
Апостол Иоанн Богослов
2 Ин., 75 зач., I, 1-13.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Иногда люди нецерковные интересуются, должны ли христиане любить всех или только собратьев по вере? Для того, кто внимательно читал Евангелие, ответ будет очевиден, ведь Христос призывал любить даже врагов... Но означает ли любовь, что относиться ко всем мы призваны совершенно одинаково? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы второго соборного послания апостола Иоанна Богослова, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Старец — избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину,
2 ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек.
3 Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви.
4 Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца.
5 И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга.
6 Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.
7 Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист.
8 Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.
9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.
10 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.
11 Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.
12 Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.
13 Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь.
Лет десять назад я познакомился с одним верующим человеком, который стремился жить максимально благочестиво: причащалася практически каждый день, много молился, читал духовную литературу... И надо сказать был очень светлым и радостным человеком. Просто светился каким-то тихим светом. Недавно я его встретил и узнал совсем не сразу. Суровый, сосредоточенный, смотрящий куда-то за собеседника... И практически ни с кем не здоровающийся. Это последнее обстоятельство меня сильно озадачило. Казалось бы, мало ли, может быть, у человека упало зрение, очков он ещё не приобрёл, но лица уже различает плохо. Случается такое. Мы разговорились и как-то вышли на эту тему... Оказалось, что он перестал здороваться с людьми, прочитав как раз сегодняшний отрывок. Мой собеседник мне так и сказал: «Если я буду приветствовать того, кто ошибается, я буду разделять с ним его ошибки и участвовать в его злых делах, как и сказал Апостол, вы что, батюшка, не читали?». Читать-то я читал, но понял этот текст совсем по-другому. Долго поговорить не получилось и переубедить его мне не удалось. Не знаю, поздоровается ли он со мной в следующий раз, но знаю, что его подход противоречит живому опыту Церкви. Уже после нашего разговора с тем человеком я вспомнил историю, которая произошла с преподобным Макарием Великим и его учеником. Встретив на пути языческого жреца, послушник обозвал его демоном, за что был им избит чуть ли не до полусмерти. Через время с тем же жрецом встретился Макарий, приветствовал его добрым словом, чем очень его удивил. Преподобный поговорил с ним так, что языческий жрец покаялся и захотел стать монахом.
Можно было вспомнить и массу других историй, в которых христиане относились к язычникам по-доброму. Но если так, как же понимать слова апостола Иоанна, о том, чтобы не принимать приходящего, который неверно учит о Христе, и даже не приветствовать его? Учитывая евангельский призыв к миссии, понимать их дословно никак нельзя. Апостол пишет ученикам в общину, находящуюся в другом месте, и желает, чтобы его собеседники остались верны истине. В то время по дорогам Римской империи ходило много проповедников самого разного толка: христиан, язычников, гностиков... И под приходящим апостол явно имел в виду не любого встречного, но человека, приходящего с проповедью. Приветствовать его не просто как человека, но как проповедника действительно означало бы согласиться с ним. Но значит ли это, что ему, например, нельзя было бы помочь, если он оказался в беде. Конечно, не значит. Разве можем мы представить себе, что милосердный самарянин из притчи Христа, перед тем как помочь избитому, интересуется у него безошибочностью его веры.
Итак, христиане призваны ко всем относиться с любовью, со всеми призваны быть дружелюбными, но принимать в качестве учителей могут только тех, кто верен Христу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О русской культуре через занятие живописью». Анастасия Схимова

В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостьей программы «Пайдейя» была основательница школы живописи «Синергия», художник, иконописец, исследователь русской культуры Анастасия Схимова.
Разговор шел о том, как через занятия живописью можно говорить с детьми о русской культуре, об истории и о христианских ценностях.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Вещи Говорят. Анна Леонтьева

