Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
— Я бы даже сказал — в другое измерение, сестрёнка. В своей работе «Великая церковь Киево-Печерской лавры» Василий Верещагин запечатлел Успенский собор. Это один из древнейших храмов Киевской Руси, его начали строить по благословению преподобного Феодосия Печерского ещё в 1073 году. К величайшему сожалению, собор был разрушен во время Великой Отечественной войны.
— Его восстановили?
— Да, восстановили точь-в-точь. В этом можно убедиться, сравнив современные фотографии с картиной Василия Верещагина.
— Художник с натуры писал?
— Да, Алла, с натуры. Василий Петрович руководил реставрацией Успенского собора с 1890-го по 1901 год. Он сделал тогда немало набросков, которые легли в основу картины «Великая церковь Киево-Печерской лавры». Публике художник представил эту работу в 1905 году.
— Смотришь — и дух захватывает! Наверное, Успенский собор — один из самых прекрасных на земле!
— Этот храм не просто красивый, его называли небу подобным. Помолиться сюда приезжали верующие со всех концов России. Поток богомольцев в Киевскую лавру испокон веков был неиссякаемым.
— Правда?
— Ну конечно. Об этом хорошо написал поэт середины девятнадцатого века Алексей Хомяков в своём стихотворении «Киев». Помнишь его строки?
— Нет, к сожалению. Там про паломников?
— Именно так. Автор спрашивает: «Вы откуда собралися, богомольцы, на поклон?» И ему отвечают: «Я оттуда, где струится /Тихий Дон — краса степей». /«Я оттуда, где клубится /беспредельный Енисей!». /«Я от Ладоги холодной». /«Я от синих волн Невы». /«Я от Камы многоводной». /«Я от матушки Москвы». Василий Верещагин на своей картине тоже показал масштаб паломничества. Взгляни — полотно разделено по горизонтали. В верхней части мы видим златоглавый белокаменный храм, а в нижней — множество людей, которые пришли помолиться.
— И какие они все разные!
— Здесь представлены все слои общества — и знать, и простолюдины. Тут и офицеры в белых мундирах, и монахи, и гимназистки в форменных платьях и соломенных шляпках, и нищие странники.
— А на переднем плане, слева — какая группа колоритная!
— Это крестьяне. Отправляясь на богомолье, они надели белые вышитые сорочки, женщины повязали яркие платки. Должно быть, селяне проделали немалый путь. Натрудили ноги, а теперь разулись и отдыхают прямо на земле. Тут же мы видим корзины со снедью — простые деревенские пожертвования монастырю.
— А справа почему-то богомольцы стоят на коленях.
— Не исключено, что вот так, на коленях, они прошли какую-то часть пути — ради подвига, во славу Божию. Была такая традиция на Руси.
— А прямо у ног одного из этих странников Василий Верещагин поставил свою подпись.
— Так художник символически представил себя среди богомольцев на картине «Великая церковь Киево-Печерской лавры». Разделил с народом упование на Бога и любовь к тому, что свято.
«Картину Василия Верещагина „Великая церковь Киево-Печерской лавры“ можно увидеть в картинной галерее музейного комплекса „Палаты“ во Владимире».
Сегодня 17 мая. В этот день в 2007 году в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской Православной…
Сегодня 17 мая. День памяти Мученицы Пелагии Тарсийской, пострадавшей за Христа на рубеже II-III (2-3-го) веков. О её подвиге, — священник Августин Соколовски.
В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа о пророке Моисее, обращённые к иудеям: «Если же его Писаниям не верите, как…
Деян., 13 зач., V, 1-11. Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви…
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет…
У нас в гостях были руководители проекта «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие»: действительный член Императорского Православного…
This website uses cookies.