Сергей Михайлович Эйзенштейн самоотверженно служил людям своим искусством. Можно сказать даже больше: кинематограф — не только отечественный, но и мировой — в настоящее, высокое искусство превратил именно он.
С миром кино будущий великий режиссёр, сценарист и теоретик кинематографа впервые познакомился в 1906-м году, когда ему было 8 лет. Родители взяли Серёжу с собой в Париж. В один из вечеров они посетили сеанс в «иллюзионе» — так в то время называли кинотеатры. Мальчик с восхищением смотрел на экран. И когда сеанс закончился, он уже твёрдо знал, что хочет «делать кино». Однако в 1915-м, по настоянию отца, Эйзенштейн поступил на факультет архитектуры в Петроградский институт гражданских инженеров. А через два года произошёл Октябрьский переворот. Институт ликвидировали. Продолжить образование Эйзенштейн смог только в 1921-м году. На сей раз специальность выбрал сам: поступил в Высшие режиссёрские мастерские, которыми руководил Всеволод Мейерхольд. А спустя три года снял свою первую короткометражку — «Дневник Глумова» по пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Пятиминутный фильм, построенный на ярких художественных образах, не оставил у зрителей сомнений: Сергей Эйзенштейн творит принципиально новый кинематограф. Молодой режиссёр доказал, что кино может быть одновременно увлекательным и в то же время — по-хорошему сложным. «У меня всегда была задача — действовать на чувства и мысли», — говорил Эйзенштейн.
Всё это он в полной мере реализовал в первой своей большой картине 1925-го года — «Броненосец Потёмкин». Ничего подобного публика ни в России, ни за рубежом ещё не видела. Поражал не только масштаб съёмок, но и совершенно новые приёмы монтажа, использование ассоциативных кадров. Изначально это был чёрно-белый немой фильм, но зрителям казалось, что с экрана слышны голоса героев и выстрелы. В 1938-м, накануне Второй Мировой войны, на экраны вышел ещё один шедевр Сергея Эйзенштейна — патриотическая картина «Александр Невский». Образ князя-воина был близок режиссёру: в детстве и в студенческие годы он часто посещал Александро-Невскую лавру. В своих мемуарах Сергей Михайлович признавался, что испытывает необычное чувство из-за того, что святой, у мощей которого он когда-то бывал, теперь — герой его фильма. Картина «Александр Невский» поднимала дух русского народа, вставшего против фашизма в годы Великой Отечественной войны.
Ещё один фильм, признанный одним из величайших в истории мирового кинематографа, Эйзенштейн снял в 40-е годы ХХ века — историческую драму «Иван Грозный». Помимо всех художественных достоинств, в ней — удивительное дело для советской киноленты — на всём протяжении присутствует Бог. Внутренний диалог с Богом ведёт главный герой, царь Иван Грозный. Большинство сцен происходит в интерьерах храмов. На экране совершаются церковные таинства. Фильм «Иван Грозный» потряс зрителей во всём мире.
Между тем, коллеги и друзья знали Сергея Эйзенштейна не только как блестящего режиссёра, но и как доброго, отзывчивого человека. Во время съёмок «Ивана Грозного» он буквально спас жизнь актёру Александру Мгеброву, когда тот погибал от туберкулёза. Зимой, в тяжёлое военное время, Эйзенштейн смог организовать для него приём лучших врачей, питание, фрукты. «Только благодаря Эйзенштейну я поправился и встал на ноги», — рассказывал Мгебров. А близкий друг Сергея Михайловича, режиссёр Григорий Александров, вспоминал, как однажды, в голодные 20-е годы, он несколько дней подряд ничего не ел. И Эйзенштейн отдал ему свою единственную краюху хлеба. Недаром в мемуарах коллега Сергея Михайловича Эйзенштейна, сценарист Лев Кулешов, назвал его человеком, который принёс миру новое искусство и тепло своего сердца.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Поможем сохранить зрение детям вместе с фондом «Провидение»
Сегодня 8-летний Андрей Михалкин из Пермского края может весело промчаться на велосипеде по просёлочной дороге вместе с братом. Как же давно он об этом мечтал! С рождения Андрей очень плохо видел. Поэтому раньше научиться кататься на велосипеде мальчик просто не мог. Но недавно такая возможность ему представилась. В прошлом году Андрею сделали операцию и после неё он стал видеть гораздо лучше. Школьник с радостью гуляет, гоняет на велосипеде, учится и помогает маме по дому. Три года назад не стало папы, поэтому теперь Андрей и его младший брат, стараются быть для мамы опорой.
Оплатить операцию для мальчика семье Михалкиных помог благотворительный фонд «Провидение». Больше 5 лет он работает над тем, чтобы сохранять зрение детям. Десятки счастливых историй, которые произошли за это время, стали возможны только благодаря участию отзывчивых людей из самых разных уголков России, в том числе слушателей Радио ВЕРА. Ваша помощь — бесценна, она дарит людям надежду!
Сегодня в поддержке нуждается новая подопечная фонда — годовалая Вероника Флоря из Пензы. Девочка родилась с такой же проблемой, как и Андрей. Сохранить и улучшить зрение ей поможет операция. Если вы хотите сделать доброе дело для Вероники, переходите на сайт фонда «Провидение», в раздел «Дети» и нажмите кнопку «Поддержать»: https://fond-providenie.ru/campaign/florya-veronika/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Евгений Вадимов
Сейчас я буду читать вам, друзья, хрестоматийное стихотворение «Русская культура», созданное в 1935 году поэтом-эмигрантом Евгением Вадимовым.
Какой-нибудь учёный историк непременно назвал бы эти стихи «знаковыми».
И впрямь: без них, я думаю, разговор о трагическом феномене нашей эмиграции начала прошлого века и её восприятии русской культуры — был бы обеднён. Ведь здесь, как в фокусе, собрались излюбленные образы и картины, символизирующие традиции быта и праздников, обаяния нашего молодого (в сравнении с Европой) искусства, уютной патриархальности и ярмарочного размаха старой России.
Возможно, просвещённому скептику это — когда-то очень известное — сочинение эмигранта Вадимова может показаться наивно-сусальным, но я искренне полюбил его ностальгическую мечтательность и хочу поделиться с вами своим чувством.
Русская культура — это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой.
Русская культура — это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой!..
Русская культура — это сказки нянины —
Песни колыбельные, грустные до слёз —
Русская культура — это разрумяненный
В рукавицах-варежках дедушка-мороз...
Русская культура — это дали Невского
В серо-белом сумраке северных ночей —
Это — радость Пушкина, горечь Достоевского
И стихов Жуковского радостный ручей.
Русская культура — это вязь кириллицы
На заздравной чарочке яровских цыган —
Жемчуг на кокошнике у простой кормилицы,
При чеканном поясе — кучерский кафтан...
Русская культура — это кисть Маковского,
Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль —
Терема и церковки, звон Кремля Московского,
Музыки Чайковского сладкая печаль.
Русская культура — это то, чем славится
Со времён Владимира наш народ большой:
Это наша женщина, русская красавица —
Это наша девушка с чистою душой!..
Русская культура — это жизнь убогая
С вечными надеждами, с замками во сне —
Русская культура — это очень многое,
Что не обретается ни в одной стране...
Евгений Вадимов, «Русская культура», 21 июля 1935 года, Париж
Настоящее имя автора этих стихов — Юрий Ипполитович Лисовский. Поэт, прозаик, переводчик. Выпускник Петербургского кадетского корпуса, кавалерист, участник Первой мировой войны. Его эмигрантская жизнь была связана с Сербией, Францией и Польшей. В 1930 году Вадимов-Лисовский стал первым лауреатом Парижского конкурса русских поэтов, а в середине 1940-х, когда советские войска занимали польский город Лодзь, он, обретающийся в тамошнем «Русском доме», — бесследно пропал. Возможно, вследствие ареста.
Стихотворения Евгения Вадимова относятся к лучшим образцам русской религиозной поэзии. Вот — из навеянного строками 138 псалма царя и пророка Давида:
Куда я скроюсь? Неустанно
За мной следит Твой Светлый взор
С луны, со звёзд из мглы туманной,
С вершин далёких, снежных гор...
И там, в морозных высях горных,
И здесь душистою весной,
И под землёй, и в ямах чёрных
Творец и Бог — везде со мной!..
Я сделал крылья. Стал, как птица,
Влетел в лазурь... пропала мгла —
Я был над бездной — но десница
Меня Твоя везде вела...
Евгений Вадимов, «Из псалмов», 1920 годы, Париж — Белград
Все выпуски программы Рифмы жизни
«Божественный свет в глазах ближнего». о. Роман Федотов
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева, а также клирик храма в честь иконы Живоносный источник в Царицыно священник Роман Федотов делились своими историями о том, как в глазах ближнего отразился Божественный свет, или как благодаря другому человеку удалось увидеть присутствие Бога.