О святой праведной Тавифе мы знаем из книги Деяния апостолов, входящей в Библию. Она жила в первом веке, в Иоппии, месте, ставшем сейчас частью Тель-Авива. Тавифа входила в одну из первых христианских общин. О ней говорили как о милосердной доброй женщине. И когда после тяжкой болезни она умерла, ее друзья отправили гонцов к апостолу Петру. Трудно сказать, что ждали они от ученика Спасителя – слов ободрения или чуда. Но когда Петр прибыл в дом Тавифы, все бросились показывать апостолу то, что получили в дар от правденицы. Тавифа долгие годы пряла пряжу, ткала полотно и шила из него одежду для вдов, сирот и местных бедняков. Видя искреннее горе людей и ту любовь, которую они питали к умершей, апостол Петр опустился на колени и сотворил молитву. Затем он подошел к постели, на которой лежало тело, и воззвал: «Тавифа, встань!» И женщина воскресла.
Память добросердечной мастерице хранят швеи и рукодельницы, считая ее своей покровительницей.
«И жизнь, и слёзы, и любовь»
— Когда вспоминаешь прошлое... то кошки скребут, больно становится. Мог бы не так поступать. Невольно и зло делал, что причиняло людям боль. И вот это лежит у меня здесь... Теперь я один, доживаю...
В бывшей дворянской усадьбе, а ныне — доме престарелых, доживают свой век старики. «Контингент» — так называет их строгий заведующий. Подъём, завтрак, обед, ужин, отбой. Тёмные коридоры, крыша, протекающая в дождь. Но главное — одиночество, ощущение ненужности, утрата радости жизни. И некому высказать то, что у тебя на душе... Так проходили дни нескольких десятков стариков, пока в доме престарелых не появился новый главврач — Варвара Дмитриевна Волошина. С приходом этой доброй, неравнодушной женщины внезапно всё изменилось. Потрясающе глубокую и светлую историю об осени жизни рассказал режиссёр Николай Губенко в картине «И жизнь, и слёзы, и любовь». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы.
Когда в 1983 году фильм вышел на экраны, раздались недоумённые возгласы критиков: мол, зачем вполне ещё молодому режиссёру поднимать столь необычную тему? Но Губенко был убеждён: в любом возрасте не стоит забывать о том, что старость когда-нибудь наступит. В одном из интервью режиссёр высказался так: «Невозможно размышлять о жизни, и не думать при этом о старости. Я бы очень желал, чтобы люди задумались после просмотра о том, как мы относимся к старикам. Проявили неподдельный человеческий интерес ко много видевшим и много пережившим старым людям. К их прошлому и настоящему». Картина завоевала международное признание. В 1984 году в городе Рио-де-Жанейро она получила приз за лучшую режиссуру. В 1985 году аналогичные награды лента завоевала на фестивале в городе Варна и Всесоюзном кинофестивале.
Свой фильм режиссёр называл «картиной-наблюдением», в которой, по сути, нет чёткого сюжета. Но есть вечные всепобеждающие истины: добро, свет, милосердие, любовь. Всем этим делится со стариками Варвара Дмитриевна и пробуждает свет в их душах. Главврач лечит не только тела, но и потухшие сердца стариков. «Её кабинет стал похож на исповедальню. Приходили, чтобы облегчить душу», — рассказывает зрителям один из обитателей дома — парализованный старик Павел Андреевич Крупенин. Происходящее на экране мы, по большей части, видим его глазами. И с ним, как и с другими, благодаря чуткости Варвары Дмитриевны в конце концов произойдёт настоящее чудо. А пока новый главврач решает самые наболевшие задачи. Оживляет пространство — в когда-то мрачной усадьбе появляются цветы, картины на стенах. И постепенно в доме престарелых становится по-домашнему уютно: старики вместе пьют чай на террасе из пузатого медного самовара. Слушают пластинки. А Варвара Дмитриевна кому-то звонит, с кем-то договаривается — чтобы починили дырявую крышу, отремонтировали помещения.
— Послушай, Толь, если бы это были личные мои деньги, я бы и больше заплатила. Но это же государственные, где взять-то.
— Ну сделай, попроси сметчиков. Нужно отремонтировать корпуса!
— Нет, тут будет очень хорошо. Сказочно будет. Не то слово. Я просто вижу.
Забота, искренность и открытость Варвары Дмитриевны делают своё дело. Старики словно выходят из спячки. Но пожилые люди — очень разные. Порой они бывают капризны, как младенцы. Получится ли вернуть каждому из них счастье жить? Узнаем это, посмотрев многогранный и проникновенный фильм Николая Губенко «И жизнь, и слёзы, и любовь». Кстати, в 80-х годах XX века картина была настолько популярна, что по ней даже писали школьные сочинения. Вот отрывок одного из них: «Пока шел фильм, я забыла обо всем на свете. Перед глазами стояли лица стариков. И лицо моей бабушки. Хотелось поехать к ней и сказать: „Прости меня!“» Что ж, тут, пожалуй, и добавить нечего. Скажу только, что в картине заняты замечательные актёры: Жанна Болотова, Евгений Евстигнеев, Наталья Крачковская, Наталья Гундарева, Пётр Щербаков. Словом, посмотреть картину, которую режиссёр назвал пушкинскими строками «И жизнь, и слёзы, и любовь» непременно стоит!
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
«Надо мною солнце не садится»
— Сынок... У меня к тебе есть одна маленькая просьба. Дело в том, что я раньше жил в этих прекрасных краях. Потом всю долгую жизнь мне пришлось скитаться то там, то сям. Но на старости лет я принял решение вернуться сюда, к могиле жены. Просто я чувствую, что мне пришло время отправиться на тот свет, очень скоро. Вот так. Так что умоляю тебя, выполни мою последнюю просьбу — похорони меня рядом с могилой моей любимой жены, хорошо? Не отказывай старику.
С таким неожиданным предложением обратился к парню по имени Алтан пожилой мужчина, которого он видел впервые в жизни. Они встретились на безлюдном северном острове в Баренцевом море, вдали от цивилизации. Алтан приехал на остров подработать — ухаживать за песцами на ферме своего дяди. А на самом деле — воспользовался случаем и попросту сбежал из дома. И на то были причины. После смерти матери отец отдал Алтана на воспитание бабушке, а сам женился снова. И взял сына назад, только когда Алтан стал совсем уже взрослым, а бабушка скончалась. Обида на отца не давала пареньку покоя даже вдали от цивилизации. А тут ещё этот старик... Неудивительно, что после его странной просьбы Алтан без слов бросился наутёк. Такие события разворачиваются на экране в картине якутского режиссёра Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится», фрагмент из которого только что прозвучал. Фильм вышел в прокат в 2019 году и побывал на самых престижных кинематографических фестивалях. В его копилке — приз зрительских симпатий 41-го Московского Международного кинофестиваля, специальная награда Международной федерации кинокритиков на фестивале в германском Котбусе, приз Нуукского фестиваля в Гренландии за лучший полнометражный фильм, и многие другие. Режиссёр Любовь Борисова рассказывала в интервью, как после каждого показа к ней со словами благодарности подходило столько людей, что порой трудно было выбраться из зала. А информационная брошюра одного из фестивалей называла картину «чудом от первого до последнего кадра» и призывала зрителей: «Приходите на якутский фильм „Надо мною солнце не садится“. Получите заряд доброты на год вперёд».
И знаете, с такой характеристикой картины трудно не согласиться. Хотя перед нами очень простая история, она с добротой и искренностью повествует о самом важном. О поиске себя и смысла жизни, о том, в чём заключается истинное счастье. Без сложных метафор, прямо и честно, герои картины «Надо мною солнце не садится» показывают нам, как важно ценить каждое мгновение жизни, любить друг друга, заботиться, прощать.
Однако, вернёмся к сюжету. Байбал — так зовут седобородого островитянина — окажется настойчивым, и снова заглянет к парню на песцовую ферму. Он расскажет ему о своей жизни. О том, что когда-то без вести пропала его дочь. А ему перед смертью так хотелось бы её увидеть... Тогда-то Алтану и придёт в голову потрясающая мысль — вести вместе с Байбалом видеоблог. Снимать ролики, выкладывать в сеть — вдруг его дочь их увидит? Благо, на ферме есть спутниковый интернет. Так начинаются потрясающие приключения двух новых друзей на почти необитаемом острове. Забавные, яркие, добрые. Например, чтобы снять видеорецепт оладий, Алтан с Байбалом лезут на скалы — искать гнёзда чаек. Ведь для оладий нужны яйца, а супермаркетов на острове нет. На камеру старик и юноша то играют в старинную якутскую игру, то бегают наперегонки, то поют под аккомпанемент укулеле трогательную песню. И с каждым днём всё больше и больше привязываются друг к другу. Алтан даёт Байбалу обещание исполнить его просьбу — похоронить старика рядом с женой, когда придёт время. Но совсем не хочет, чтобы его друг умирал! А потому каждый день придумывает всё новые и новые темы для видеороликов, стараясь отвлечь его. Вот только Байбал совсем не боится покидать этот мир. С глубокой мудростью в одном из эпизодов он рассуждает о жизни и смерти:
— Алтан, если бы ты знал, что завтра умрёшь, что бы ты сделал сегодня?
— Помирился бы с отцом...
— Поэтому не надо ждать до самой смерти. Просто живи, как подсказывает сердце. Ведь только тогда проживёшь жизнь счастливо.
Даже мысли о конечности человеческого существования в этом мире преподносятся в картине Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится» без страха и горечи, просто и светло, а где-то даже с добрым юмором. И мораль картины столь же проста и понятна, сколь глубока. Единственное, что мы можем забрать с собою, покидая этот мир — любовь наших близких. Единственное, что можем оставить после себя — нашу к ним любовь. И это, поверьте, — очень и очень много.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
«Одарённая»
— Смотри. Всё это задачи тысячелетия. Семь величайших математических загадок. Некоторые математики посвящали целую жизнь их решению.
— Может, здесь появится и мой портрет...
— Если ты этого захочешь, то он обязательно здесь появится. Я тебе помогу. О тебя потребуется много усилий. Но если преуспеешь, твоё имя останется в веках.
Бабушка обещает своей внучке, девочке по имени Мэри Адлер, мировую славу в науке. На это и вправду есть все основания: Мэри как орешки щёлкает сложнейшие уравнения из высшей математики. К своим семи годам она прочла все главные фундаментальные научные математические труды и разбирается в предмете не хуже университетских преподавателей. При этом Мэри... ходит в первый класс самой обычной школы. На этом настаивает её дядя — Фрэнк Адлер. Он воспитывает девочку с шестимесячного возраста — с того момента, когда трагически скончалась её мать — известный математик Диана Адлер. Фрэнк уверен: его сестра хотела бы, чтобы при всех своих способностях вундеркинда девочка жила как самый обычный ребёнок. Однако бабушка Мэри, мать Фрэнка и Дианы, думает совсем по-другому...
Такой необычный конфликт лёг в основу сюжета киноленты американского режиссёра Марка Уэбба «Одарённая». Фрагмент из него прозвучал в начале нашей программы. Картина была снята в 2017-м году. В одном из интервью режиссёр признавался, что давно хотел поговорить со зрителями о семье, любви, понимании, прощении. Именно это он и сделал в своей картине «Одарённая», которую я бы рекомендовал взрослой аудитории.
Между героями фильма — Фрэнком и его матерью Эвелин — происходит настоящее противостояние. Бабушка Мэри уверена, что место девочки — где-нибудь в Оксфорде, в окружении лучших преподавателей и учёных. Но Фрэнк считает, что малышке необходимо нормальное детство, общение и игры со сверстниками. И ни один из них не хочет уступить. А Мэри одинаково нравятся и сложные алгебраические формулы, и её рыжий одноглазый кот по кличке Фред, и школьные друзья, с которыми можно весело играть. Девочка, в считанные минуты решающая длинные уравнения, никак не может понять, почему стала заложницей противостояния бабушки и дяди. Между тем борьба Фрэнка и Эвелин принимает нешуточный оборот. В одном из эпизодов фильма мать без обиняков заявляет сыну, что намерена отстаивать право на воспитание Мэри в суде.
— Итак, та среда, в которую ты поместил ребёнка, твой дом, школа, ниже всяческих стандартов.
— Но Диана была против твоего вмешательства.
— А что бы сказала Диана, увидев, как живёт её дочь? Ты думаешь, она была бы довольна?
— Что дочь живёт нормальной жизнью? Да, уверен.
— Она одарена, а ты игнорируешь её исключительные способности.
— Думай о том, что лучше для Мэри. Ведь для разумного человека решение будет очевидным. А если нет — то обратись к адвокату.
Между Фрэнком и Эвелин начнётся долгая судебная тяжба. Наблюдая за процессом, мы узнаем много неожиданного. Например, то, что работяга Фрэнк, который зарабатывает на жизнь ремонтом катеров, на самом деле — профессор философии. Что Диана, мать Мэри, под давлением деспотичной матери всю свою недолгую жизнь провела в изоляции, работая над решением уравнения Навье-Стокса. Нас ждут удивительные открытия и глубокие переживания за героев. Исполнитель роли Фрэнка, известный американский актёр Крис Эванс, говорил, что для него работа в фильме «Одарённая» стала особенным опытом. Никогда прежде на съёмочной площадке он не ощущал столько сердечной теплоты, искренних добрых эмоций. И впрямь — глядя на экран, всё это явно ощущается. Конечно, особая атмосфера фильма — во многом заслуга юной актрисы Маккенны Грейс. Поражает её умение играть порой одним только взглядом — подобным мастерством обладают не многие взрослые и маститые актёры! Ну а завершить рассказ о ленте Марка Уэбба, пожалуй, можно цитатой одного из кинокритиков, который написал в своей рецензии на картину: «Если хочется чего-то искреннего и доброго —посмотрите фильм „Одарённая“».
Все выпуски программы Домашний кинотеатр