Император Феодосий вступил на Византийский престол в непростое время. Его предшественник на троне, Валент, благоволил арианам и помог им захватить церковную власть в столице — в 379 году еретики заняли все храмы Константинополя. Проповеди раскольников будоражили умы знати и простолюдинов, богословские споры выплескивались на улицы.
— Беда, что творится в нашем городе! Всяк мнит себя мудрецом, и рассуждает о Боге со смелостью десятилетнего сорванца. Поинтересуешься, почём хлеб — в ответ умствуют об Отце и Сыне. Спросишь, готова ли баня — рассуждают о Непостижимом. И при этом в каждом доме свой символ веры! Найдется ли управа на еретиков?
— Не горюй, брат! По приглашению императора Феодосия в Константинополь приехал епископ Григорий — даст Бог, он поможет вернуть благочиние Церкви Христовой!
— Тот маленький невзрачный человек в ветхой рясе, что шёл вчера в императорской процессии по правую руку от государя? Так он больше похож на крестьянина, чем на епископа! Его руки такие мозолистые и чёрные, словно их хозяин всю жизнь держался за соху. Где уж ему состязаться в словопрениях с арианами!
— Ну, внешнее впечатление может быть обманчивым! Говорят, владыка Григорий умён и образован.
Святитель Григорий был одним из образованнейших людей своего времени. Родился он в Капподокии, в маленьком селении Арианз, близ города Назианза — ныне это территория Турции. Сын состоятельных родителей, Григорий несколько лет проходил курс наук в лучших школах Византии. Во время учёбы в Афинах он сблизился с Василием — впоследствии великим учителем Церкви. Друзей объединяла любовь к наукам и стремление к богопознанию. По окончании обучения будущие святители удалились в пустыню, где проводили время в молитве и богословских трудах.
По возвращении в мир Василий вскоре принял сан епископа. Григорий же по-прежнему стремился к уединённому жительству. Он мечтал лишь о том, чтобы, по его собственному выражению, «неосквернённому беседовать с Богом и чистому озаряться лучами Духа без всяких преград для Божественного света». Примером для подвижника были такие строгие аскеты, как пророк Илия и Иоанн Креститель. Однако, оставаться в уединении не удавалось. Отец Григория, епископ Назианза, был уже в преклонных летах и нуждался в помощнике. По его горячей просьбе сын стал священником и взял на себя часть забот о пастве, хотя тяготился и общественным служением.
Между тем, в стране распространялось арианство, и Василий Великий стал одним из столпов противостояния ереси. Желая иметь опору в своём образованном друге, он призвал Григория в епископы. Тот принял хиротонию, по его словам, «уступая принуждению». Святитель Григорий помогал отцу в управлении Назианской епархией и разделял все тяготы Василия Великого, но при этом скорбел о невозможности предаться безмолвию в монашеской келье.
Похоронив отца, а вслед за ним и друга, святитель Григорий тяжело заболел и поселился в маленькой обители неподалеку от родного поселка. Но уединение длилось недолго — император Феодосий призвал образованного епископа в столицу, чтобы одолеть засилье еретиков. В Константинополе епископ Григорий жил у родственников и служил в домовой церкви. Поначалу святитель, с его скромной внешностью, не понравился столичной знати, избалованной пышностью церковного быта. Но вскоре он покорил всех силой своего красноречия, рождённого от союза веры и образования. Народ стал стекаться в церквушку на окраине города, предпочитая служение епископа Григория еретическим собраниям. Тысячи людей возвращались в лоно Православной Церкви.
Когда ариане покинули храмы столицы, святитель Григорий удалился в родной Арианз, где провел последние годы своей жизни в аскетических подвигах. Боголюбивый епископ, за свои труды получивший титул Богослов, изложил в написанной стихами автобиографии главную свою надежду:
«К такому вот итогу Бог привел меня,
Жизнь уделив, превратностями полную.
Так завершится ли, скажи мне, Господи,
Мой путь в чертоге несказанной Троицы,
Чья даже тень, неясная и слабая,
Меня приводит ныне в восхищение?»
Ямакаси. Янни Ролански
Как говорить с ребенком, чтобы он услышал? Каждый родитель хочет донести до своего чада что-то важное! Но иногда возникает чувство, что ребенок просто не слышит, словно кто-то поставил невидимую стену. И как же эту стену пробить?
Много лет назад я руководила сетью досуговых клубов для подростков, которые оказались в сложной жизненной ситуации.
Такие дети есть в каждой школе и, как правило, у них возникают проблемы с учебой. Мы с командой добровольцев пытались решить эту проблему. Обычно педагоги школы составляли для нас список неблагополучных семей, чтобы можно было познакомиться с детьми и родителями, и пригласить их на встречи клуба. А школа выделяла помещение для наших занятий.
На педсовете меня честно предупредили, что в моей группе подростки тяжелые, стоят на учете в милиции, и почти не ходят в школу.
«Их, знаете, надо в ежовых рукавица держать, а не досуг им организовывать» — подытожили педагоги.
Поставили условие: если через месяц эти сорванцы не начнут чаще посещать уроки, то досуговый центр надо будет закрыть. Я согласилась.
«Тут ни литература, ни тренинги не помогут» — подумала я, а ведь эти инструменты всегда мне помогали. Но Господь открывает перед нами новые двери, когда закрываются старые.
Для начала я решила познакомиться с ребятами и выяснить что им интересно. Знакомство не задалось. Они игнорировали меня и обсуждали свои дела. На вторую встречу я просто заварила им чай с пирожными.
«Попейте чай, а я пока своими делами займусь» — предложила я, а сама стала потихоньку слушать, о чем они говорят. Все разговоры их были про ямакаси. Тогда я еще не знала, кто это такие. Но в тот момент мне показалось, что я нашла какой-то волшебный ключик. И я не ошиблась.
Ямакаси — это французская команда, которая занимается паркуром. То есть они прыгают по крышам, как человек-паук. Подростки обсуждали прыжки по гаражам и фильм, который так и назывался «Ямакаси».
Теперь у меня был план на следующую встречу. Я предложила посмотреть их любимый фильм вместе. Они были ошарашены, еще никто из взрослых не предлагал им посмотреть этот фильм, тем более вместе. Мое предложение они восприняли с сарказмом: «А как же вы будете фильм смотреть, где люди по крышам прыгают, это же плохо?».
«Я этот фильм не смотрела, поэтому не знаю в чем там смысл» — ответила я и добавила, что почитала как переводится слово ямакаси, и меня эта тема заинтересовала. А потом спросила, знают ли они вообще значение этого слова? Они все как один замотали головами. И я рассказала, что «Ямакаси» переводится как «сильный телом и сильный духом». Мы посмотрели вместе фильм и у нас вышло занятное обсуждение.
Говорили о духе и о том, что сильным духом можно стать только с Богом. За чашкой чая мы беседовали об их жизни и обидах на Бога. В тот день они доверили мне много сокровенного. А что бы произошло, если б я просто пришла и прочитала им лекцию? Меня бы кто нибудь из них вообще услышал? Нет, мое свидетельство было бы, как семя, упавшее в каменистую почву. Никаких шансов прорасти.
Дети получают возможность услышать истину, когда мы касаемся их сердец. Когда не обесцениваем их эмоции и чувства.
Любая стена рушится, когда мы транслируем ребенку послание «мне не все равно, ты важен для меня» Когда начинаем говорить с детьми на языке, который им понятен, их уши становятся способными слушать. И фильмы здесь прекрасные помощники.
Через пару встреч мы пришли к выводу, что просто так прыгать по гаражам — безрассудно. Для этого нужно иметь хорошую физическую подготовку. А еще через пару встреч мы с ребятами заключили соглашение, что я организую им обучение в школе паркура, а они со своей стороны перестают пропускать уроки в обычной школе. На том и порешили.
Наш досуговый центр не закрыли. А мальчишки начали чаще ходить в школу.
Автор: Янни Ролански
Все выпуски программы Частное мнение
Дети и гаджеты. Янни Ролански
Сегодня многие родители боятся потерять своих детей в интернете.
Конечно, если подросток только и хочет, что часами сидеть в своем телефоне — хорошего мало. И видеть это — боль для многих родителей.
В моей педагогической практике был такой случай: Я снимала фильм, главные роли в котором исполняли дети из детских домов. Мы утвердили на главную роль подростка 13-ти лет. И вот, на одной из первых встреч он подошел ко мне и драматическим тоном поведал страшную тайну.
«Я должен тебе признаться, я серьезно болен» — сказал он. И дальше последовал рассказ о том, что из-за его болезни он страдает чрезмерной утомляемостью. Ему нельзя сильно напрягаться, после любых занятий он обязательно должен отдыхать, иначе у него кружится голова и ему становится плохо.
Я почувствовала возмущение! Почему воспитатели и директор детского дома ничего не сказали мне? Почему скрыли эту информацию? И я на всех порах полетела выяснять отношения с руководством.
Пересказав наш разговор с Андреем дежурной воспитательнице, я ждала, как она прокомментирует ситуацию. Воспитательница только серьезно посмотрела на меня и сказала «Да, у Андрея серьезная болезнь, извините Янина Викторовна, что мы вас не предупредили, эта болезнь Ленью зовется!» Мы обе засмеялись.
С таким диагнозом знакомы многие родители. Но что с этим делать? Мы все знаем, что говорится про лень в Библии: «Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится». Но как это объяснить детям? Ведь ребенок, который играет в компьютерную игру, совсем не чувствует себя лентяем, он чувствует себя победителем! Проходя уровень за уровнем, его мозг получает мощное дофаминовое подкрепление. Именно поэтому, вопрос, который должен задать себе каждый родитель — а есть ли у ребенка альтернатива в реальной жизни, когда он может пережить нечто подобное?
Подросток в полной мере не понимает еще что это значит «Душа ленивого желает, но тщетно» — его личный опыт говорит ему об обратном . У него ведь что-то получается!
У Андрея этой альтернативы не было. В школе из-за проблем с учебой он часто испытывал давление со стороны сверстников, а в виртуальной реальности — наоборот переживал чувство значимости.
Убеждать его в том, что это вредно — было бесполезно и мы отправились исследовать, что значит «душа прилежных насытится» на практике.
Очень важно, чтобы места из священного писания становились частью нашей жизни, а не оставались теоретическим знанием. А как подростку на практике понять что это значит? Только через ситуации, в которых он обретает личный опыт.
Для Андрея мы создали такие ситуации, в которых мальчик мог пережить яркие эмоции. Он сыграл главную роль в кино, отправился в сплав на байдарках, сам вел тренинги для других подростков из детских домов. У всех этих действий был плод. И Андрей видел плоды своими собственными глазами.
Когда мы закончили работу над фильмом, он пережил то, что никогда не переживал, сидя у компьютера. Реальный опыт.
Что важно сегодня детям? Видеть результат своих усилий. Очень часто взрослые отправляют их на долгие дистанции.
Чтобы пережить радость от того, что ты закончил школу, надо много лет учиться. Чтобы победить на соревнованиях тоже нужно много трудиться. И все время приходится ждать, и верить взрослым на слово. Но если организовать сплав на байдарке, пойти в поход с палатками или поиграть в пейнтбол, у ребенка будет возможность испытать себя и получить яркие эмоции в реальной жизни.
У гаджетов есть альтернатива, правда отыскать ее бывает не так просто. Однако, результат стоит того, чтобы потратить на это время. Потому, что так слова из Библии оживут и станут частью нашей жизни.
Автор: Янни Ролански
Все выпуски программы Частное мнение
Господь действует не по шаблону. Янни Ролански
Вы когда-нибудь оказывались в ситуации абсолютной безысходности, когда все обстоятельства складываются так, что кажется — выхода нет?
Много лет назад мне пришлось столкнуться с этим состоянием, когда мама потеряла зрение.
Она живет в другом городе и ухаживает за своей мамой. А я живу в Москве, у меня вся жизнь и работа — здесь. Все отлажено, предсказуемо и понятно.
Но в один миг все изменилось.
Мне пришлось оставить все и вернуться в родной город чтобы услышать приговор врачей — ничего сделать нельзя, зрение к маме не вернется.
Я отправляла медицинские заключения друзьям заграницу, они лишь подтверждали, что операция уже не поможет.
Как жить в этой новой реальности мне было абсолютно не понятно. Что делать? Бросить работу, забыть про все проекты, цели и вернуться в родной город?
Вопросов было больше чем ответов. В глубине души я знала, что важно уповать на Бога и верить. Но это оказалось не просто.
Сначала мы с мамой время от времени плакали. Потом договорились что плакать не будем, а будем ездить в паломнические поездки и молиться.
Но вот молитвенник из меня был никакой. Я только и могла сказать: «Верую, Господи! Помоги моему неверию».
В Евангелиях мы видим много чудес, которые Иисус совершает по вере людей.
Но у меня в тот момент веры не было. А по моим предположениям думать о чуде, не имея веры, не полагалось. Я понимала это так — раз без веры угодить Богу невозможно, а верить здесь и сейчас у меня не получается, то и ждать ничего не стоит.
Так я поместила Бога в рамки своих суждений. А напрасно, потому что Бог всегда больше любых рамок. Он — Тот, кто ломает наши теории и каждый раз удивляет своим величием!
Было лето. Мы выбирались в короткие поездки по монастырям. Время шло, надо было решать, как жить дальше, но я все еще не могла ничего решить. Только приходила, точнее было бы сказать приползла к Богу, признавалась в своей беспомощности и полагалась на Него.
Однажды утром, когда я проснулась, мама снова плакала. Мне было тяжело это видеть, и пришлось напомнить о нашем уговоре.
«Мама, ну мы же договорились» сказала я тяжело вздохнув.
Но она продолжала плакать и сжимать в руках Библию. А потом открыла ее и начала читать вслух. Господь сделал то, что не смог сделать ни один врач.
Он сотворил то, о чем я даже просить не осмеливалась. Теперь мы плакали вместе. Плакали от переизбытка сердца, благодарности и радости. От осознания того, что Бог, в которого мы верим, — гораздо больше любых наших представлений о Нем.
Сегодня мама читает мои посты в соц.сетях и всегда пишет, если увидит какую-то ошибку или пропущенную запятую.
Это невероятная история, которую не назовешь совпадением. Так и живем мы с непроходящим чувством благодарности и пониманием того, что Господь действует не по шаблону.
Автор: Янни Ролански
Все выпуски программы Частное мнение