Благодаря Библии, мы узнаём историю жизни великих ветхозаветных пророков, а также их святых учеников и последователей.
Сегодня мы говорим о пророке Варухе и стихотворении Аполлона Майкова «Варух».
Место действия — Древний Иерусалим.
Время действия — VI век до Рождества Христова
Святой пророк Варух был учеником, другом и писцом пророка Иеремии.
Варух записал целый свиток пророческих речей Иеремии и читал их народу в Иерусалимском храме. Пророк Иеремия обличал иудеев за отступление от Истинного Бога и поклонение языческим идолам, предрекая соплеменникам бедствия и опустошительную войну.
Народу не хотелось верить в грозные пророчества, Варуха выгоняли из храма. А потом и вовсе, по распоряжению иудейских старейшин, обоих пророков — учителя и ученика — бросили в темницу за городом.
Пророчества сбылись в 587 году до Рождества Христова, когда вавилонский царь Навуходоносор Второй захватил Иудею. Большинство жителей Иерусалима были уведены в плен.
Стихотворение Аполлона Майкова написано от лица пророка Варуха, который просыпается на рассвете и вспоминает о случившемся бедствии.
Торжествен, светел и румян
Рождался день под небесами;
Белел в долине вражий стан
Остроконечными шатрами.
В уныньи горьком и слезах,
Я, пленник в стане сем великом,
Лежал один на камне диком,
Во власянице и в цепях.
Вместе с учителем пророк Варух горько оплакивал захват и разорение Иерусалима войском Навуходоносора. Труднее всего было смириться с разрушением Иерусалимского храма — главной святыни древних евреев.
В стихотворении Майкова пророк Варух разглядывает очертания тёмных руин Иерусалимского храма, надеясь увидеть там хоть какие-то признаки жизни.
Увы! над брегом Иордана
Померкло солнце прежних дней;
Как лес таинственный Ливана,
Храм без молитв и без огней.
Не слышно лютен вдохновенных,
Замолк тимпанов яркий звук,
Порвались струны лир священных —
Настало время слёз и мук!
Из древних источников известно, что вавилонский царь Навуходоносор освободил пророка Иеремию и пророка Варуха из темницы и позволил им жить, где пожелают. Пророки остались в разорённом Иерусалиме и оплакивали бедствия своего отечества.
Позднее вместе с группой соотечественников они ушли в Египет, поселившись в городе Тафнисе. На чужбине святой пророк Иеремия за предсказания о скором захвате Египта был побит камнями. Варух предал погребению тело своего учителя. Он тоже умер в Египте, не намного пережив пророка Иеремию.
Испытания не поколебали веры пророка Варуха в милость Бога. Он верил, что придёт время, когда Господь возвратит иудеев из плена Вавилонского и покарает тех, кто разрушил Иерусалим. Вопрос лишь в том: как скоро это произойдёт?
Но ты, Господь, в завет с отцами
Ты рёк: «Не кину свой народ!
Кто сеет горькими слезами,
Тот жатву радости сберёт».
Когда ж, на вопль сынов унылых,
Сзовёшь ко бранным знаменам
Оружеборцев молньекрылых
На месть неистовым врагам?
Когда с главы своей усталой
Израиль пепел отряхнёт,
И зазвенят его кимвалы,
И с звоном арф он воспоёт?
В Библии книга пророка Варуха следует сразу после послания пророка Иеремии — эти ветхозаветные пророки и в памяти потомков остались неразлучны.
Известный русский поэт XIX века Аполлон Николаевич Майков в стихотворении «Варух» пишет о великой вере пророка, напоминая, что Бог любит тот народ, который находит в себе силы для искреннего покаяния.
Все выпуски программы Прообразы
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер