![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/06/11-39_4Z7V0024.jpg)
Фото: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
В середине XX века группа столичных этнографов посетила город Муром. Учёные собирали устный материал — общались со старожилами, записывали их рассказы о старине. И услышали предание о муромских калачах. Городская легенда гласила, что тесто для калачей пекари замешивали на родниковой воде. Да не простой, а из села Карачарова — родины святого богатыря Ильи Муромца. Потому, мол, и не было во всей Руси хлеба вкуснее муромских калачей. Так или иначе, доподлинно известно одно: именно город Муром является родиной русского калача.
Первое упоминание о муромском калаче историки относят к середине XVI столетия. В писцовой книге города Мурома — государственных имущественных записях — за 1552 год значилось, что калачи выпекались на восьми городских дворах. Муромский калач называли «тёртым». Тесто для него тщательно разминалось и перетиралось. В результате выпечка становилась необыкновенно воздушной. Отсюда и пошло всем известное выражение «тёртый калач» — так стали называть человека, который многое повидал и пережил, которого, так сказать, «потёрла» жизнь.
А в 1781 году изображение калачей появилось на гербе города Мурома. С этим событием связана любопытная история, которую в Муроме по сей день пересказывают из уст в уста. Поместить калачи на городской герб якобы велела сама императрица Екатерина II — после того, как, проезжая через Муром, она отведала местную выпечку. О достоверности этой городской легенды историки спорят. Но факт остаётся фактом — калачи по сей день красуются на муромском гербе. «На голубом поле три крупитчатых калача, которыми ceй город отменно славится» — такое описание можно найти в Полном собрании законов Российской империи. Кстати, муромские калачи поставлялись к императорскому столу.
Калачи стали очень популярны, и довольно быстро их научились выпекать и в других городах — например, в Москве. В Белокаменной так называемое «калашное» производство появилось уже к концу XV — началу XVI века. Об этом, к примеру, свидетельствует эпизод из жития Василия Блаженного, знаменитого московского юродивого. Однажды на базаре Василий подбежал к прилавку одного из пекарей, и опрокинул на землю все калачи. Люди, которые знали о даре прозорливости святого, сразу поняли: что-то с этими калачами не так. И пекарь был вынужден признаться: он решил сэкономить на муке, и подмешал в тесто мел и известь... Между прочим, это было серьёзным преступлением. Закон обязывал калашников строго соблюдать рецептуру. Она регулировалась царским указом «О хлебном и калачном весе». Форма выпечки тоже была особой. Калач имел «ручку» и был похож на большой замок или гирю. Кстати, Василию Блаженному наверняка не раз доводилось получать в качестве милостыни «ручки» от калачей. Их было принято отдавать нищим после того, как съедалась основная часть. Некоторые языковеды полагают, что, вероятно, именно отсюда появилось известное выражение «дойти до ручки» — то есть, обеднеть. Само слово «калач», по мнению учёных, скорее всего происходит от славянского слова «коло» — то есть, круг, или колесо.
В наше время «калашной столицей» считается Коломна. В городе есть музей калача, где можно познакомиться с историей этой знаменитой русской выпечки. И, конечно, попробовать её на вкус. И всё же местом, где родился русский калач, остаётся Муром. Хранителями древнего уникального рецепта стали монастыри. И сегодня в трапезных муромских обителей можно отведать тот самый тёртый калач, который восхитил когда-то Екатерину Вторую.
Помощь зависимым людям в Санкт-Петербурге
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Favor.jpg)
Диакон Кирилл Шабров из Санкт-Петербурга служит в православной Церкви, а также 20 лет помогает людям, зависимым от алкоголя и наркотиков. Отец Кирилл трудится психологом в благотворительной общественной организации «Фавор». Здесь действует амбулаторная программа помощи зависимым. То есть каждый день, в течение трёх месяцев, люди приходят сюда на занятия со священниками и психологами. Такая программа реабилитации подходит не всем, ведь зависимый человек продолжает находиться в привычной среде и всякий раз вынужден испытывать себя на стойкость. Но в то же время, если он остаётся в социуме, у него есть семья, работа – это поддерживает его в борьбе с зависимостью. Главное - подопечный должен сам захотеть избавиться от этой болезни.
По словам диакона Кирилла, сложнее выздоравливать тем, кто верит в свой контроль над ситуацией. Но спасти зависимых может только полная трезвость. Однако в «Фаворе» — это не единственная цель. Местные специалисты, прежде всего, помогают человеку изменить взгляд на жизнь и впустить в неё Бога.
Петербуржец Борис прошёл реабилитацию пять лет назад. «Я очень удивился, когда меня спросили: «зачем тебе нужна трезвость?», - говорит мужчина. - Я думал, что она мне просто необходима и всё, а о том, что буду делать после - не задумывался. Оказалось, мне нужно научиться по-новому преодолевать трудности и переживать эмоции. Чтобы в будущем не заливать всё это алкоголем, а именно проживать».
В общественной организации «Фавор» зависимые люди бесплатно получают профессиональную помощь. У них появляется шанс на новую жизнь.
Проекту «Фавор» очень важна поддержка. Узнать об этом больше можно на сайте: miloserdie.ru, в разделе «Где нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
«Намоленность храмов». Свящ. Сергий Старокадомский, Ирина Языкова
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/06/o.-Sergij-Starokadomskij-Irina-Jazykovka.jpg)
У нас в студии были настоятель храма святителя Алексия Московского в деревне Середниково священник Сергий Старокадомский и искусствовед, кандидат культурологии Ирина Языкова.
Разговор шел о том, какое значение вкладывается в распространенное понятие «намоленность храма», как разные поколения людей вносили свой вклад в архитектуру и убранство храмов и как это влияет на церковную жизнь современных прихожан.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2023/10/Vladimir-Legojda.jpg)
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Теракты 23 июня на территории России.
— Взаимоотношения христианства и ислама в современной России.
— «Пушкин — наше всё» — почему?
— Почему история — это пророчество о прошлом, и какое отношение она имеет к нам сегодняшним?
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Намоленность храмов». Свящ. Сергий Старокадомский, Ирина Языкова
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 410
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов