только весной читать. А тут — раз, если у тебя на душе нахлынуло что-то — никто не запрещает, взял, включил, послушал. Причем не то что обязательно слушать вот все девять песней. Может, у тебя есть там пять минут каких-то вот такого переживания душевного, там даже в наушниках включил, послушал, и как-то вот это твое сердце ожесточенное размягчило — уже не зря, уже современные технологии на службе мягкости души.

Борисова:

— А что вы скажете по поводу всевозможных вариантов чтения утренних, вечерних молитв, акафистов, правила ко Святому Причащению? В интернете много можно найти и в монастырском исполнении, и в таком, приходском.

А. Пичугин:

— Я в YouTube видел, как иеромонах Фотий со сцены где-то — просто зрительный зал, сцена, читает проследование ко Святому Причащению. Ну это, не знаю...

Иерей Стахий:

— Ну если это кому-то помогает...

А. Пичугин:

— Наверное, да.

Иерей Стахий:

— Настроиться на молитвенный настрой. Тоже там, может, кто-то человек более экзальтированный, ему именно вот так нужно.

А. Пичугин:

— Нет, это правильно.

Иерей Стахий:

— Это, как мы помним, тоже обсуждение, католики взяли и повернулись и совершают литургию лицом к народу — то есть престол разделяет священника и паству, но зато вроде как там лицом друг к другу стоят. Ну тоже если кому-то это помогает. А смотрим — это не только католики, а румыны на службе, особенно на открытом воздухе, когда какие-то большие праздники, и паломники не могут в монастыре разместиться, то тоже там Патриархи съезжаются, в том числе и наш Святейший Патриарх, помню вот. Почему, собственно, эти кадры так и обошли мир, потому что во всех Поместных Церквях транслировали православные каналы, и тоже стояли лицом к людям. Вот он престол, и лицом к людям служили, раз все равно на улице служба, раз все равно в храме не поместились. То есть тоже мы видим разные такие точки опоры для разных людей. Людей сейчас стало значительно больше, чем было в древности, просто в десятки, в сотни, в тысячи раз больше, чем жило в древнем мире, и то что стало в тысячу, даже не в тысячу, а там в десять раз больше способов опереться в своей молитве — это преимущество.

А. Пичугин:

— Напомним, друзья, что в гостях у светлого радио сегодня священник Стахий Колотвин, настоятель Крестовоздвиженского храма в Митино.

Борисова:

— Но есть еще такой сегмент что ли в интернет-пространстве — это просветительская такая, лекционная что ли работа. Вот с ней, мне кажется, все-таки есть проблема. Потому что отдельные темы можно найти в разного видеоформате и аудиоформате, но мне кажется, что явно не хватает такого какого-то сборника что ли, то есть вот как там Академия «Фомы» как интернет-проект. Вот тематически, скажем, по каким-то историческим периодам, по каким-то догматическим вопросам. Просто чтобы в одном месте было систематизировано и собрано то, что уже есть в интернете, просто все это рассеяно, как бисер. И, мне кажется, не хватает возможности в одном месте, если человеку что-то интересно, найти вот всю подборку.

Иерей Стахий:

— Конечно, это даже не хватает, если мы возьмем материалы нашего Радио ВЕРА, что не все выкладывается, что выкладывается, там как-то можно найти по имени, по теме уже сложнее. Да даже и тему ты не сможешь искать, если нет рубрикатора. Вот мы с вами, Марина, пишем программу «Седмица», и другие батюшки приходят, и вот, по идее, человек может открыть каждую неделю года, и тоже как-то вот получить представление. Причем даже в изложении разных там священников, потому что в разные годы записывались, но тоже там не найдешь. Или человек будет искать как-то вот в размышлениях о планировании своего отпуска беседу про паломничества и путешествия — ну и тоже ему сложно будет найти. Поэтому тоже пожелание к руководству нашей дорогой радиостанции такую уже сделать академию не лекционную, а академию бесед Радио ВЕРА по самым различным рубрикам. Я думаю, это будет пользоваться заслуженной популярностью.

Борисова:

— А как вам кажется, это должно быть централизованно или это может быть такое самодеятельное? То есть по благословению при какой-нибудь семинарии там или при каком-нибудь приходе, просто какая-то группа инициативная собирается и вот, насколько хватает сил, собирает вот какой-то сборник.

