Есть такой библейский образ — лестница, соединяющая небо и землю, её также называют «лестницей Иакова». Возникновение этого красивого образа связано со вполне конкретной историей из Ветхого Завета.
Сегодня мы говорим о святом праотце Иакове и стихотворении Константина Фофанова «Видение Иакова
Место действия — древняя страна Ханаан (на территории современных Израиля, Иордании, Сирии и Ирака). Время действия — примерно 2 тысячи лет до Рождества Христова.
У сына Авраама Исаака и его жены Ревекки двадцать лет не было детей. И однажды Бог открыл Ревекке, что она родит сыновей, которым предназначено стать родоначальниками двух народов. Причём народ, который произойдет от младшего из братьев, будет главенствовать над народом старшего.
Вскоре Ревекка родила сыновей-близнецов. Первым на свет появился Исав, а следом, ухватившись за пятку брата — Иаков. Дети были очень разными по характеру. Старший, Исав, отличался физической силой и жестким нравом — он занимался охотой. Младший Иаков рос тихим и кротким, он больше любил помогать по дому престарелым родителям.
В древности быть первенцем в семье считалось большим почётом. Именно старший сын по праву первородства становился главным наследником отцовского состояния. Но Ревекка, помня обетование Божие, помогла младшему и любимому сыну Иакову хитростью получить отцовское благословение и право первородства.
От гнева старшего брата Иакову пришлось бежать из дома. В пути юноша остановился на ночлег — на том самом месте, где некогда его дед Авраам воздвиг из камней жертвенник Богу. Иаков положил себе под голову камень вместо подушки, заснул и вскоре увидел необычный сон... Это был даже не сон — видение, которое так описано в стихотворении Константна Фофанова «Видение Иакова».
Он шёл, исполненный тревог,
С мечтой безмолвной и печальной,
И, утомясь дорогой дальней,
На дикий камень он прилёг,
Чтобы забыться сном минутным.
И видит он в виденье смутном:
Разверзся бархатный чертог
Небес глубоких и оттуда,
Как струны, брызнули лучи
Светлей и краше изумруда
И ослепительней парчи.
Сначала Иаков увидел несказанный небесный свет, а после, в сиянии лучей — лестницу, которая стояла на земле, а верх ее касался неба. По этой чудесной лестнице поднимались вверх и опускались вниз ангелы Божии.
И видит он, как из лучей
Соткались пышные ступени.
Он видит лестницу: по ней
Идут божественные дети,
Весь чистый рой Небесных Сил,
Весь рой в одеждах белотканных,
Душистей мира и кадил.
И там, на пурпурной вершине,
В румяной дымке облаков -
Создатель неба и пустыни,
Он Сам, бессмертный Саваоф!
В Библии говорится, что с вершины небесной лестницы Господь возвестил Иакову: «...Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной...»
Это обетование исполнилось: от двенадцати сыновей Иакова произошли двенадцать колен народа Израиля, которые образовали израильский народ.
Константин Фофанов в стихотворении «Видение Иакова» целиком опирается на библейский текст, стараясь сохранить даже его торжественный, неспешный ритм.
Константин Михайлович Фофанов был одним из самых плодовитых поэтов 19 века — его перу принадлежит более двух тысяч стихотворений. Современники подсмеивались над возвышенным, далеким от модного реализма, фофановском слогом, но отдавали должное его стихам на вечные библейские темы.
Жены-мироносицы
О Воскресении Иисуса Христа первыми узнали не Его ученики-апостолы, которые после распятия Учителя скрывались в страхе перед властями Иерусалима, а женщины, принявшие учение Спасителя. По окончании субботы рано утром они поспешили к гробнице. Их не страшила угроза наткнуться у гробницы на приставленных к ней стражей. Не остановило и понимание того, что им не по силам отвалить от входа в гробницу огромный камень. Они пошли – движимые любовью. Самые известные из них: Мария Магдалина, Иоанна, Мария Клеопова, сёстры Марфа и Мария, Саломия.
Мария Магдалина была первой, кому явился воскресший Христос. После Воскресения Христа она сама стала проповедницей и пошла по свету с Благой Вестью. И дошла до Рима, до самого императора Тиберия, которому рассказала о Воскресении.
Святая Иоанна – супруга домоправителя царя Ирода. Можно только догадываться, каких усилий стоило ей скрывать свою веру. Об Иоанне известно также, что именно она сберегла главу Иоанна Предтечи, казненного прямо во время пира во дворце Ирода.
Мария Клеопова приходилась Иисусу Христу родственницей. Как известно, Дева Мария, посвящённая с рождения Богу, опекалась вдовцом праведным Иосифом Обручником. Мария Клеопова – дочь праведного Иосифа от первого брака. Она, как и Дева Мария, была совсем юной, когда они встретились и подружились. Клеоповой Мария стала именоваться по своему мужу, Клеопе.
Пришедшие к гробнице сёстры – возвышенная, не от мира сего Мария и рачительная, хозяйственная Марфа – много помогали Христу при Его жизни. Их братом был Лазарь, которого Христос воскресил на четвёртый день после смерти.
А ещё одна мироносица, Саломия, была женой галилейского рыбака и матерью двух верных апостолов Христа – Иакова и Иоанна Богослова.
И вот, как свидетельствует апостол и евангелист Матфей, когда женщины пришли к гробнице, сделалось землетрясение, Ангел Господень сошёл на землю и отвалил камень. И вид Ангела «был, как молния, и одежда его бела, как снег». Стражники так устрашились его, что пали без чувств.
Ангел же возвестил пришедшим женщинам радостную весть о том, что Господь воскрес из мёртвых и в гробнице Его уже нет.
Память о женщинах, бесстрашно пришедших к гробнице Христа, осталась в веках. Православная Церковь празднует день святых жён-мироносиц в третье воскресенье после Пасхи.
19 мая. О добродетелях святого Михея
Сегодня 19 мая. День памяти Преподобного Михея Радонежского, жившего в 14 веке.
О добродетелях святого Михея, — протоиерей Константин Харитонов.
19 мая. Об отношении к страданиям
Сегодня 19 мая. День памяти Праведного Иова Многострадального, жившего за 2000 лет до Рождества Христова.
Об отношении к страданиям, — священник Алексей Дудин.