В 313 году Константин Великий провозгласил в Римской империи свободу вероисповедания. Это означало, что христиан больше не будут принуждать к поклонению языческим богам и преследовать за веру. Малая Армения в то время все еще оставалась под властью идолопоклонника Лициния. И здесь гонения на верующих во Христа приобрели особую жестокость.
В столице Малой Армении, городе Севастии, в то время правил наместник Лициния по имени Агриколай. Он охотно включился в преследование христиан, изобретая всё новые изощренные пытки. Агриколай отправил звероловов в леса, окружающие Севастию, чтобы те отловили как можно больше диких зверей для травли мучеников. В поисках дичи группа охотников поднималась на гору Аргеос, поросшую густыми дебрями. Уже смеркалось, ловцы устали и приуныли.
— А звери-то, оказывается, не так глупы! Прежде, бывало, поставишь силок затемно — и солнце взойти не успеет, а уж волк в ловушке скалит зубы. Да и медведя в яму заманить мне ничего не стоило. А нынче? Второй день бредем впустую. Не иначе, они друг другу передают об Агриколаевых затеях — ишь, попрятались!
— Вот ведь как обернулось — не только на христиан, но и на лесных обитателей император воздвиг гонения! Они и плодиться-то не успевают, так мы их гребём нещадно. Всех повыведем, без работы останемся!
— Верно говоришь! ...Постой-ка! Что за огонёк мелькнул за деревьями?
— Эге! Пещерка, а в ней светильник мерцает. Не иначе, отшельник скрывается от преследований. Братец ты мой, а вокруг-то, вокруг — вот диво! — зверья видимо-невидимо! Медведица с медвежонком, стая волков. Птиц столько, что веткам тяжело их держать!
— Вот бы нам с тобой хоть одну зверюгу изловить! Раз они такие мирные, глупо не воспользоваться. Доставай сеть!
Но когда звероловы приблизились к пещере, разношёрстная стая с угрожающим рыком обратилась в их сторону, и трудно было представить, что минуту назад эти звери выглядели ручными. Не разбирая дороги, ловцы бросились наутёк, успев, однако, услышать, как вышедший из пещеры человек промолвил добродушно: «Что здесь за переполох?».
Это был Севастийский епископ Власий. Он поселился в пещере на горе Аргеос, когда Лициний воздвиг гонения. Иногда святителя навещали духовные чада, скрывавшиеся от властей в окрестных ущельях. Но самыми удивительными гостями епископа были дикие звери. Первым у его пещеры появился матёрый волк — он тяжело волочил раненую лапу. Обескровленный зверь лег у ног Власия и заскулил, словно жаловался на людей, причинявших лесным жителям столько страданий. Святитель перевязал гостю рану и разделил с ним свой скудный ужин — лепешку из толчёной травы. Тот съел и лизнул человеку руку. Когда же епископ совершал, по своему обыкновению, ночное молитвенное поминовение живых и усопших, он попросил у Бога и о волке: «Господи, Создатель наш, милующий всякую тварь! Исцели дикого зверя, от человеческой жестокости пострадавшего!». Наутро волк стоял у пещеры, весело виляя хвостом, как домашняя собака. Лапа его была здорова.
После этого случая мохнатые, хвостатые, пернатые обитатели горы Аргеос все чаще стали приходить к епископу. Они искали исцеления или ждали угощения, но чаще всего просто стремились побыть рядом с молитвенником. Святитель пребывал в Духе Святом, и звери радостно подчинялись ему, чувствуя присутствие Бога. У его пещеры среди животных воцарялся мир, какой был в Эдемском саду до грехопадения Адама.
Звероловы, вернувшись в Севастию, донесли Агриколаю, что видели отшельника. Наместник приказал доставить Власия во дворец. Сначала льстивыми речами, а затем угрозами он склонял святителя принести жертву языческим богам. Епископ остался непреклонен, исповедуя Богом и Спасителем Иисуса Христа. В ярости правитель приказал казнить святого. Тело священномученика Власия было обезглавлено, а душа его устремилась в Небесное Царство. Туда, где, по слову пророка Исайи, волк возлежит рядом с ягненком, корова пасётся вместе с медведицей, ребенок играет со змеёй, и никто никому не причиняет вреда, потому что все исполнены радости о Боге.
Пирожок насущный. Анастасия Руснак
Ожидание первенца, бесспорно, радостное событие. Но, к сожалению, мое состояние счастья в период беременности сопровождалось множеством тревог и страхов. Верны ли скрининг-тесты о здоровье ребенка? Смогу родить сама или меня ждет кесарево сечение? Вдруг в декрете я стану некрасивой, неинтересной и совсем беспомощной? Я стала тогда мнительно-тревожным человеком.
В воскресные дни я старалась всегда Причащаться. Но стоять на службе с большим животом не так-то просто. А еще всю литургию беременной очень хочется есть. За двоих. Вот так, на одной из воскресных служб, меня одолевала мысль: «как же хочется пирожка быстрее съесть с капустой». Так было стыдно от этой мысли. «Прости меня, Господи. Стою в храме, а думаю о том, как бы скорее поесть».
Отложить эти мысли в сторону получилось, когда стали читать Евангелие. Я всегда особенно ощущала своего малыша в эти моменты. Ведь ребенок всё слышит! И он неизменно устраивал радостные танцы, когда звучали слова Евангелия!
Господь дал мне не просто достоять службу, но побыть в молитвенном состоянии, причаститься. Но когда я вышла из Храма, устремилась к прилавку с выпечкой. Мой неукротимый голод снова вернулся, но только теперь, после Причастия, уже можно было перекусить.
На прилавке пирожков не оказалось. Все разобрали.
Я всё же решила спросить продавщицу:
— Подскажите пожалуйста, может, остались какие-нибудь пирожки?
Она поискала и говорит: «Вот один пирожок остался... с капустой, возьмете?»
Я обомлела. Господь знает мои мысли. «Господи, спасибо!» Какое-то невероятное чувство радости я испытала. Мой любимый пирожок точно для меня остался. И он оказался самым вкусным на свете!
Как мы маловерны бываем со своими страхами и предрассудками, а Господь заботиться даже о такой мелочи для нас!
Воспоминания об этом чудесном пирожке, потом в минуты вновь возникших тревог, давали мне понять: Господь печется и рождении ребенка, и обо всех других глобальных вопросах! Нужно только всеми усилиями души стараться Ему доверять.
Автор: Анастасия Руснак
Все выпуски программы Частное мнение
15 мая. О простоте и смирении
В 4-й главе Книги Деяний апостолов есть слова об иудеях: «Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись».
О простоте и смирении, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
15 мая. О благе мученичества
Сегодня 15 мая. В День памяти благоверных князей Бориса и Глеба в храмах читаются слова из 8-й главы Послания апостола Павла к римлянам: «Любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу».
О благе мученичества, — протоиерей Михаил Самохин.