После того, как мамочка отошла ко Господу, тихо и очень внезапно, я долго не могла заставить себя разобрать ее вещи. Было слишком остро. Как говорит моя подруга, родители всегда уходят неожиданно, в каком бы возрасте они ни были.
Но вот прошло несколько лет, и мне пришлось разбирать мамины коробки. Это было такое открытие! ТАКОЙ мамы я не знала. Я и представить себе не могла, как мамочка любила красиво одеваться! Огромные коробы, наполненные прекрасными вещами, которые они покупали с отчимом во время путешествий. Отчим — ученый, его приглашали работать во Францию, Италию, Германию и во много-много стран. Оттуда мамочка привозила не только одежду, но и изящнейшие сувениры.
Я перебирала все это, и как будто отмотала много десятилетий назад — увидела маму в юности: бедность, советский «дефицит», много работы и невозможность красиво одеться. И когда такая возможность появилась — мамочка компенсировала все эти бедно одетые годы. Я с радостью рассматривала эти вещи, а еще — вазочки, чашечки, кофточки, я как будто знакомилась со своей мамой заново! Я видела в ней девочку, которой недодарили подарков, и как по-детски было везти эти штучки так издалека. И как хотелось свить уютнейшее гнездышко, хотя бы уже совсем как говорят «во второй половине жизни»!
А потом подобное озарение-увидение посетило меня, когда дочь переезжала, и я помогала разбирать ее вещи. Вернее, дочь перевезла вещи на новое место и вынуждена была отъехать, а я решила помочь ей разобрать. Сколько чувств я испытала, просто раскладывая одежку по полкам... Вот друзья дарят ей боа, туфли с серебряными застежками на высоченных каблуках, плащи с немыслимыми причудливыми крыльями... и вижу мою девочку, уже конечно взрослую, но еще такую юную. Эти образы, которые ей предлагали, и которые она примеряла — очень светских, томных дам. И она пробовала, она меряла на себя эти обличья, может быть ей иногда и хотелось быть именно такой — светской дамой на балу современности. Но никто не отменял ее настоящего образа, того, который ей идет: художницу в простом платье или джинсах и кедах, свободную девушку, перепачканную красками, смешливую, не томную, пытающуюся из джунглей своих идей и фантазии отловить ТО САМОЕ — что о ней было задумано.
Кончиками пальцев, раскладывая такие разные вещички, я чувствовала эту борьбу дочери за саму себя, за попытку отловить и увидеть эту саму себя, не растерять, не растеряться. Кончики пальцев моих горели. Как сложно молодым! Как сложно пожилым! Как сложно нам понять и тех, и других. Наши пожилые дорогие родители — как много мы о них не знаем! Наши любимейшие дети, раздражающие нас своими «духовными и творческими поисками», нелепыми поступками и мыслями — как много мы не ведаем их метаний и болей!
Недаром Господь дал мне такой чувствительный опыт, так материально почувствовать своих близких — на кончиках пальцев.
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
«Старая слива»

Фото: Marta Filipczyk /Unsplash
У нас на даче небывалый урожай. Третий день собираем сливу. Жена уже и варенья наварила, и компота наделала, и пирогов напекла — а слива всё не кончается. Сегодня обрываем с большого старого дерева. Оно растёт у самого забора. Я — на лестнице; наполняю плодами ведёрко и опускаю на верёвке вниз. Жена пересыпает сливы в большой таз.
С высоты хорошо видно узкую дачную улочку. Вот старушка идёт. Незнакомая. Останавливается возле нашего дома и долго смотрит.
— Здравствуйте! — говорю я ей с лестницы. — А вы к кому?
Она спохватывается, смущённо улыбается.
— Уж простите, что засмотрелась, — отвечает. — Тут ведь когда-то наша дача была. А сливу эту мы вместе с мамой сажали. Вон как разрослась! Детство моё здесь прошло. Вспомнилось вот вчера, а сегодня с утра думаю: съезжу, погляжу хоть одним глазком — может, в последний уж раз. Вы не сердитесь...
А я и не думал сердиться! Быстро спускаюсь вниз, открываю калитку. Мы с женой приглашаем женщину зайти. Она несмело ступает в сад. Подходит к старой сливе, гладит морщинистой рукой тяжёлые ветки. Глаза её лучатся счастьем. Мы стоим в сторонке и не мешаем ей вспоминать. Потом зовём гостью на веранду, пить чай с пирогами. Мы слушаем её рассказы о детстве, а старая слива тихо качает ветвями, как будто радуется, что мы собрались здесь все вместе.
Текст Анны Покровской читает Карэн Бадалов.
Все выпуски программы Утро в прозе