Святитель Митрофан, епископ Воронежский, в миру Михаил, родился в тысяча шестьсот двадцать третьем году, в семье потомственных священников. Известно что до сорока лет он жил в миру: был женат, воспитывал сына, служил приходским священником в селе близ Владимира. Лишившись супруги, священник принял постриг с именем Митрофан. Вскоре он был избран игуменом Яхромской обители. А через десять лет стал архимандритом знаменитого Макариево-Унженского монастыря. В то время наиболее остро стоял вопрос борьбы со старообрядческим расколом. Для этого были созданы новые епархии, в том числе Воронежская. Руководить ей стал Митрофан. В тысяча шестьсот девяносто шестом году в Воронеж прибыл царь Петр Первый. В окрестностях города строился флот для похода на Азов. Епископ Митрофан активно помогал строительству средствами, а молодому царю - советами. Скончался святитель в тысяча семьсот третьем году. Сам царь Петр нес гроб до усыпальницы. Прощаясь, он сказал: «Не осталось у меня больше такого святого старца. Ему же буди вечная память». Двадцатого августа тысяча восемьсот тридцать второго года состоялось обретение нетленных мощей владыки Митрофана и причисление его к лику святых.
«Жена да убоится мужа...» Прот. Александр Никольский
У нас в гостях был настоятель храма Трех Святителей в Раменках протоиерей Александр Никольский.
Разговор шел о значении фразы из послания апостола Павла: «Жена да убоится мужа» — какой смысл в нее заложен, и как правильно строить отношения между супругами, чтобы семейная жизнь строилась на уважении и любви.
Ведущие: Анна Леонтьева, Константин Мацан
«Смотри на себя, как на мёртвого»
— Смотри на себя, как на мёртвого, — так говорю я себе, — и тогда не заметишь прихода смерти. Притупи жало смерти при жизни, и когда она придёт, ей нечем будет уязвить тебя. Каждое утро смотри на себя, как на новорождённое чудо, и не заметишь прихода старости.
Не жди прихода смерти, посмотри, вот уже пришла она и притаилась в тебе, и зубы её постоянно точат плоть твою. То, что было живо прежде твоего рождения и то, что переживёт твою смерть, и сейчас живо в тебе.
Однажды ночью, ангел развернул свиток времени, которому не было конца, и показал мне на свитке том две точки, одну рядом с другой.
— Расстояние между точками, — сказал он, — длина века твоего.
— Значит, истёк мой век, — воскликнул я, — пора мне собираться в дорогу.
Должен я уподобиться трудолюбивой хозяйке, целый день проводящей в уборке дома и подготовке подарков к завтрашним именинам.
В самом деле, сегодняшний день сыновей человеческих более наполнен заботами о дне грядущем. Но мало тех, кто верит обетованию Твоему и заботится о том, что будет после смерти. Да будет последний вздох мой, Господи, вздохом не о мире, а о вечном блаженном Завтра.
Среди погасших свечей друзей моих, догорает и моя свеча. Не скорби, казня себя, и не жалей свечу свою догорающую. Разве так мало любишь ты друзей своих, что боишься пойти вслед за ними, ушедшими? Жалей не о свече догорающей, а о том, что тускло горит и оставляет за собой чад.
Привыкла душа моя каждый день и каждую ночь покидать тело и простираться до границ вселенной. Распростёршись так, она чувствует, как солнце и звезды плывут по ней, словно лебеди по озеру моему.
Светится она вместе с солнцем и поддерживает жизнь на земле. Держит горы и моря, управляет ветрами и ураганами. Прозревает Вчера, Сегодня и Завтра. И возвращается на ночлег в печальную и ветхую земную обитель. Возвращается в тело, которое еще минуту-другую будет звать своим, и которое словно тень колышется среди могильных холмов, среди звериных пещер, среди стонов обманутых надежд.
Не сетую на смерть, Живый Боже, не за что мне сетовать на неё. Человек сам сделал из неё пугало. Смерть, как ничто другое, толкает меня навстречу Тебе, Господи.
Рос у дома моего куст ореховый и смерть отняла его. Пенял я на смерть и кляня её, говорил: «Почему не меня взяла ты, утроба ненасытная, почему взяла безгрешного?»
Но сейчас сам себя считаю мертвым, подобно ореху моему.
Святый Бессмертный, призри милостиво на свечу догорающую. И очисти пламя её. Ибо только чистое пламя достигает Лика Твоего и проникает в Очи Твои, Которыми Ты мир созерцаешь.
«Матерь Божия, приими мя в славу Твою»
Матерь Божия, приими мя в славу Твою. Ибо слава мирская, когда померкнет, не возгорится вновь. Корона, которой венчают люди всегда — терновый венец для мудрого и шутовской колпак для безумца. Пока золото сокрыто в земле, все жаждут и ищут его. Когда же увенчает главу человеческую, мрак зависти и злобы помрачает блеск его.
Сделай меня золотом, сокрытым в сокровеннейшей ризнице Твоей, чтобы никто кроме Тебя не знал обо мне. Ибо пока Ты знаешь меня — я познан; пока знают обо мне лишь люди, имя мне — сомнение.
Сокрой меня от злых очей мира, ибо бледнею от них. Храни меня, как тайну, о которой зависть догадаться не может. Будь мудрее меня и никому не открывай меня. Ты была моей тайной драгоценной, и открыл я Тебя миру, и мир надругался надо мной. Ибо зависть, когда не может овладеть, лишь на поругания способна.
Друзья мои, что даёт вам слава человеческая, кроме пьянства, которое с песни начинается, а кончается падением в грязь?
Друзья мои, уста поющее вам хвалу, знают и другую песню, которую услышите вы позже.
Бегите славы, напоминающей башню, построенную на спине кита, чтобы не смеялись над вами с берега и друзья, и враги.
Бегите единодушной славы человеческой, она — бесславна, ибо равнодушна.
Если слава ваша — награда от людей, значит вы — наёмники, получившие плату свою, и день завтрашний может изгнать вас с нивы.
Поистине, новый день не признаёт договора вашего с днем минувшим.
Каждый возделывает новую ниву и собирает новый урожай.
Если слава ваша плод мышцы вашей, дни ваши будут — гнев, а ночи — страх.
Если слава ваша плод мудрости вашей, выхолостит слава мудрость и оставит без движения.
Если себе славу присвоите, будете наказаны Небом за ложь и воровство.
Пойдите со славою своею на кладбище и посмотрите, станут ли мертвецы прославлять вас.
В самом деле, давно бродите вы по кладбищу, и от гробов движущихся славу принимаете, кто будет прославлять вас, когда движущиеся гробы станут неподвижными?
Опечалитесь вы в ином мире, услышав истинное мнение о вас от тех, кто на земле пел вам славу.
Матерь Божия, сокрой меня глубоко от очей человеческих и от языков злых, туда, куда только Твоё Око проникает, и только Твоё слово слышится.
Молюсь Тебе, Красота Неувядающая!