Иерей Стахий:

— Результат, конечно, бывает, когда есть инициативная группа и есть финансирование. Потому что, если есть финансирование и нет инициативной группы, все это там в какие-то формализмы выльется, ну ни во что. Если есть инициативная группа, но нет финансирования, то тоже люди на голом энтузиазме, они начнут, но никогда ничего не заполнят. Я помню, что вот были такие вещи, которые уже немножко так ушли. Ну как вот, да, там было там радио «Радонеж» было в моем детстве, не было других православных радиостанций. И как-то вот те батюшки, которые выступали по каким-то темам, потом — раз, и владыка Марк, ныне там Рязанский митрополит, он курировал и сделали целый сайт с подкастами — те же самые батюшки тоже. И причем я не знаю, отдельно они писали или вырезали из каких-то программ. И вот тоже по разным темам можно было, и как-то это — раз, и уже сейчас совсем забыто. Я даже не знаю, есть ли этот хостинг, я вот не вспомню название там сайта. Но действительно материал был, и как-то вот ушел, какие-то новые веяния уже, там новые священники стали что-то более известны в каком-то информационном пространстве. То есть, конечно, по большому счету, там чтобы какая-то информационная была база данных. То есть у нас есть там, например, Учебный комитет, или у нас есть Синодальная богословская комиссия, или Синодальный информационный отдел — много разных структур. Но ни в одной из них не будет таких ресурсов, чтобы внутренними ресурсами такой проект осуществить. Поэтому, в принципе, я всегда, хоть я настоятель строящегося храма, и всегда охота, чтобы человек там пришел, и как-то вот не хватает сейчас там восьми миллионов нам на запуск проектирования храма, чтобы он это принес. Но все равно я с куда с большим таким почтением отношусь к тем благодетелям, которые не строят храмы — да, вот это мое мнение абсолютно объективное, потому что, по идее, я должен двумя руками за таких людей хвататься. Нет, а которые вкладываются в какие-то информационные, просветительские проекты. Потому что от этого эффект куда больше, куда шире, куда большее число людей может пользу получить. Поэтому в данном случае что выручает, это люди делают какие-то свои и частные подборки. Более того, что тут можно сказать, есть некоторое самолюбование. Нет, вот я знаю, некоторые священники, у них есть свои отдельные сайты, и там есть тоже материалы собранные, вот батюшка по такому-то поводу говорил. И тоже можно сказать: ой, батюшка берет и сам о себе создал любимый сайт, он там гордится и хвастается, что такие материалы есть. Я вот, например, такой сайт не создаю не потому, что я там не гордый, а смиренный, а просто потому, что ну как-то до этого руки не доходят, а тоже мне, в принципе, бы хотелось. И тоже, когда некоторые вопросы люди такие стандартные спрашивают, что тоже куда-то какую-то отсылку сделать. То есть вот такой организационный труд, он, конечно, очень-очень важен. Потому что проблема интернета сейчас, как и всегда информационного пространства, не в том, что чего-то нет, а в том, что очень сложно найти. И более того, алгоритмы выдают не наиболее релевантный какой-то ответ на вопрос, а наиболее попсовый, наиболее примитивный и чаще всего ведущий совсем не туда. Если мы посмотрим на тот же самый упомянутый хостинг видеосервисов, там YouTube, что там если забиваешь какую-то тему, то выдаст прежде всего ответы человека, который за свои действительно богословские отступления от истин православия был извержен из сана. А по-прежнему все равно продолжает что-то вещать, и люди это воспринимают, и воспринимают это как некоторое православие. И то есть тоже вот тебе, тоже вроде ответы на все вопросы, по рубрикам они разбиты. Но уже это можно отнести к Церкви, но только так, косвенно. Может там какая-то польза быть? Ну для человека совсем далекого от Церкви может и быть, а для человека, который внутри Церкви, это уже может и увести совсем не в ту сторону. С другой стороны, если какой-то будет официоз всегда, то тоже это будет: ну как-то вот кого-то отобрали в комиссию, кого-то мы отобрали спикеров, значит, вот такие люди говорят правильное мнение, выдержанное там, которое там «партия сказала: надо, комсомол ответил: есть», как говорилось в советские времена. А это какой-то кругозор тогда уменьшится. Поэтому, мне кажется, сила Божия в немощи совершается. И то, что, с одной стороны, что-то не организовано — это большая проблема, а с другой стороны — это возможность человеку куда более широкий какой-то христианский кругозор получить.

Борисова:

— А из вашей паствы кто-нибудь с какими-то оригинальными интернет-идеями к вам обращался? Вот из тех, кто прихожане ваши или из тех, кто с вами ездит в паломнические поездки.

Иерей Стахий:

— На самом деле если люди обращаются, то это все идея такая: ой, хорошо бы, чтобы это кто-то сделал. То есть вот что человек придет и скажет: ой, я хочу этим заниматься, — вот такого не было. Потому что все-таки одно дело — идея, а другое дело — вот, правда, ей себя посвятить. Поэтому если кто-то из наших дорогих радиослушателей захочет заняться рубрикацией всего, что есть в православном интернете, надо понять, все равно это та задача, которую за одну жизнь не решить, но почему бы не попытаться.

