Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия", что значит "Путеводительница", по преданию, была написана святым евангелистом Лукой. Он создал ее во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда - в Константинополь и хранилась во Влахернском храме. На Русь икона попала вместе с Анной, дочерью греческого императора Константина Девятого. Она стала женой Всеволода, сына Ярослава Мудрого. А ее сын, Владимир Мономах, перенес образ в Смоленскую соборную церковь. На протяжении четырнадцатого и пятнадцатого века Смоленск находился под влиянием Великого княжества Литовского. Празднование десятого августа было установлено в тысяча пятьсот двадцать пятом году в память о возвращении Смоленского княжества России. Со Смоленской иконой "Одигитрия" связано множество событий русской истории. Так в тысяча двести тридцать восьмом году глас от образа вдохновил воина Меркурия проникнуть в стан Батыя и сразиться с врагами. В тысяча восемьсот двенадцатом году, накануне Бородинского сражения, русские войска благословляли Смоленской иконой Божией Матери.
Василий Поленов. «Пруд с ветлами»
— Как приятно побывать во дворце Алфераки! Правда, здесь прекрасно, молодой человек?
— О, какое неожиданное и приятное обращение! В душе я молод, поэтому принимаю комплимент с радостью. А дворец, построенный помещиком Николаем Алфераки, и впрямь великолепен. Это мой любимый филиал литературного и историко-архитектурного музея-заповедника в Таганроге.
— Я в последний раз приходила сюда лет десять назад, и с тех пор многое изменилось!
— Да, здание недавно отреставрировали.
— И новые экспонаты появились. Картины Василия Поленова «Пруд с вётлами» здесь прежде не было. Чудо, как она хороша! Укромный уголок где-то в глубинке России. Маленькое озеро, затянутое ряской, в окружении величественных деревьев. Тишина и покой. Я бы запомнила столь поэтичный проникновенный пейзаж, если бы видела его раньше.
— Картина «Пруд с вётлами» не так давно вернулась в Россию после длительного отсутствия.
— Да что вы говорите? Где же находилось поленовское полотно?
— В Германии. Во время Второй мировой войны немецкая армия захватила Таганрог, при отступлении оккупанты вывезли работу Василия Поленова. Многие десятилетия оставалось неизвестным, где она находится.
— Как же удалось разыскать картину?
— Полагаю, что чудом. Пейзаж переходил из одной частной коллекции в другую, пока его не приобрёл в 1986 году художественный музей немецкого города Киля. Уже в двадцать первом веке, при очередной инвентаризации немецкие искусствоведы решили убедиться, что перед ними подлинник знаменитого русского художника. И сделали запрос в Таганрог.
— И что же ответили наши?
— Предоставили документы, по которым можно проследить путь картины из мастерской художника до того момента, когда она покинула Таганрог в немецком эшелоне.
— Вот бы познакомиться с этими документами! Так хочется узнать побольше о картине!
— Могу поделиться тем, что знаю! Василий Поленов написал «Пруд с вётлами» в 1881 году. Спустя шесть лет работа экспонировалась на выставке в Таганроге. Здесь её приобрёл купец Захар Хандрин в подарок своей супруге. После революции 1917 года полотно национализировали и поместили в музей. Во дворце Алфераки произведение находилось вплоть до похищения в мае 1943 года.
— Значит, немцы получили документы, подтверждающие историю картины, и вернули её в Россию?
— Именно так и было. Сотрудники Кильского художественного музея написали таганрогским коллегам, что им жаль расставаться с полотном Василия Поленова, но историческая справедливость важнее. В 2016 году уникальный экспонат занял своё законное место во дворце Алфераки.
— Знаете, мне почему-то кажется, что не только документальные доказательства заставили немецких искусствоведов возвратить картину на родину.
— Да? А что же ещё?
— Вы только не смейтесь. Может быть, я к старости стала слишком сентиментальна, но мне кажется, само произведение Василия Поленова несёт в себе зерно честности и благородства. Картина выступает камертоном, который заставляет человека прислушаться к себе и поступать по совести.
