Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери

1 Кор., 155 зач., XIV, 6-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Что такое молитва и должен ли человек понимать то, о чём молится? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 14-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам. Давайте его послушаем.

Глава 14.

Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?

7 И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?

И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?

Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.

10 Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.

11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.

12 Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.

13 А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.

14 Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.

15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.

16 Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что́ ты говоришь.

17 Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.

18 Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;

19 но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.

Как-то от одного друга я услышал историю, которая произошла с его матерью. Она заболела и решила полечиться у какого-то восточного знахаря, который давал ей лекарства, созданные на основе тибетских трав. На определённом этапе этого лечения он сказал ей, что к приёму таблеток необходимо присоединить чтение мантр. Человеком она была нецерковным, но в то же время верующим, поэтому от мантр она отказалась, сказав, что это противоречит её вере, так как Бог один и молиться можно только ему. Ответ целителя очень её удивил. Он сказал, что мантры — это не молитвы и действуют автоматически, так что веры не требуется. Читай, да и всё. Этот ответ прекрасно демонстрирует разницу между молитвой и магией, к которой маму моего друга пытались приобщить. Конечно, могло быть сказано много слов о целительных вибрациях звуков и чего-то другого в этом роде, но наукой ничего подобного не доказано. И чтение мантр считается шарлатанством, а с точки зрения религиоведения, это самый обычный магизм.

Суть христианской молитвы в том, что она всегда и во всех своих формах является диалогом с живой личностью. Да, верующие зачастую не слышат ответа непосредственно, хотя нередко видят его в событиях или словах других людей. Но так или иначе они не просто читают нечто успокаивающее, не вызывают вибрации, которые якобы действуют автоматически, не произносят непонятных слов, просто, чтобы произнести, они общаются.

Общение, конечно, может быть разным. Очевидно, что Бог, как и святые, просвещённые Духом Святым, понимают любой язык, на каком бы ни молился человек. Более того, сердечное обращение к Богу может не ограничиваться словами... И всё же, с точки зрения апостола Павла, если человек говорит слова, он должен их понимать, пусть в силу самых разных причин и не во всей полноте. Но так или иначе без стремления выразить ясный смысл молитва перестаёт выполнять своё предназначение, о котором сегодня пишет апостол, она перестаёт назидать, то есть учить и помогать правильному внутреннему устроению и праведной жизни. По словам апостола, в молитве важен не только эмоциональный настрой, но и плод, который мы приобретаем умом. Именно поэтому апостол пишет «Стану молиться духом, стану молиться и умом», чтобы не только самому духовно устремляться к Богу, но утверждаться в вере и праведной жизни, а также утверждать других.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем