Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга пророка Исайи, Глава 6, стихи 1-12

01 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.

02 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.

03 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

04 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.

05 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами,- и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.

06 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника,

07 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.

08 И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.

09 И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите.

10 Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

11 И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет.

12 И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В только что прозвучавшем отрывке рассказывается о том, как Господь призывает Исаию на пророческое служение. Во всем этом рассказе, который полон разного рода символических образов, указывающих на духовный мир, обращает на себя внимание одна важная деталь. Это реакция Исаии. От того, что он увидел, его охватывает священный ужас. Ведь по библейским представлениям, человек, который увидел Бога, неизбежно должен умереть. Нет, не потому что теперь его будет преследовать проклятье. Все дело в той пропасти, которая лежит между человеческой и Божественной природами. Это все равно, как если бы встретились огонь и солома. Человеческое естество, поврежденное грехом, — та же солома перед лицом той пламенной святости, которой обладает Бог. Поэтому и называет себя пророк «человек с нечистыми устами». Он ощущает свое несовершенство перед Богом и его сверхъестественной чистотой.

Посмотрите, в реакции Исаии нет ничего горделивого и высокомерного. Нет и намека на самолюбование, нет и мысли, что он достоин этого видения и призвания. Его переполняет то чувство, которое в христианской аскетике принято называть сердечным сокрушением или же смирением. Именно это состояние и нужно Богу. Ангел касается горящим углем губ пророка. Он словно обновляет его, наполняет своей силой и святостью. Как об этом образно написал А.С. Пушкин в своем переложении этого эпизода:

«И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул».

Теперь Исаия может выполнять те задачи, которые на него возлагает Господь. По слову того же поэта, «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей».

Замечательная иллюстрация важного духовного закона. Часто можно слышать от людей: «живу как хочу, Бог у меня в душе». Возможно, действительно, какой-то бог у такого человека и есть внутри, но это явно не тот Бог, о Котором говорит Библия и вся христианская традиция. Для того, чтобы Господь вошел в мою жизнь, стал действовать в жизни моих близких, необходимо приготовить для Него место. Необходимо потрудиться над созданием определенной душевной атмосферы. И один из первых признаков того, что наше сердце готово принять Его, — это глубокое осознание, что по факту ты недостоин принять такого высокого гостя. В тебе еще в какой-то мере живут и самодовольство, и эгоизм, и высокомерие, и неприязнь к людям и многие другие страстишки и грешки, на которые мы привыкли не обращать внимание, но которые занимают то пространство внутри нас, предназначенное для Творца. Хотя бы осознание одного этого факта — уже большой шаг на пути к Богу. Именно за это сердечное сокрушение, Он готов прийти к нам и несмотря на все немощи и несовершенства наполнить нашу душу Своим светом.

В только что прозвучавшем отрывке рассказывается о том, как Господь призывает Исаию на пророческое служение. Во всем этом рассказе, который полон разного рода символических образов, указывающих на духовный мир, обращает на себя внимание одна важная деталь. Это реакция Исаии. От того, что он увидел, его охватывает священный ужас. Ведь по библейским представлениям, человек, который увидел Бога, неизбежно должен умереть. Нет, не потому что теперь его будет преследовать проклятье. Все дело в той пропасти, которая лежит между человеческой и Божественной природами. Это все равно, как если бы встретились огонь и солома. Человеческое естество, поврежденное грехом, — та же солома перед лицом той пламенной святости, которой обладает Бог. Поэтому и называет себя пророк «человек с нечистыми устами». Он ощущает свое несовершенство перед Богом и его сверхъестественной чистотой.

Посмотрите, в реакции Исаии нет ничего горделивого и высокомерного. Нет и намека на самолюбование, нет и мысли, что он достоин этого видения и призвания. Его переполняет то чувство, которое в христианской аскетике принято называть сердечным сокрушением или же смирением. Именно это состояние и нужно Богу. Ангел касается горящим углем губ пророка. Он словно обновляет его, наполняет своей силой и святостью. Как об этом образно написал А.С. Пушкин в своем переложении этого эпизода:

«И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул».

Теперь Исаия может выполнять те задачи, которые на него возлагает Господь. По слову того же поэта, «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей».

Замечательная иллюстрация важного духовного закона. Часто можно слышать от людей: «живу как хочу, Бог у меня в душе». Возможно, действительно, какой-то бог у такого человека и есть внутри, но это явно не тот Бог, о Котором говорит Библия и вся христианская традиция. Для того, чтобы Господь вошел в мою жизнь, стал действовать в жизни моих близких, необходимо приготовить для Него место. Необходимо потрудиться над созданием определенной душевной атмосферы. И один из первых признаков того, что наше сердце готово принять Его, — это глубокое осознание, что по факту ты недостоин принять такого высокого гостя. В тебе еще в какой-то мере живут и самодовольство, и эгоизм, и высокомерие, и неприязнь к людям и многие другие страстишки и грешки, на которые мы привыкли не обращать внимание, но которые занимают то пространство внутри нас, предназначенное для Творца. Хотя бы осознание одного этого факта — уже большой шаг на пути к Богу. Именно за это сердечное сокрушение, Он готов прийти к нам и несмотря на все немощи и несовершенства наполнить нашу душу Своим светом.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Одно из самых тяжёлых душевных состояний — это состояние неопределённости. Состояние, когда томит неизвестность. Как же вести себя…

19.05.2024

Наша повседневная жизнь буквально пропитана страхами. Страх за свою жизнь и жизнь близких людей. Страх потерять здоровье,…

18.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, в чём разница между любознательностью — и любопытством? Отрывок…

17.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Голос. Лицо. Речь. Как, никаких аналогий не возникает? Что там…

16.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Признаюсь: я очень люблю увлечённых людей. Более того: самой главной…

15.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Вот и начался вовсю дачный сезон — и мои дорогие огородники хорошо…

14.05.2024

This website uses cookies.