— Мне вовсе не хочется смеяться, я с вами согласен! Полотно «Пруд с вётлами» учит ценить незаметную, тихую красоту северной природы, ценить её мягкие линии и полутона, благодарить Творца за бесценный дар. Усваивая этот урок, душа становится чище.
Картину Василия Поленова «Пруд с вётлами» можно увидеть в Таганрогском государственном литературном и историко-архитектурном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России
Без ответа не уеду. Светлана Бакулина
В моей жизни есть священник, духовному опыту которого я доверяю. Он живёт в Городецком Феодоровском монастыре. Несколько лет назад я приехала к нему посоветоваться насчёт своей работы. Я чувствовала, как она разрушала меня морально и духовно. Хотелось уйти, но я сомневалась. Не было понимания, на что жить еще и чем я могу заниматься.
Батюшка никогда не отвечал мне прямо. Мог процитировать Евангелие или слова святых отцов по моей теме. И в этот раз в качестве ответа он привел две цитаты: Первая: «Отойди от зла и сотвори благо...». Вторая: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам».
Я так поняла эти слова: «Света, уходи с работы, а сразу как уйдёшь блага сами с небес на тебя посыплются. Просто почаще ходи в храм».
Я уволилась. Прошло 5 месяцев. Ни новой работы, ни денег с небес не посыпалось. «Наверное, что-то я опять пропустила, когда слушала отца Дмитрия» — подумала я. И решил: пора опять ехать к батюшке и спрашивать его напрямую: «Где мои блага? Как дальше жить? И почему его советы не работают?». Примерно такой список вопросов я подготовила к нашей новой встрече. Позвонила батюшке. Попросила со мной поговорить.
«Да, пожалуйста, Света, приезжай. Поговорим. Только я сейчас не в Городце живу и служу, а в одном селе почти за 200 километров оттуда» — добродушно ответил мне батюшка.
«200 километров? А я без машины. Как добираться?». Но ничего не поделать. Через пару дней я всё-таки доехала до этого села в глуши. Там находился старинный монастырь. Заселилась в паломническую гостиницу и пошла искать отца Дмитрия. Заглянула в трапезную. Там мне сообщили, что батюшки нет: «Вот только вчера уехал, в Городец вызвали. Вы подождите его, к концу недели он обещал вернуться. А пока можете нам помочь на кухне, если хотите».
Неделю ждать... Я восприняла это как новый вызов. И решила, что без ответа не уеду. Останусь ждать. Днём стала помогать на кухне, по вечерам ходила в храм, читала на клиросе. Очень трудно было привыкнуть к монастырскому режиму. Мне хотелось скорее получить ответ на свой вопрос и вернуться домой. И тут наконец-то раздался долгожданный звонок. Отец Дмитрий сообщил, что скоро приедет, и мы сможем поговорить. Уже через пару часов он был в трапезной.
«Ну, Светлана, давай наливай чай, садись рассказывай, что случилось» — сказал батюшка. Я скорее вскипятила воду, заварила чай, села за стол. Не успела произнести и слова, как вдруг на кухню зашёл ещё один священник и окликнул батюшку: «Отче! Владыка вызывает к себе, нужно собираться, выезжаем через 3 минуты». Такого поворота событий я не ожидала.
«Светлана, только не расстраивайся. Ты побудь пока тут в монастыре. Я на следующей неделе ещё раз приеду. Точно поговорим» — сказал напоследок батюшка. Так я осталась в обители ещё на неделю. Выполняла разные послушания. Читала на клиросе, составляла текст экскурсий по обители, писала сценарий к престольному празднику.
Приезд священника все переносился и переносился на более поздний срок. Прожив в монастыре несколько недель, я поняла, что перестала ждать ответа от священника. Ко мне пришло осознание: Господь Сам ответил мне не словами, а обстоятельствами, показал, чем еще я могу заниматься в своей жизни после смены профессии.
Это был первый раз, когда я настолько доверилась Богу. Со временем у меня появилась не только новая работа, но и возможность совмещать её с служением в церкви. Я провожу экскурсии в монастыре, пою на клиросе и помогаю организовывать праздники по сей день.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
22 сентября. О любви Христа ко всем народам
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь».
О любви Христа ко всем народам, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.