Борисова:

— А что-нибудь такое камерное, например, какой-нибудь приходской чат?

Иерей Стахий:

— Конечно, у нас наши приходские чаты есть, и наоборот, их приходится множить, чтобы все в одну кучу не сваливать. И там сделали чат приходской, там началось все — так убрали все, кроме тем, непосредственно касающихся нашего храма. В итоге в этом чате меньше всего чего-то пишется, так объявления иногда, ну и тоже какие-то там комментарии бывают к ним. А сделали чат отдельный по паломническим поездкам — ну там у нас вот такие фотоотчеты. Потому что так нас, кто ездит в паломнические поездки, человек там 250, а выезжает все равно человек по 20, по 30, да, а остальные могут посмотреть. Но все равно самый популярный чат — это как раз такой оффтоп, общение, общение «воздвиженцы». И вот люди общаются, и кажется, ну тоже какое-то, может быть, и убийство времени. Нет, а все равно люди обмениваются, это тоже помогает тем людям, которые после службы — ну да, поговорили десять минут, а потом всю неделю друг друга не видят, помогает между собой какое-то общение поддерживать. Да, это не какие-то лекции, это не какие-то богословские мнения, но это какое-то живое общение, но оно тоже очень важно.

А. Пичугин:

— А вы когда-нибудь подсчитывали, сколько времени в день у вас уходит на общение в интернете? То есть вот вместе все — и социальные сети, чаты с прихожанами, паломнический чат, и все-все-все если подсчитать — много ли это времени?

Иерей Стахий:

— Это сложно посчитать, потому что да, там определенная марка телефонов, она тебе автоматически показывает экранное время, сколько ты провел...

А. Пичугин:

— Ну да.

Иерей Стахий:

— Но это все-таки это то, что ты брал, читал сам...

А. Пичугин:

— Ну понятно. Нет, ну по ощущениям. Это не обязательно до минуты, вплоть что телефон там высчитает. А просто ваше собственное ощущение: вот в день у меня четыре часа уходит чистого времени на социальные сети и чаты. Именно не то, когда вы там какой-то серф по сайтам совершаете, с разными целями — отдохнуть, что-то найти. А вот именно общение священника Стахия Колотвина с прихожанами, пастырские какие-то вещи, чаты приходские. Вот если все пастырское время, проведенное в интернете, подсчитать, никогда не было такого?

Иерей Стахий:

— Это прямо надо специально заняться. Потому что у меня есть такая проблема —я человек увлекающийся, и поэтому даже меня кто-то что-то спросил, я сам для себя как-то вопрос прояснить, тоже почитать, посмотреть — и вот как раз тот самый серфинг в интернете начинается. Можно ли это считать, что я посвятил непосредственно пастырскому общению? Нет. Можно ли это считать, что я просто зашел как-то в интернете время убить — тоже нельзя. Потому что как-то цель была хорошая, даже если там от основного курса отклонился, все равно с нее начинаю. Потому что, по большому счету, даже когда я беру и там ищу какие-то полуразрушенные храмы или пещеры в каких-то отдаленных горах Каппадокийских, то это тоже, можно сказать, я делаю это для своих прихожан, там какая-то в этом есть пастырская польза. Но, с другой стороны, нельзя сказать, что: о, я всячески это там трудился и только на этом был сосредоточен, потому что это для меня некоторое удовольствие. Поэтому кроме того некоторое, можно сказать, то что чтение приходских чатов это моя некоторая обязанность еще пассивная. Я должен, в принципе, знать, что люди, как общаются, что делают, следить, чтобы как-то не переходило во взаимную агрессию, как-то людей там утешать, чтобы какую-то совсем чепуху или фейки какие-то там не распространялись. Тоже можно сказать: ну надо там модератора посадить. Но все-таки какой бы модератор не был, поскольку у нас не какой-то там официальный форум, а вроде общины, то тоже там важно мое мнение, в том числе и мое мнение, где, наоборот, надо промолчать. Где-то я хочу что-то написать, а тоже уже не пишу. Но то, что я взял, прочел и не написал, мне кажется, это я тоже время важное потратил, и тоже для людей от этого какая-то польза есть, в том числе от моего молчания.

А. Пичугин:

— Спасибо большое за этот разговор. Друзья, мы напомним, что сегодня в программе «Светлый вечер» на светлом радио был священник Стахий Колотвин, настоятель Крестовоздвиженского храма в Митино, в Москве. Я Алексей Пичугин...

Борисова:

— И Марина Борисова.

А. Пичугин:

— Прощаемся с вами. До новых встреч. Спасибо и до свидания.

Борисова:

— До свидания.

Иерей Стахий:

— С Богом.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем