Преподобномученики Казанские - это семь монахов и четыре послушника Казанского Успенского Зилантова монастыря. Эта обитель была основана царем Иоанном Грозным после взятии Казани в тысяча пятьсот двадцать втором году. Обитель находилась недалеко от города, на месте ставки и походной церкви государя. Там же после битвы были погребены русские воины, павшие при взятии Казани. Место называлось Зилантова - то есть Змеиная - гора. При монастыре действовала школа, в которой бесплатно обучались дети, в том числе из чувашских и татарских семей. К тысяча девятьсот восемнадцатому году в обители жило семь монахов и четыре послушника. Много лет настоятелем монастыря был архимандрит Сергий Зайцев. В августе восемнадцатого года обитель была занята белочехами. Прямо перед воротами монастыря были установлены две пушки из которых обстреливалась красная флотилия Федора Раскольникова. Но в ночь на десятое сентября белочехи оставили Казань. С ними ушло множество мирных жителей, боявшихся красного террора. Монахи Зилонтова монастыря на время военных действий размещались по другим обителям, но тут собрались все вместе. Рано утром в монастырь вошли красноармейцы. Настоятеля, монахов и послушников выстроили у монастырской стены и расстреляли. Уцелел лишь престарелый иеромонах Иосиф. Он и рассказал о судьбе иноков: архимандрита Сергия, иеромонахов Лаврентия, Серафима, иеродиакона Феодосия, монахов Леонтия, Стефана, послушников Георгия, Илариона, Иоанна, Сергия.
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 299 зач., IV, 9-22.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Иногда от христиан можно услышать слова, которые людей нецерковных смущают и кажутся им какой-то бравадой. «Мы во всём доверяем Богу», — говорят верующие в сложных ситуациях и тем самым будто бы отказываются от каких-то собственных действий, от собственного стремления себя обезопасить и защитить. Но должны ли верующие брать на себя какую-то часть ответственности? Важны ли их собственные действия? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
9 Постарайся прийти ко мне скоро.
10 Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.
11 Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.
12 Тихика я послал в Ефес.
13 Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.
14 Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!
15 Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.
16 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!
17 Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.
18 И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.
19 Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров.
20 Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите.
21 Постарайся прийти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия.
22 Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь.
Как-то однажды, когда мой отец служил священником в селе, он приехал на службу и закрывая машину, поставил её на сигнализацию. Увидев это, к нему подошёл мальчик, который гулял неподалёку, и спросил: «Батюшка, а для чего вы закрываете машину, если в ней есть иконы»? Вопрос необычный, и мы в то время живо его обсуждали. Очевидно, своим вопросом мальчик подразумевал, что наличие икон и крепкой веры водителя, должно гарантировать безопасность автомобиля без всяких замков и сигнализаций. На первый взгляд такая позиция выглядит очень благочестиво и того, кто будет рассуждать иначе, можно обвинить в отсутствии доверия Богу и надежду на собственные силы.
Однако, в сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел, обращаясь к Тимофею, рассказывает о некоем Александре меднике, человеке, который, по словам апостола, сделал ему много зла, то есть противодействовал проповеди. Был ли этот человек бывшим язычником или иудействующим, сказать трудно. В данном случае для нас важно другое. Рассказывая об этом Тимофею, апостол говорит: «Берегись его и ты!», то есть буквально советует ученику позаботиться о своей безопасности, вести себя мудро, учитывая, что есть человек, который активно противодействует проповеди. Впрочем, далее апостол говорит, что в трудную минуту Господь его укрепил и избавил от львиных челюстей.
Всё вместе это значит, что, проходя жизненный путь мы призваны соединять наши собственные усилия с надеждой на Бога... И не только в соработничестве с людьми, но и во всех иных сферах жизни. Мы должны исполнять правила техники безопасности на производстве, исполнять правила дорожного движения и помнить о том, что Бог сотворил всех нас свободными и попускает действовать не только тем, кто стремится к добру, но и тем, кто избирает путь зла. В известной степени мысль апостола созвучна русской пословице: «На Бога надейся, а сам не плошай». В этом «не плошай» звучит вовсе не недоверие, как может показаться, но понимание той свободы, которую даровал нам Господь! Когда Церковь призывает нас к доверию Богу, она не имеет в виду, что Он всё за нас решит, не поощряет духовного инфантилизма. Она призывает нас верить, что конечный результат наших усилий во многом зависит от Бога, но то, как и в каких условиях мы будем проходить свой жизненный путь, во многом зависит от нас.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Новогодний живой концерт». Ирина Сурина, Нина Резник
В Новогодний вечер мы подготовили живой новогодний двухчасовой музыкальный концерт. У нас в студии были солистки Ирина Сурина и Нина Резник, а также музыканты групп «Кукуруза» и «Кукушкин Баритон», которых мы искренне благодарим за участие и праздничную атмосферу! Было много музыки, много песен и теплое общение.
В качестве новогоднего сюрприза в этом эфире свою авторскую песню исполнил и наш ведущий Константин Мацан.
Отдельную благодарность хотим выразить Виктории Макарской за идею и вдохновение!
В программе прозвучали песни:
1. «Вместе с тобой» муз. и сл.: Нина Резник
2. «Где твоя любовь» муз. и сл.: Нина Резник
3. «Белая» муз. и сл.: Андрей Шепелёв
4. «Медленная жизнь» муз. и сл.: Нина Резник
5. «Молитва» стихи: Елена Исаева, муз.: Ирина Сурина
6. «Ответит лишь ветер» музыка народная, авторский перевод слов: Нина Резник
7. «Мир прекрасен» муз.: Сергей Манукян, сл: Екатерина Плетнева
8. «Если мне темно» муз. и сл.: Нина Резник
9. «Монмартр» стихи: Елена Исаева, муз.: Александр Шишов
10. «Пластинка лета» муз. и сл.: Нина Резник
11. «Подводное танго» муз. и сл.: Нина Резник
12. «Дым печной» муз. и сл.: Олег Митяев
13. «Созданы звёздами» муз. и сл.: Нина Резник
14. «Прогулка» муз.: Сергей Манукян, сл.: Олег Митяев
15. «Белый город» муз. и сл.: Нина Резник
16. «Я дух твоего Рождества» муз. и сл.: Константин Мацан
17. «Колечко» муз. и сл.: Нина Резник
18. «Горюшко» муз. и сл.: Андрей Хрипунов
19. «Нам ли плакать?» муз. и сл.: Нина Резник
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Удивительные истории помощи ближним». Анастасия Свирина и Наталья Чиколини
В гостях у программы «Делатели» были представитель православной платформы «Поможем» Анастасия Свирина и директор по связям с общественностью службы «Милосердие» Наталья Чиколини.
Наши гостьи рассказали удивительные истории из личного опыта о помощи людям в сложных жизненных ситуациях, как благодаря неравнодушным людям и явному участию Бога удавалось исправить самые сложные ситуации.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели