Наивысшим авторитетом в Церкви обладают решения Вселенских Соборов. Сегодня Церковь торжественно вспоминает первый такой собор. С четвертого века гонения на христиан прекратились. Но внутри самой Церкви стали возникать ереси — учения, расходящиеся с полнотой Церковного знания. Одной из опаснейших ересей того времени стало арианство. Арий создал свою теорию, согласно которой Сын Божий не Единосущен Отцу, занимает подчиненное ему положение. Святой равноапостольный император Константин, чтобы разобраться в вопросе, решил созвать Вселенский Собор. По его приглашению в город Никею близ Константинополя в триста двадцать пятом году собрались триста восемнадцать епископов. Они представляли христианские Церкви разных стран. Среди прибывших было много исповедников, пострадавших во время недавних гонений. Участниками Собора стали также великие учителя Церкви — святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, святитель Афанасий Великий и другие. В своей речи император сказал: «Несравненно прискорбнее для меня всякой войны... внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией».
Учение Ария было опровергнуто, Собор утвердил православный Символ веры, в котором говорится о единосущности Бога — Отца и Сына. Собор также принял решения по вопросам церковного управления и дисциплины и рассмотрел вопрос о дне празднования Святой Пасхи.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (30.09.2024)
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 202 зач., II, 11-16.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Жития святых — это особый литературный жанр, который очень напоминает собой иконопись. Задача и житий, и икон состоит в том, чтобы отобразить не физическую, а духовную реальность. Нам стоит об этом помнить всякий раз, когда мы читаем житийные рассказы о святых, в этих рассказах мы не найдём тех подробностей жизни прославленных Богом людей, которые, отражая историческую реальность, никак не влияют на факт святости того или иного подвижника. Всё сказанное относится и к житиям апостолов, хотя и в их жизни бывали странные и непонятные поступки. Об одном из таких апостольских поступков мы можем прочитать во 2-й главе Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня в православных храмах во время литургии.
Глава 2.
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
В только что прозвучавшем отрывке Послания к галатам мы услышали рассказ об очень странном и соблазнительном поведении апостола Петра: апостол Павел свидетельствует, что апостол Пётр в Антиохии вёл себя весьма свободно, он общался и ел с язычниками, когда же в Антиохию пришли христиане из числа иудеев, то Пётр начал сторониться язычников.
С точки зрения апостола Павла поведение апостола Петра — это лицемерие. Возможно, Павел прав. Возможно также, что он ошибался. К сожалению, у нас нет документов, которые донесли бы до нас мнение апостола Петра по этому вопросу. Конечно, Церковь Христова уже много столетий пытается найти объяснение этому отрывку Послания к галатам, выдвигаются самые разные предположения, которые помогли бы увидеть обоснованность действий апостола Петра. Однако, когда мы читаем такие объяснения, нам стоит помнить, что если прав Пётр, то Павел повинен в клевете и осуждении. Иными словами, один из двух первоверховных апостолов предстаёт здесь не в лучшем свете.
Но стоит ли смущаться от этого факта?
Стоит, если мы видим в апостолах богов «в образе человеческом» подобно тому, как видели апостолов Павла и Варнаву язычники в Ликаонском городе Листры (см. Деян. 14).
Во всех же прочих случаях к этому свидетельству Послания к галатам можно отнестись совершенно спокойно: да, Пётр, по какой-то сокрытой от нас причине поступил так, как он поступил, и да, Павел мог неправильно понять действия Петра; возможно также, что Павел понял всё правильно, а Пётр проявил малодушие. Но, как бы то ни было, разве есть те люди, которые в любую секунду своей жизни и в любой ситуации сохраняют безупречность? Разве есть те, кто не имеет греха?
Эта история учит нас одной очень простой, можно сказать, банальной истине христианства: ошибиться может любой человек, но это вовсе не означает, что ошибившийся окажется вне Христова Царства, ведь в конечном итоге и апостол Пётр, и апостол Павел отдали свои жизни за Христа, они окончили свой земной жизненный путь мученической смертью, и если мы думаем, что они в чём-то были неправы, то сперва нам стоит убедиться в крепости своей веры, и спросить самих себя о том, готовы ли мы хотя бы отчасти повторить путь святых апостолов Христовых.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От Воскресения до Вознесения. Светлана Бакулина
Когда я только начинала приближаться к церковной жизни, в моей голове жил ряд убеждений. Например, что в храм нужно ходить только по праздникам. На Рождество, Крещение, Сретение, в первую неделю Великого поста, на Пасху, а потом — уже на Вознесение.
Но однажды, жизнь церкви открылась для меня по-новому. Именно в промежутке между Пасхой и Вознесением.
Каждый год я ездила на Пасху в какой-нибудь монастырь неподалеку. Сразу после ночной Пасхальной службы возвращалась домой и до Вознесения не особо часто ходила в храм. А тут я задержалась в паломнической поездке в одном монастыре на неделю. И всю Светлую седмицу провела там. Эта неделя перевернула моё представление о православии в целом.
На утро в понедельник пришла в храм. С серьёзным настроем и мыслями о том, что праздник уже закончился, всё будет как прежде.
Что же я увидела!? Весь храм был наполнен светом, радостные люди продолжали петь многократно «Христос Воскресе», всю литургию царские врата оставались открытыми, и я впервые увидела, что происходит в алтаре. Служба тогда перестала мне казаться формальностью, я чувствовала себя участником каких-то великих событий. Даже не заметила, как быстро пролетело время.
И вот уже на причастие выстроилось множество людей. Никогда не видела столько причащающихся в понедельник. После службы — крестный ход вокруг храма. А затем — общая трапеза. Всё как в Пасхальную ночь!
Люди продолжали поздравлять друг друга, христосовались, ели куличи, яйца. Вечером в храме читали часы Пасхи, канон, пели праздничные песнопения. Служба была непривычно короткой. И так длилось всю неделю.
Одна паломница мне объяснила, что на светлой седмице все молитвенные правила: утреннее и вечернее заменяются на чтение Пасхальных часов, а на причастие люди могут приходить не постившись. Коленопреклоненные молитвы также отменяются. От неё же я узнала, что всю неделю после Пасхи любой желающий может звонить в колокола. Как же здесь удержаться? Конечно же и я всю неделю ходила звонить в колокола и пела со всеми тропарь Пасхи!
Когда вернулась из монастыря, стала ходить в соседний храм. И там продолжался праздник! Я уже с интересом следила за церковным календарём:
Исторические события оживали на моих глазах. Каждая неделя имела свой смысл: Вот — апостол Фома уверовал в воскресение Иисуса, прикоснувшись к его ранам.
А вот — благоухающий аромат свежих цветов, которые дарят в храме всем женщинам на третьей неделе после Пасхи, напомнил о подвиге жён-мироносиц. Я стала внимательно читать те главы Евангелия, которые описывали пребывание на земле воскресшего Господа!
Вот он сопровождает апостолов в путешествии. И остается неузнанным. Так же, видимо, и я прежде не осознавала, что Эти прекрасные дни от Пасхи до Вознесения Воскресший Христос ходит посреди нас.
С благоговением теперь прихожу в эти светлые пасхальные дни в Храм. И тихо радуюсь. Он здесь, Он воскрес!
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение