В начале пятнадцатого столетия православие в Перми Великой, на земле Коми, испытывало трудные времена. Епископ Пермский Исаакий много времени проводил в Москве, а в тысяча четыреста шестнадцатом году ушёл на покой и не вернулся к своей пастве. Православные зыряне, как тогда называли народ Коми, чувствовали себя духовными сиротами без православного епископа, который бы наставлял их и защищал в напастях: ходатайствовал бы перед царём, оберегал от набегов врагов, как это делал раньше великий апостол зырян — святитель Стефан. В условиях давления язычников многие отпадали от христианства. «Великое было смятение в земле Пермской. — Писал древнерусский автор Епифаний Премудрый. — Большая печаль у людей, плач и рыдание в церкви Пермской, поскольку опора церковная порушилась. Язычники-вогулы наступают».
В тысяча четыреста восемнадцатом году на Пермскую кафедру, центр которой находился в городке Усть-Вымь, наконец-то назначили нового епископа — Герасима. Он продолжил дело святителя Стефана Пермского. Преосвященный Герасим, как сказано в древних книгах, «с ревностью очищал плевелы на ниве Христовой», «странствовал по Перми из конца в конец». Он наставлял зырян собственной святой жизнью и мудрым словом, воздвигал новые храмы, укреплял маловерных и возвращал отпавших.
Православные зыряне в то время постоянно подвергались набегам новгородских разбойников-ушкуйников, жителей Вятки, а также язычников-вогулов, как тогда называли народ манси. Святитель Герасим направлял послания этим буйным соседям зырян, увещевая их прекратить злодеяния. Епископ даже лично приехал к правителю манси и убедил его увести свои отряды.
Усилиями святителя Герасима на земле коми утвердился мир. Церковь же Христова ширилась, проповедники Евангелия приходили в отдалённые концы пермской страны, где возникали новые общины верующих.
Известия об успехах Православия на Севере доходили до столиц Руси — Москвы и Киева. Первоиерарх Русской Церкви, святитель Фотий Киевский, с радостью писал, что Пермская земля просвещена христианством.
Как и святитель, Стефан Пермский, его преемник Герасим имел большой авторитет в Русской Церкви. Он участвовал в Московском соборе тысяча четыреста сорок первого года, на котором осудили унию с римо-католиками. Русская Церковь оказалась тогда первой из поместных православных Церквей, которая встала на защиту Православия.
Святитель Герасим мученически завершил своё почти тридцатилетнее служение зырянской пастве. В тысяча четыреста сорок седьмом году, во время очередной поездки по епархии, он был убит — удавлен собственным омофором, элементом епископского облачения. Владыку погребли в Благовещенском кафедральном соборе Усть-Выми при большом стечении народа.
Его мученическая кончина, обрадовавшая язычников, в итоге ещё больше укрепила православных коми в своей вере — ведь они обрели ещё одного заступника на небесах.
Вскоре после кончины епископа Герасима началось его почитание как святого; по молитвам к нему происходили исцеления. А в начале семнадцатого века, при патриархе-священномученике Ермогене, он был официально прославлен в лике святых наряду с другими пермскими святителями.
Как сказано в тропаре святителю Герасиму, он «проповеданием Божественной веры землю Зырянскую озарил и ко Христу многих людей привёл». Как выразился священник Афанасий Какорин, написавший в начале двадцатого века поэму о святителе,
Посох Стефана достойно держал
Славный, бесстрашный Герасим!
«Послушание»
Выхожу ранним утром на улицу и слышу привычный звук — это дворник Петрович метёт дорогу вдоль дома. У меня звук метлы — соприкосновение берёзовых прутьев с асфальтом — часто вызывает воспоминания из прошлого. Когда-то в юности я приехал потрудиться в мужской монастырь. Монахи обители, взглянув на мою худощавую фигуру, не стали направлять меня на тяжёлые работы. Поручили поддерживать монастырскую площадь и дорожки в порядке.
Так я и проходил две недели с метлой в руках. Как сейчас помню длинную дорожку от братского корпуса, в котором жили монахи, к главному храму. За долгую осеннюю ночь её покрывали опавшие листья, и мне предстояло их убирать. Час-полтора работы и дорожка вновь чистая. Очень нравилось мне это послушание, так в монастыре называют определённые виды работ. С тех пор я неравнодушен к звукам метлы и при случае помогаю нашему дворнику.
Вот и сейчас я подхожу к нему и говорю: «Петрович, здорово! Возьми, подержи». Передаю ему свою сумку, беру метлу и начинаю мести дорожку. Петрович улыбается, он рад перекинуться со мной парой слов. Я тоже рад с ним поговорить и вспомнить своё монастырское послушание.
Все выпуски программы Утро в прозе
18 мая. О подвигах и чудесах Великомученицы Ирины
Сегодня 18 мая. День памяти Великомученицы Ирины, жившей в первые века христианства.
О её подвигах и чудесах, — священник Августин Соколовски.
18 мая. О молитвах перед Образом Богородицы «Неупиваемая Чаша»
Сегодня 18 мая. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
О молитвах перед этим Образом Богородицы, — протоиерей Василий Гелеван.