Имя Николая Чудотворца известно далеко за пределами христианского мира. С большим почтением к этому подвижнику относятся и турки-мусульмане, которые ухаживают за его пустой теперь гробницей (мощи святого вот уже несколько веков находятся в итальянском городе Бари). Николай Чудотворец жил в четвертом веке на территории Малой Азии (современной Турции) в городе Миры Ликийские (теперь это турецкое поселение Демре). Все местные жители: не только христиане, но и язычники уважали святого за его доброту и милосердие. Николай Чудотворец постоянно помогал нищим, давал кров бездомным. Хотя сам жил довольно бедно. Ради любви к Богу и людям он отказывался от удобств и достатка. Известен случай, когда святой отдал последние деньги обедневшему мужчине — подбросил ему в дом мешочек с монетами. Этот дар спас от бесчестья дочерей несчастного, которых должны были продать в рабство. Святитель Николай обладал удивительной храбростью — считал, что надо смело проповедовать Евангелие язычникам, защищать православное вероучение от тех, кто желает его исказить. Он героически отстаивал истинное понимание Бога Троицы на первом Вселенском соборе, проходившем в городе Никея в 325 году. После кончины Николая Чудотворца в его честь была составлена служба. Сегодня мы поговорим об одном из главных ее песнопений — тропаре. Его содержание комментирует священник Антоний Борисов.
Тропарь святителю Николаю Чудотворцу был написан в середине первого тысячелетия и послужил впоследствии образцом для составления подобных песнопений в честь прославленных в лике святых епископов. Давайте познакомимся сначала с церковнославянским текстом тропаря:
«Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / яже вещей Истина. / Сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче священноначальниче Николае, / моли Христа Бога, / спастися душам нашим».
Существует два варианта перевода с церковно-славянского языка на современный русский. Первый, более традиционный вариант, звучит так:
«Правилом веры и образом кротости, / воздержания учителем / явила тебя стаду твоему / непреложная Истина (то есть Бог). / Потому ты приобрел смирением — высокое, / нищетою — богатство. / Отче, святитель Николай, / моли Христа Бога о спасении душ наших».
Второй вариант перевода указывает, что под «истиной» следует понимать искренний образ жизни святителя, никогда не скрывавшего свои христианские убеждения, свидетельствовавшего о Христе каждым днем своей жизни.
Память святителя Николая празднуется 19 декабря по новому стилю. Тропарь в честь святого поется и на вечернем, и на утреннем богослужении. Так Церковь выражает свое благоговение перед жизнью и трудами святителя. А еще напоминает прихожанам, что человек должен быть христианином не только на словах. Послушаем тропарь святителю Николаю Чудотворцу в исполнении детско-юношеского хора «Умиление».
Деяния святых апостолов
Деян., 13 зач., V, 1-11.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви происходили совершенно невероятные события. Невероятной была способность апостолов именем Христовым совершать потрясающие воображение чудеса, невероятными были вообще все духовные дарования Древней Церкви. Однако были в то время и такие проявления силы Божией, от которых становится страшно. Одно из таких проявлений вмешательства Бога в жизнь апостольской общины описано в 5-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 5.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Действительно, великий страх обымает всех, кто слышит эту историю. К страху примешивается и непонимание: зачем же нужно было карать смертью тех людей, которые всего лишь утаили часть собственных средств? Да, обманывать нехорошо, но разве смерть — адекватное наказание за такое прегрешение?
Можно было бы подумать, что эти и подобные им вопросы вызваны характерным для нашего времени гуманистическим прочтением Священного Писания, однако недоумение история Анании и Сапфиры вызывала и в первые века христианства, а потому мало кто из древних толкователей обходил эту историю своим вниманием, благодаря этому мы можем увидеть, что Церковь, с одной стороны, никогда не пыталась сгладить впечатление от чрезвычайной строгости наказания Анании и Сапфиры, а с другой — Церковь всегда понимала необходимость такого наказания.
Дело здесь в том, что в первые годы после Сошествия Святого Духа на апостолов Церковь не могла позволить пребывать в своей ограде чему бы то ни было несовершенному, ведь это было время, в которое шла наиболее активная проповедь, люди, слушая апостолов и видя безукоризненную нравственную чистоту христиан, стремились примкнуть к ученикам Христовым, и нельзя было допустить, чтобы внутри христианской общины была какая-либо скверна, уничтожающая собой апостольскую проповедь. Кроме того, некоторые толкователи проводили параллель между грехом Анании и Сапфиры и грехом Иуды — в обоих случаях речь идёт об изощрённом сребролюбии, прикрытом ложью и лицемерием. Мы знаем, к чему привёл грех Иуды, тем более остро помнили и чувствовали последствия этого греха апостолы, и они не имели права не показать всем последующим поколениям христиан невероятную тяжесть этого греха.
А ещё эта история напоминает нам о крайне важной истине: Бог не только милует нас и прощает, Бог наказывает тех, чьи грехи могут стать причиной соблазна для других людей. Об этом предупреждал Сам Христос, и Его слова — это не пустой звук: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17:1–2).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образование и новые технологии». Михаил Сумбатян
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в студии был директор и основатель группы компаний IThub Махаил Сумбатян.
Мы говорили о пути нашего гостя к созданию образовательного проекта, о важности взаимодействия педагога и ребенка, об особенностях обучения в колледжах, а также о том, как лучшие технологии и достижения науки и бизнеса использовать в системе образования и как через образование передать детям любовь к родной стране.
«Народное церковное искусство в СССР». Кирилл Вах, Дмитрий Антонов
У нас в гостях были руководители проекта «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие»: действительный член Императорского Православного Палестинского общества Кирилл Вах и доктор исторических наук Дмитрий Антонов.
Разговор шел об особенностях церковной утвари и икон, появлявшихся в период советского времени, как люди самостоятельно создавали иконы и украшения для них, а также о том, какие удивительные тайны хранят эти народные традиции.