Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 38-42

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 27-28

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сегодня Православная Церковь совершает празднование в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Об этом событии ничего не сказано ни в одном из четырёх Евангелий, о нём мы знаем из церковного предания, в частности, из не включённого в список канонических книг Нового Завета Протоевангелия Иакова. Несмотря на общее скептическое отношение к информации, изложенной в этой книге, Церковь с доверием относится к рассказу о Рождестве Божией Матери. О причине доверия легко можно догадаться: рассказ о Её Рождестве совпал с древним устным церковным преданием. Но так как канонические Евангелия умалчивают об этом событии, то в качестве праздничного евангельского чтения Церковь избрала тот отрывок, который читается практически во все праздники, посвящённые Божией Матери. Этот отрывок взят из 10-й и 11-й глав Евангелия от Луки. Давайте послушаем его.

Глава 10.

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

В нашем православном церковном лекционарии, то есть в круге богослужебных чтений из Священного Писания, есть те фрагменты, которые самим своим существованием обличают очень многих из нас. Так и с этим отрывком: он звучит в храмах настолько часто, что мы, когда слышим его в очередной раз, склонны «отключать» своё внимание, и начинать думать о чём-то совершенно постороннем, никоим образом не относящемся к произносимым священнослужителем евангельским словам. Вроде бы у нас есть оправдание: текст этот прекрасно известен любому воцерковлённому человеку, следовательно, есть ощущение, что очередное его прослушивание ничего не может нам дать, и оно по своей сути лишь дань церковной традиции и не более того.

Видимо, Марфа, сестра Марии, размышляла приблизительно так же. Она и её сестра уже давно были знакомы со Спасителем, они слушали Его слова неоднократно, и в общем-то Марфа понимала, о чём будет идти речь. Ну а раз так, то какой смысл сидеть и слушать, тем более что роль хозяйки предписывает определённые обязанности, а потому есть вполне законное основание для хлопот по угощению гостей. Кроме того, дома израильтян того времени не были большими по площади, и слова Христа можно было услышать из любой точки дома, то есть можно было и слушать, и что-то делать по хозяйству. Именно так Марфа и поступила. Вместе с этим её возмутило поведение сестры, которая предпочла всему прочему просто сидеть и слушать Христа. Господь мягко укорил Марфу и за её отношение к поступку сестры, и за избыточные хлопоты. Ну а мы, читая этот евангельский отрывок, конечно же, согласны со Спасителем и не согласны с Марфой.

Впрочем, наше согласие ограничивается рамками этих евангельских слов и не простирается дальше. В этом легко убедиться, если представить себе схожую ситуацию, представить, что некая семья ждёт к себе гостей, все готовятся, кто-то занят уборкой, кто-то погружён в приготовление праздничного угощения, кто-то ушёл в магазин за лаймом, о котором вспомнили совсем недавно, и без которого вкус рыбного стейка будет совсем не тем. Но как отреагирует семья на того ее члена, который посреди судорожной подготовки к встрече гостей решит уединиться с Евангелием и попросит его не тревожить? Вряд ли реакция будет благосклонной, скорее всего ему скажут, что он выбрал не то время и что слово Божие может подождать, тогда как гости ждать не будут. Вроде бы такая реакция вполне справедлива. А потому справедлива и реакция Марфы. Вместе с этим права и Мария, на что указал и Сам Христос.

Здесь мы видим столкновение двух взаимоисключающих подходов к жизни и к Богу. Их крайне непросто соединить друг с другом. Но тем не менее есть люди, у которых получилось это сделать, самый яркий пример такого рода людей — Божия Матерь. Она сумела соединить способность слушать и слышать Бога с обычной повседневной жизнью человека. Вряд ли без Её помощи возможно найти столь необходимый баланс, и если не обращаться к Ней в молитве, то мы неизбежно будем уклоняться то в одну сторону, то в другую, и так и не сможем обрести тот путь, который поможет нам достичь блаженной вечности со Христом. Сегодня, в день Рождества Пресвятой Богородицы, Церковь напоминает нам об этом, и через это напоминание надеется сделать нашу молитву к Пречистой Деве постоянным спутником каждого христианина.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сегодня Православная Церковь совершает празднование в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Об этом событии ничего не сказано ни в одном из четырёх Евангелий, о нём мы знаем из церковного предания, в частности, из не включённого в список канонических книг Нового Завета Протоевангелия Иакова. Несмотря на общее скептическое отношение к информации, изложенной в этой книге, Церковь с доверием относится к рассказу о Рождестве Божией Матери. О причине доверия легко можно догадаться: рассказ о Её Рождестве совпал с древним устным церковным преданием. Но так как канонические Евангелия умалчивают об этом событии, то в качестве праздничного евангельского чтения Церковь избрала тот отрывок, который читается практически во все праздники, посвящённые Божией Матери. Этот отрывок взят из 10-й и 11-й глав Евангелия от Луки. Давайте послушаем его.

Глава 10.

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

В нашем православном церковном лекционарии, то есть в круге богослужебных чтений из Священного Писания, есть те фрагменты, которые самим своим существованием обличают очень многих из нас. Так и с этим отрывком: он звучит в храмах настолько часто, что мы, когда слышим его в очередной раз, склонны «отключать» своё внимание, и начинать думать о чём-то совершенно постороннем, никоим образом не относящемся к произносимым священнослужителем евангельским словам. Вроде бы у нас есть оправдание: текст этот прекрасно известен любому воцерковлённому человеку, следовательно, есть ощущение, что очередное его прослушивание ничего не может нам дать, и оно по своей сути лишь дань церковной традиции и не более того.

Видимо, Марфа, сестра Марии, размышляла приблизительно так же. Она и её сестра уже давно были знакомы со Спасителем, они слушали Его слова неоднократно, и в общем-то Марфа понимала, о чём будет идти речь. Ну а раз так, то какой смысл сидеть и слушать, тем более что роль хозяйки предписывает определённые обязанности, а потому есть вполне законное основание для хлопот по угощению гостей. Кроме того, дома израильтян того времени не были большими по площади, и слова Христа можно было услышать из любой точки дома, то есть можно было и слушать, и что-то делать по хозяйству. Именно так Марфа и поступила. Вместе с этим её возмутило поведение сестры, которая предпочла всему прочему просто сидеть и слушать Христа. Господь мягко укорил Марфу и за её отношение к поступку сестры, и за избыточные хлопоты. Ну а мы, читая этот евангельский отрывок, конечно же, согласны со Спасителем и не согласны с Марфой.

Впрочем, наше согласие ограничивается рамками этих евангельских слов и не простирается дальше. В этом легко убедиться, если представить себе схожую ситуацию, представить, что некая семья ждёт к себе гостей, все готовятся, кто-то занят уборкой, кто-то погружён в приготовление праздничного угощения, кто-то ушёл в магазин за лаймом, о котором вспомнили совсем недавно, и без которого вкус рыбного стейка будет совсем не тем. Но как отреагирует семья на того ее члена, который посреди судорожной подготовки к встрече гостей решит уединиться с Евангелием и попросит его не тревожить? Вряд ли реакция будет благосклонной, скорее всего ему скажут, что он выбрал не то время и что слово Божие может подождать, тогда как гости ждать не будут. Вроде бы такая реакция вполне справедлива. А потому справедлива и реакция Марфы. Вместе с этим права и Мария, на что указал и Сам Христос.

Здесь мы видим столкновение двух взаимоисключающих подходов к жизни и к Богу. Их крайне непросто соединить друг с другом. Но тем не менее есть люди, у которых получилось это сделать, самый яркий пример такого рода людей — Божия Матерь. Она сумела соединить способность слушать и слышать Бога с обычной повседневной жизнью человека. Вряд ли без Её помощи возможно найти столь необходимый баланс, и если не обращаться к Ней в молитве, то мы неизбежно будем уклоняться то в одну сторону, то в другую, и так и не сможем обрести тот путь, который поможет нам достичь блаженной вечности со Христом. Сегодня, в день Рождества Пресвятой Богородицы, Церковь напоминает нам об этом, и через это напоминание надеется сделать нашу молитву к Пречистой Деве постоянным спутником каждого христианина.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Одно из самых тяжёлых душевных состояний — это состояние неопределённости. Состояние, когда томит неизвестность. Как же вести себя…

19.05.2024

Наша повседневная жизнь буквально пропитана страхами. Страх за свою жизнь и жизнь близких людей. Страх потерять здоровье,…

18.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, в чём разница между любознательностью — и любопытством? Отрывок…

17.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Голос. Лицо. Речь. Как, никаких аналогий не возникает? Что там…

16.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Признаюсь: я очень люблю увлечённых людей. Более того: самой главной…

15.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Вот и начался вовсю дачный сезон — и мои дорогие огородники хорошо…

14.05.2024

This website uses cookies.