Сен-Жермен-де-Пре — так называется старейший монастырь и церковь Парижа. Своё имя, «святого Германа в полях», обитель получила в память об основателе — святителе Германе, епископе Парижском. Он родился в четыреста девяносто шестом году, в бургундском городе Отёне. Едва закончив образование, Герман отправился к двоюродному брату-священнику. Тот стал наставником юноши в отшельнической жизни. В тридцать четыре года Герман принял монашеский постриг, а вскоре его избрали аббатом небольшого монастыря. О Германе отзывались как о строгом священнике. Но, впрочем, к себе он был ещё более требователен. По преданию, однажды епископ несправедливо прогневался на Германа и заключил его в темницу. Но двери камеры сами распахнулись перед Германом, словно не желая чинить ему преграды. Однако святой остался за решёткой и вышел только после того, как получил разрешение епископа.
В середине шестого века король Хильдеберт призвал Германа на Парижскую кафедру. Епископ Парижский особо заботился о бедняках — устраивал бесплатные обеды, строил больницы и приюты. Царские дары он пускал на то, чтобы выкупить пленников и должников. По молитвам Германа совершались исцеления. После смерти короля Герман стремился примирить враждующих наследников, чтобы от междоусобиц не страдали простые люди. Святитель мирно скончался в пятьсот семьдесят шестом году.
Епископ Герман считается одним из небесных покровителей Парижа, вместе со святым Дионисием и святой Женевьевой.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (30.09.2024)
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 202 зач., II, 11-16.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Жития святых — это особый литературный жанр, который очень напоминает собой иконопись. Задача и житий, и икон состоит в том, чтобы отобразить не физическую, а духовную реальность. Нам стоит об этом помнить всякий раз, когда мы читаем житийные рассказы о святых, в этих рассказах мы не найдём тех подробностей жизни прославленных Богом людей, которые, отражая историческую реальность, никак не влияют на факт святости того или иного подвижника. Всё сказанное относится и к житиям апостолов, хотя и в их жизни бывали странные и непонятные поступки. Об одном из таких апостольских поступков мы можем прочитать во 2-й главе Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня в православных храмах во время литургии.
Глава 2.
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
В только что прозвучавшем отрывке Послания к галатам мы услышали рассказ об очень странном и соблазнительном поведении апостола Петра: апостол Павел свидетельствует, что апостол Пётр в Антиохии вёл себя весьма свободно, он общался и ел с язычниками, когда же в Антиохию пришли христиане из числа иудеев, то Пётр начал сторониться язычников.
С точки зрения апостола Павла поведение апостола Петра — это лицемерие. Возможно, Павел прав. Возможно также, что он ошибался. К сожалению, у нас нет документов, которые донесли бы до нас мнение апостола Петра по этому вопросу. Конечно, Церковь Христова уже много столетий пытается найти объяснение этому отрывку Послания к галатам, выдвигаются самые разные предположения, которые помогли бы увидеть обоснованность действий апостола Петра. Однако, когда мы читаем такие объяснения, нам стоит помнить, что если прав Пётр, то Павел повинен в клевете и осуждении. Иными словами, один из двух первоверховных апостолов предстаёт здесь не в лучшем свете.
Но стоит ли смущаться от этого факта?
Стоит, если мы видим в апостолах богов «в образе человеческом» подобно тому, как видели апостолов Павла и Варнаву язычники в Ликаонском городе Листры (см. Деян. 14).
Во всех же прочих случаях к этому свидетельству Послания к галатам можно отнестись совершенно спокойно: да, Пётр, по какой-то сокрытой от нас причине поступил так, как он поступил, и да, Павел мог неправильно понять действия Петра; возможно также, что Павел понял всё правильно, а Пётр проявил малодушие. Но, как бы то ни было, разве есть те люди, которые в любую секунду своей жизни и в любой ситуации сохраняют безупречность? Разве есть те, кто не имеет греха?
Эта история учит нас одной очень простой, можно сказать, банальной истине христианства: ошибиться может любой человек, но это вовсе не означает, что ошибившийся окажется вне Христова Царства, ведь в конечном итоге и апостол Пётр, и апостол Павел отдали свои жизни за Христа, они окончили свой земной жизненный путь мученической смертью, и если мы думаем, что они в чём-то были неправы, то сперва нам стоит убедиться в крепости своей веры, и спросить самих себя о том, готовы ли мы хотя бы отчасти повторить путь святых апостолов Христовых.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От Воскресения до Вознесения. Светлана Бакулина
Когда я только начинала приближаться к церковной жизни, в моей голове жил ряд убеждений. Например, что в храм нужно ходить только по праздникам. На Рождество, Крещение, Сретение, в первую неделю Великого поста, на Пасху, а потом — уже на Вознесение.
Но однажды, жизнь церкви открылась для меня по-новому. Именно в промежутке между Пасхой и Вознесением.
Каждый год я ездила на Пасху в какой-нибудь монастырь неподалеку. Сразу после ночной Пасхальной службы возвращалась домой и до Вознесения не особо часто ходила в храм. А тут я задержалась в паломнической поездке в одном монастыре на неделю. И всю Светлую седмицу провела там. Эта неделя перевернула моё представление о православии в целом.
На утро в понедельник пришла в храм. С серьёзным настроем и мыслями о том, что праздник уже закончился, всё будет как прежде.
Что же я увидела!? Весь храм был наполнен светом, радостные люди продолжали петь многократно «Христос Воскресе», всю литургию царские врата оставались открытыми, и я впервые увидела, что происходит в алтаре. Служба тогда перестала мне казаться формальностью, я чувствовала себя участником каких-то великих событий. Даже не заметила, как быстро пролетело время.
И вот уже на причастие выстроилось множество людей. Никогда не видела столько причащающихся в понедельник. После службы — крестный ход вокруг храма. А затем — общая трапеза. Всё как в Пасхальную ночь!
Люди продолжали поздравлять друг друга, христосовались, ели куличи, яйца. Вечером в храме читали часы Пасхи, канон, пели праздничные песнопения. Служба была непривычно короткой. И так длилось всю неделю.
Одна паломница мне объяснила, что на светлой седмице все молитвенные правила: утреннее и вечернее заменяются на чтение Пасхальных часов, а на причастие люди могут приходить не постившись. Коленопреклоненные молитвы также отменяются. От неё же я узнала, что всю неделю после Пасхи любой желающий может звонить в колокола. Как же здесь удержаться? Конечно же и я всю неделю ходила звонить в колокола и пела со всеми тропарь Пасхи!
Когда вернулась из монастыря, стала ходить в соседний храм. И там продолжался праздник! Я уже с интересом следила за церковным календарём:
Исторические события оживали на моих глазах. Каждая неделя имела свой смысл: Вот — апостол Фома уверовал в воскресение Иисуса, прикоснувшись к его ранам.
А вот — благоухающий аромат свежих цветов, которые дарят в храме всем женщинам на третьей неделе после Пасхи, напомнил о подвиге жён-мироносиц. Я стала внимательно читать те главы Евангелия, которые описывали пребывание на земле воскресшего Господа!
Вот он сопровождает апостолов в путешествии. И остается неузнанным. Так же, видимо, и я прежде не осознавала, что Эти прекрасные дни от Пасхи до Вознесения Воскресший Христос ходит посреди нас.
С благоговением теперь прихожу в эти светлые пасхальные дни в Храм. И тихо радуюсь. Он здесь, Он воскрес!
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение