Игоревский образ Божией Матери получил своё наименование потому, что перед ним молился в последние минуты своей жизни святой страстотерпец великий князь Черниговский и Киевский Игорь, в иночестве Гавриил.
В середине двенадцатого века за Киевский княжеский престол боролись две группы потомков Ярослава Мудрого: Ольговичи и Мстиславичи. Киевский князь Всеволод Ольгович сумел настроить против себя весь город. После смерти Всеволода киевляне принесли клятву верности его брату, кроткому и смиренному Игорю. Но уже через несколько дней киевляне нарушили присягу и призвали на княжение Мстиславичей. Игоря они взяли в плен. В темнице князь тяжело заболел и перед смертью попросил о монашеском постриге. Ему разрешили, и неожиданно новопостриженный монах Гавриил пошёл на поправку. Он остался в монастыре. Другие братья Игоря продолжили борьбу за престол. Тогда киевляне решили отомстить всем Ольговичам и убить князя-инока. Разьярённая толпа ворвалась в Киево-Печерскую лавру, где у иконы Богродицы молился Игорь. Его выволокли из храма и растерзали. По преданию, когда вечером тело князя-инока положили в церкви, в ней сами собой зажглись все свечи.
Игоревская икона была написана в Греции, по своему типу принадлежит к иконам «Умиление». Долгое время чудотворный образ находился в Киево-Печерской лавре. После революции его след затерялся. Самые древние чтимые списки с иконы хранятся в Третьяковской галерее.
Василий Поленов. «В Назарете»
— Леонид Сергеевич! Коллега, здравствуйте! Вот так совпадение. И вы тоже сегодня в Тульском музее изобразительных искусств!
— Приветствую вас, Андрей Борисович! Да вот, ищу одну картину Василия Поленова... Видел недавно в Третьяковке его полотно «Источник Девы Марии в Назарете». А потом узнал, что, оказывается, у художника было несколько вариаций на эту тему! И одна из них находится здесь, в Тульском музее изобразительных искусств. Очень захотелось посмотреть на картину.
— Полотно, о котором вы говорите, называется «В Назарете». Оно замечательное! Давайте, я вас к нему провожу.
— Как интересно! Картина одновременно и похожа, и совсем не похожа на ту, что висит в Третьяковке. Вероятно, это этюд? Так сказать, творческий поиск живописца?
— Строго говоря, оба холста являются этюдами, частями одного большого замысла — художественного цикла «Из жизни Христа», которому Поленов посвятил сорок лет своей жизни.
— А началось всё, если не ошибаюсь, со знаменитого полотна Александра Иванова «Явление Христа Народу». Василий Дмитриевич Поленов был студентом, когда впервые его увидел. Тогда и зародилась у него мечта писать на Евангельские темы.
— А в 1881 году Поленов отправился на Святую землю. Туда, где все эти события и происходили. За время своей поездки художник создал более 150 рисунков и этюдов к своему будущему евангельскому циклу.
— Вот смотрю я на полотно, и кажется, что за тысячелетия ничего не изменилось. Я ведь тоже бывал на Святой земле. И у колодца Девы Марии, там, где согласно одному из преданий архангел Гавриил принёс Ей благую весть о рождении божественного Сына. Кажется, даже масличные деревья возле колодца те же самые.
— Это отмечал и Василий Дмитриевич. Художник говорил, что природа Святой Земли — небо, горы, озёра, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы — помогали ему ощущать глубокую реалистичность тех событий, которые он изображал. Этюды, привезённые из поездки, Поленов назвал «путь Христа в пейзажах».
— Андрей Борисович, но на картине «В Назарете» мы, кажется, видим простую бытовую зарисовку из жизни древней Иудеи. Так сказать, жанровую сцену. Ясный солнечный день, женщины с кувшинами идут за водой... Как этот эпизод связан с темой поленовского цикла «Из жизни Христа»? Только тем фактом, что Христос родился в Назарете?
— Есть и другая связь. Видите фигуру женщины на первом плане полотна? Голова её покрыта белым платом, на голове — большой кувшин. Она держит за руку ребёнка, мальчика. Василий Дмитриевич Поленов говорил, что он изобразил на картине саму Деву Марию с маленьким Иисусом.
— В глубине души я так и предполагал! Но всё же, если не знать наверняка, догадаться непросто!
— А может быть, в этом есть особенный смысл? Ведь долгое время, до выхода Христа на проповедь и служение, никто и не догадывался о том, что Он — Сын Божий. Как говорит евангелист Лука — в детстве и юности Иисус жил в послушании у своих земных родителей подобно обычному ребёнку.
— Но Мария прекрасно знала, Кто Он. И каждый раз, когда шла за водой к колодцу, наверное, вспоминала, как архангел Гавриил сказал Ей: «Радуйся, благодатная! Благословенна Ты между женами».
— Вот видите, Леонид Сергеевич! Глядя на эту простую, как вы сказали, жанровую сцену, мы с вами о Благовещении вспомнили!
— И на душе от картины Василия Поленова «В Назарете» стало светло и благостно.
Картину Василия Поленова «В Назарете» можно увидеть в Тульском музее изобразительных искусств
Все выпуски программы: Краски России
Две беспомощности. Нина Юркова
Заметила за собой два состояния беспомощности. Одно я назвала «беспомощностью по гордыне», когда настроила планов без опоры на Бога, без Его благословения, и всё провалилось.
Не знаю, как у вас, а у меня такие ситуации вызывают одновременно отчаяние и злость. Ведь как же: вот я, казалось бы, такая решительная, такая разумная, с таким основательным подходом ко всему, и вдруг раз — что-то идет не по плану. Часто в такие моменты мой первый порыв — по-детски топнуть ножкой, грозя Небу кулаком: «нет, Господи! Мы так не договаривались!» Мне кажется, что Он в ответ смотрит с любовью и грустью, отвечая: да, ты точно со Мной не договаривалась, даже не подумала обо Мне, поступала, как вздумалось, и вот результат.
А есть иная беспомощность — это беспомощность перед лицом Господа. Она, зачастую, возникает у меня, когда использованы все возможные способы и подходы, и ни один из них не сработал. И ничего не остается, как опустить штурвал кораблика своей жизни, и смиренно сказать: «я ничего не понимаю, Боже!» В такой глуши мира оказалась со своим «Я сама!», что уже никакая навигация не помогает! Веди Ты, я больше не могу! И каким-то чудом ветры тут же утихают, житейское море становится тихим и ласковым, и Добрый Кормчий с легкостью выводит мой кораблик обратно на путь Спасения.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
29 сентября. О жизни с верой
Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня».
О жизни с верой, — священник Виктор Ленок.