Преподобный Паисий родился в тысяча семьсот двадцать втором году в болгарском городе Банско. Это было трудное время для страны, она находилась под игом Османской империи. Христиан преследовали, они считались людьми второго сорта. Но вся семья Паисия хранила верность Церкви. Один его брат был игуменом Хилендарской обители на Афоне, другой - щедро жертвовал на храмы и монастыри. Сам Паисий стал монахом Хилендар, по примеру брата. Главным трудом его жизни стала книга "История славяно-болгарская". В ней рассказывалось о том, как великие учителя славянских народов Кирилл и Мефодий принесли Болгарии свет христианства. О том как отстаивали свою веру болгарские мученики и подвижники. Эта книга пробудила самосознание болгарского народа. Она стала толчком для борьбы болгар с турецким владычеством. До независимости Болгарии оставалось больше ста лет, но книга Паисия Хилендарского все эти годы была светильником надежды. С него началась эпоха национального болгарского Возрождения. Преподобный Паисий был причислен к лику святых в тысяча девятьсот шестьдесят втором году. В наши дни его именем названы университет в Пловдиве, многие институты, школы и библиотеки Болгарии.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 176 зач., IV, 6-15.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Когда я ещё только-только начал ходить в храм, но уже был знаком со священником — однажды я дерзнул искренне, от души, поблагодарить его за вдохновенную проповедь. В ответ он пробурчал какую-то фразу, из которой я только что и понял — повтор: «не нам, не нам». А что «не нам» — вообще было непонятно.
Уже значительно позже, учась в Московской духовной академии, я узнал, что это были за слова. Эти слова являются предельной концентрацией смыслов из 4-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, отрывок из которой и читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 4.
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;
9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,
12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
Если вы читали псалмы Давида, то, конечно же, догадались, о какой фразе я завёл речь в самом начале. Это слова из 113-го псалма: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей и истины Твоей». И когда апостол Павел говорит в своём послании к Коринфянам о том, что он отказывается присваивать себе успех своей миссии, не отождествляет масштабные результаты со своими усилиями — он говорит именно об этом: не нам вся эта слава — а только Богу, источнику всякого добра.
Но апостол на этом не останавливается: он ещё сильнее заостряет ситуацию. Казалось бы, успешный проповедник мог бы вполне почивать на своих лаврах и пользоваться неизбежными благами своей популярности — но нет: он с головой бросается в «мёртвость Иисуса» — не позволяя себе не то что «зажить по-человечески», но даже на самую малую толику не желая лишать себя источника этого парадоксального состояния — когда ты безгранично слаб — и в то же самое время перед тобой нет никаких непреодолимых препятствий!
Такое отношения к успеху как таковому — исключительно христианское: всё лучшее, что произошло, — произошло как бы «через» нас, «сквозь» нас: не мы его породили, мы всего лишь не слишком сильно препятствовали его реализации. И в этом нет никакого мнимого самоумаления: внутренне чуткий человек прекрасно знает из опыта, насколько нелинейно связаны результаты и предпринимаемые усилия.
Мне кажется важным в завершение этих размышлений привести несколько интересных фактов, связанных с темой сегодняшнего апостольского чтения. Сама фраза «не нам, не нам, но имени Твоему» была очень популярным афоризмом. Эти слова чеканились на золотых червонцах, 5-рублёвых монетах, Эти слова также были на памятных медалях «В память Отечественной войны 1812 года», «В память русско-турецкой войны», а также на медали в память о закладке храма Христа Спасителя. Одним словом, этот афоризм был очень популярен в своё время.
К чему я веду? А кто знает, может, и кто из наших слушателей тоже захочет сделать эту фразу псалмопевца, столь точно отражающую мысли апостола Павла, своим девизом по жизни?..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вера в Бога и познание себя». Игумен Дионисий (Шлёнов)
Гость программы — Игумен Дионисий (Шлёнов), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Фонд «Ясное дело» помогает семье вернуть 8-х детей из приюта, нужна поддержка
Московский Фонд «Ясное дело» помогает людям, попавшим в беду. Прежде всего — это беженцы, пострадавшие от боевых действий. Но, кроме этого, фонд заботится и о кризисных семьях с детьми из регионов России.
Недавно сюда обратилась Вера — мама восьмерых детей. Так вышло, что на семью обрушилась череда неприятностей. Сначала Вере с мужем и ребятишками пришлось в срочном порядке переселяться из аварийного жилья. Администрация села, в котором живёт семья, временно выделила комнату в общежитии. Помещение небольшое — на 10 человек 18 квадратных метров — но здесь уютно, светло и тепло. Супруги надеялись, что совсем скоро всё наладится, они смогут переехать в новый дом. Но муж Веры перенёс инсульт и потерял возможность работать. Сейчас он находится в процессе восстановления.
Поскольку семья лишилась основного дохода и оказалась в бедственном положении, детей забрали в приют. Трое младших находятся недалеко, и мама часто их навещает. А старшие дети — за 200 километров от села, и с ними связь только по телефону.
В надежде вернуть ребят домой, мама обратилась в фонд «Ясное дело». Первым делом команда проекта помогла Вере найти работу. А сейчас необходимо решить вопрос с отдельной детской комнатой. Без этого ребят не отдадут.
Администрация села выделила семье ещё одно помещение в общежитии. Вера своими руками сделала там ремонт и теперь осталось приобрести мебель для восьмерых детей — кровати, столы, стулья и не только.
Чтобы поддержать людей, попавших в беду и помочь семье воссоединиться, фонд «Ясное дело» открыл сбор на всё необходимое. Если вы тоже хотите помочь, переходите на сайт проекта: https://yasdelo.ru/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов