Сол., 274 зач., I, 1-10.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Все две тысячи лет существования христианства мы можем наблюдать, что в тяжёлые времена испытаний войнами, болезнями и гонениями христиане начинают обращать особенно пристальное внимание на те тексты Священного Писания, которые говорят о Втором Пришествии Христовом и о кончине мира. Одними из первых, кто вследствие гонений начал чрезвычайно активно ждать конца физического мира, были христиане древних Фессалоник. Апостол Павел не был согласен с тем методом ожидания, который избрали эти люди: они, полагая, что видимый мир скоро уйдёт в небытие, начали пренебрегать своими повседневными обязанностями. Были в их ожидании и другие спорные пункты. Во Втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел постарался все их рассмотреть и дать своим адресатам верное руководство к духовной жизни в условиях усиливающихся гонений. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 1-й главы этого послания. Давайте послушаем его.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,
4 так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами
5 в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.
6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
На гонения можно реагировать как минимум двумя способами: можно оставаться верным Христу и можно отречься от Него. Конечно, есть и промежуточные варианты, но все они несут в себе лукавство, и потому мало чем по своей сути отличаются от прямого отречения.
Христиане Фессалоник проявляли стойкость, они сохраняли верность Спасителю, а потому апостол Павел своё послание к ним начинает с похвалы, и это не дань жанру, адресаты апостола действительно были достойными и верными христианами. Используемая здесь апостолом Павлом формулировка очень интересна, и она стоит того, чтобы остановить на ней наше внимание.
Апостол не сразу перешёл к размышлениям о терпении в гонениях и скорбях, ведь с его точки зрения достойное перенесение неприятностей — это лишь следствие, во-первых, веры, а во-вторых, любви между христианами Фессалоник. Действительно, вынести гонения без опоры на единомышленников почти невозможно. Здесь мы можем вспомнить и Гефсиманское моление нашего Спасителя: Господь, зная о Своих скорых Страданиях и Смерти, искал утешения в молитве к Богу-Отцу, но и Ему нужна была человеческая поддержка, по этой причине Он взял с Собой на молитву Петра, Иакова и Иоанна. Как мы помним из Евангелия, апостолы не смогли выдержать напряжение той ночи, а потому они не смогли и дать Спасителю столь необходимую Ему поддержку.
У христиан Фессалоник было все иначе: они умели поддерживать друг друга и не терять единства под натиском гонений. Апостол Павел счёл необходимым не только похвалить своих адресатов, но и поддержать их, он написал, по сути, довольно банальную, но при этом крайне важную мысль: никакое испытание не будет длиться вечно, все скорби пройдут, а причиняющие их люди будут наказаны Самим Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Символ веры о Троице». Протоиерей Владимир Шмалий
У нас в гостях был кандидат богословия, доцент Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир Шмалий.
Разговор шел о том, как в православном Символе веры сформулировано учение о Пресвятой Троице: Отце, Сыне и Святом Духе.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Антон Кузьмин
У нас в студии был учредитель и генеральный директор компании поставщика светодиодных решений «БС ГРУП» Антон Кузьмин.
Мы говорили с нашим гостем о вере, семь и деле, что для него важно в его работе, какую роль в его жизни играет благотворительность и социальное служение, а также о том, какие нравственные вопросы ставит христианство перед современным человеком.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело
Как правильно предлагать помощь и как правильно её принимать
Случается в жизни так: видно, что человеку нужна помощь, но, когда вы её предлагаете, он от неё отказывается. Почему? Возможно, боится быть обязанным. Или привык самостоятельно преодолевать трудности. А может, просто стесняется. Однако одной из причин является и то, как мы эту помощь предлагаем.
Иногда стоит объяснить человеку, почему мы хотим позаботиться о нём. Например, так: «Я заметил, что тебе трудно и хотел бы помочь. У меня есть для этого время и возможность». То есть желательно показать, что не обяжете человека своей заботой и что вам приятно её проявить.
Важно также понять, действительно ли ваша помощь нужна? Ведь зачастую только кажется, что без нас проблема не решится. Да к тому же необходима и сама готовность человека принять помощь.
Давайте откроем книгу, где рассказывается, как Бог помогал человеку. Вы, конечно, сразу поняли, что я говорю о Евангелии. Христос часто спрашивает: «Тебе помочь? Хочешь ли, чтобы я спас тебя?» И если человек говорит «да», то получает помощь и спасение. То есть нужна ответная готовность принять чужую заботу. Поэтому если вы предлагаете помочь, но в ответ получаете отказ — не настаивайте.
Ещё один эпизод из Евангелия — случай в купальне, где больной не мог сам опуститься в целебный источник, и никто из людей не захотел о нём позаботиться. Христос сначала поговорил с этим человеком, с участием и любовью выслушал его историю и затем уже исцелил больного. Иногда важно не только дело, но и просто доброе слово. Проявить внимание, посочувствовать — это уже помощь.
Однако как быть, если вы сами не умеете принимать помощь. Из гордости, по привычке или не веря, что это возможно. Попробуйте посмотреть на ситуацию так: тот, кто хочет помочь, скорее всего, предлагает поддержку искренне и бескорыстно, и ему самому приятно.
Поэтому самая правильная реакция на помощь — это слова благодарности.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова