Четвёртого декабря Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы. В этот день мы вспоминаем как родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна исполнили данный Господу обет. Они привели свою Дочь в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Её Богу. И Дева Мария всем существом радостно откликнулась на слышимый ею призыв и сама вошла в храм.
Столетиями в Иерусалимском храме народ Израиля приносил в жертву Богу животных и птиц. Так люди искупали свои грехи. Но Христос сам стал невинной жертвой, принесённой за грехи всего мира. После этого нужды в Иерусалимском храме больше не было. Апостол Павел объясняет: «Первый завет имел ... святилище земное. Но Христос пришел с бо́льшею и соверше́ннейшею ски́ниею, нерукотворе́нною... Со Своею Кровию..."
Ученики Христовы разошлись с радостной вестью во все уголки света. И ветхозаветный Иерусалимский храм уже не был единственным местом в мире, где поклонялись Единому Богу. Он изжил себя, а в семидесятом году от Рождества Христова был разрушен римскими легионерами.
Вознёсшийся Христос оставил своим ученикам и всему человечеству Церковь. А храм стал тем пространством, где она пребывает во всей полноте, где возможно соединение и общение Небесной и Земной Церкви.
В православном храме в символической форме - в архитектуре, живописи, пении и богослужении отражается всё христианское мировоззрение. Храм сочетает в себе образы небесного и земного и их взаимосвязь. Когда в первый раз оказываешься в церкви, как правило, не просто восхищаешься архитектурой или иконами. Поражает и атмосфера храма в целом. В храме время теряет свою прямолинейную протяженность. Будущее и прошлое становятся настоящим. Мы молитвенно сопровождаем Богородицу в Иерусалимский храм, шествуем за Спасителем в день Его входа в Иерусалим, становимся свидетелями Страстей Христовых.
Мы слышим голоса пророков, возвещающих пришествие Христа, и проповедь апостолов о том, что спасение мира совершилось. Во время богослужения земному хору вторят бесплотные силы, воспевающие Творца мира.
Уникальность храмов ещё и в том, что в них присутствует Божественная благодать. Здесь, в таинстве Евхаристии верующие приобщаются Тела и Крови Христовой и входят в особое мистическое соединение с Богом и Церковью.
Не стоит забывать слова Спасителя ученикам на Тайной ве́чере: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал…». Не мы входим в храм, а Господь вводит нас в него в тот миг, когда мы по-настоящему к этому готовы. Он призывает нас, как Авраама, Моисея, Деву Марию. Пример Богородицы даёт нам надежду, что главное - доверять Богу.
«Никакая власть не может требовать от вас того, что противно вашей вере, вашей религиозной совести!»
Во время заточения семьи императора Николая Второго в Тобольске епископской кафедрой здесь управлял святитель Гермоген Долганёв. Однажды, уже после Октябрьской революции, в Покровской церкви города, в присутствии царской семьи, дьякон провозгласил их величествам многолетие — как и положено по церковному уставу. После этого богослужения городские власти арестовали дьякона вместе с настоятелем храма и обвинили их в нарушении порядка. На допросе оба священнослужителя отрицали свою вину. Тогда большевики направили официальный запрос правящему епископу Гермогену Тобольскому. Владыка написал в ответ, что в действиях причта Покровского храма ничего предосудительного не видит. По данным государственного права, церковных канонов, находящиеся вне управления своей страной бывшие цари и императоры, не лишаются своего сана. Сам владыка на литургии всегда молился за Царскую Семью. Когда же в 1918 году большевики приняли декрет об отделении Церкви от государства, архипастырь обратился к народу со словами:
«Оберегайте святыню вашей души, свободу вашей совести. Никакая власть не может требовать от вас того, что противно вашей вере, вашей религиозной совести!»
Все выпуски программы Слова Святых
«Очень важно, чтобы мы всегда готовили себя к искушениям, ибо это является основанием нашей силы»
Первый отклик на проповедь православия в Японии святитель Николай Касаткин получил через три года после того, как прибыл в страну. В 1868 году принял крещение самурай Савабэ. Это был служитель языческого культа, боровшийся за выдворение всех иностранцев из Японии. Особую неприязнь он испытывал к иностранному духовенству. Савабэ часто сталкивался с епископом Николаем в доме консула и всегда с ненавистью смотрел на владыку. Однажды святитель не выдержал и спросил у самурая — чем же он заслужил такой недоброжелательный взгляд? В ответ японец обвинил епископа в шпионаже против Японии, назвал его проповедь вредной. Святитель Николай выяснил, что Савабэ не знает христианского учения и призвал его сначала узнать православную религию, прежде чем её осуждать. Рассказ о Христе потряс языческого жреца. Савабэ стал изучать православную веру под руководством святителя Николая Японского. После принятия крещения единственной целью новообращённого стало послужить родной стране распространением христианства. Владыка наставлял неопытного катехизатора так:
«Очень важно, чтобы мы всегда готовили себя к искушениям, ибо это является основанием нашей силы».
Все выпуски программы Слова Святых
«Счастье человека на земле — в труде, сообразно с его наклонностями и собственным выбором»
В первые годы проповеди православия в Японии святитель Николай Касаткин плохо знал местный язык. Со временем владыка овладел им в совершенстве. Святитель мог свободно говорить по-японски, читать светскую и религиозную литературу, отвечать на многочисленные письма верующих. Архиепископ Николай перевёл на японский Евангелие и многие богослужебные книги. Для этого ему потребовалось работать по четырнадцать часов в сутки в течение десяти лет. Святитель находил большое утешение в миссионерской работе, которую выполнял с большим усердием. В своём дневнике он написал:
«Счастье человека на земле — в труде, сообразно с его наклонностями и собственным выбором».
Все выпуски программы Слова Святых