05 Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней.
06 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников,
07 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы.
08 Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.
09 Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам.
10 Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и всё, наполняющее его, острова и живущие на них.
11 Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор.
12 Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.
13 Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.
14 Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать всё;
15 опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера;
16 и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути - прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их.
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов
Случалось ли вам, дорогие друзья, оказываться в ситуации острого кризиса. Я думаю, лучше всего это понимают рожавшие женщины: если время пришло — как бы это ни было тяжко и страшно — а рожать придётся.
В отрывке из 42-й главы книги пророка Исайи, который читается сегодня в храмах во время великопостного богослужения, используется именно этот образ «вступившей в свой срок» роженицы — а вот к чему этот образ. А вот почему этот образ используется, давайте внимательно послушаем.
Зачем Бог устами пророка Исаии использует в прозвучавшем сейчас отрывке именно образ рожающей женщины — причём Бог говорит о Себе Самом как о женщине, рожающей в крике и исступлении? Какую мысль стремится донести до нас Писание через такой неожиданный образ?
Тот, у кого в семье рождался второй ребёнок, хорошо знаком с феноменом детской ревности. Ещё бы: до появления в мир ещё одного дитятки вся семья вращалась вокруг первенца — а тут неожиданно появляется совсем другой центр! Более того: старший ребёнок ощущает, что он вообще отодвигается на второй, даже третий план — он-то уже подросший, не столь беззащитный и беспомощный — и сам уже что-то может! Ещё бы тут не развернуться ревности во всей красе!
Образ родов, при котором буквально всё сметается на пути, — и горы, и холмы, и реки, и озёра — это образ разрешения Бога от долгого бремени языческих народов, которые сокровенно вынашивались для появления на свет. Старший ребёнок — еврейский народ — привык считать себя единственным наследником всех Божественных обетований — и даже мысли не допускал, что у Небесного Родителя может появиться ещё кто-то другой. Пророк предвосхищает приход в мир Христа Спасителя, чья Благая Весть станет возрождающей не только иудеев, но и весь языческий мир от тьмы неведения, поистине «исправит кривые пути» и «мрак сделает светом».
Своим пророчеством Исаиа предостерегает евреев: смотрите, не окажитесь в положении озлобившегося старшего сына, для которого эти новые роды оказались полной неожиданностью! Не вздумайте вредничать, препятствовать, строить козни новорождённому — от Небесного Родителя всё равно ничего не скрыть, и если будете упорствовать в своей вражде — то и наказание будет суровым!
Завершающие слова прозвучавшего сегодня отрывка из книги пророка Исаии полны надежды: что бы ни случилось, какой бы ни была реакция старшего ребёнка — Бог ни в коем случае не оставит христианский народ — чему мы с вами, дорогие друзья, по сей день и остаёмся свидетелями!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов