Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

Притча о сеятеле глазами Василия Перова

* Поделиться

Если внимательно посмотреть на работу Василия Перова «Проповедь в селе», то можно увидеть евангельскую притчу о сеятеле в реалиях XIX века. Из всех героев внимательно слушает слово Божие только девочка, и это служит нам примером для подражания.


«Проповедь в селе» Василий Перов, 1861 г. Из собрания Третьяковской галереи

— Ваня, ты так быстро идёшь, что я за тобой не успеваю. Мы как будто не в Третьяковской галерее изучаем живопись, а на стадионе спортивной ходьбой занимаемся.

— Ой, простите, пожалуйста, Маргарита Константиновна. Просто в этом зале не люблю бывать. Стараюсь поскорее его пройти.

— Тебе не нравится творчество Василия Перова?

— Наверное, я не понимаю этого художника. Мне кажется, что он к людям относился не по-доброму, и картины его — несправедливые.

— Несправедливые? Поясни, пожалуйста, свою мысль.

— Да взять хотя бы вот это полотно — «Проповедь в селе». Бедная деревенская церковь. Старенький священник что-то вдохновенно говорит. Он так хочет донести свои мысли о Боге, что помогает себе руками, жестикулирует. А люди как реагируют? Вы только посмотрите! Богатый пожилой помещик спит, сидя на стуле. Молодая дама, прикрываясь молитвословом, перешёптывается с господином. Какой-то спор затеяли бабушка с юношей в центре полотна. Я понимаю, что у людей есть слабости, но зачем их вот так подчёркивать, и хуже того, утрировать? Я, например, ни разу не видел, чтобы в храме во время проповеди прихожане так себя вели.

— И мне не доводилось наблюдать, чтобы молящиеся вдруг разом стали заниматься своими делами на богослужении.

— Здесь как будто папарацци сделал несколько снимков в разное время в разных местах, а потом изготовил коллаж ради репортажа.

— Василий Перов, действительно, сгустил краски. Но только, Ваня, его картина — не репортаж, а скорее, притча.

— Притча?

— Именно так. Здесь вполне узнаётся евангельская притча о сеятеле. Помнишь её?

— Помню, да. Вышел сеятель сеять, но одно зерно упало при дороге и его склевали птицы, другое не смогло взойти, потому что попало на камни, третье заглушили сорняки. И только посеянное на доброй почве взошло и принесло плод. Под зерном Христос подразумевал слово Божие. Но при чём здесь картина Василия Перова?

— Художник перенёс сказанное Спасителем в своё время, в девятнадцатый век — полотно написано в 1861 году. Василий Перов в понятной форме напомнил современникам, что бывает, когда житейская суета губит семена веры. Если дела, заботы и сиюминутные желания становятся важнее любви к Богу, устремлённости к Нему, то и общая молитва превращается из таинства в рутину.

— Но Христос в притче говорит и о доброй почве, взрастившей зёрна. Эти слова Спасителя тоже отразились в картине Василия Перова «Проповедь в селе»?

— Конечно! Взгляни на девочку, которая стоит прямо перед священником. Она смотрит на батюшку широко распахнутыми глазами, ловит каждое его слово. Проповедь отзывается в чистом детском сердце.

— Одна девочка на весь храм — негусто.

— В другой Евангельской притче сказано, что много званых на пир в доме Царя Небесного, но мало избранных — тех, кто встречу с Богом сделал целью и смыслом своей жизни. Девочка здесь — образец для подражания. Помнишь слова Христа: «Будьте как дети, ибо их есть Царство Божие».

— Думаете, все эти люди в сельском храме могут опомниться, глядя на девочку?

— Герои картины — всего лишь условные персонажи. Опомниться должны не они, а зрители. Художник призывает каждого посмотреть на себя, заглянуть в своё сердце. И нас с тобой, кстати, тоже.

— Какой неожиданный поворот! Теперь, бывая в Третьяковской галерее, я не стану проходить мимо картины Василия Перова «Проповедь в селе». Перед ней есть о чём подумать!


Все выпуски программы Свидание с шедевром

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем