Святой благоверный князь Олег Брянский (в крещении Леонтий) был внуком святого мученика князя Михаила Черниговского. Как многие знатные люди того времени, он жертвовал на храмы, строил монастыри. Из летописей известно, что благоверный князь Олег в 1274 году вместе со своим отцом, князем Романом Брянским, участвовал в войне против Литвы. Что случилось с молодым князем на поле сражения – доподлинно неизвестно. Но сразу после войны он оставил княжение и принял иноческий постриг с именем Василий в построенном на его средства Брянском Петропавловском монастыре. Знатный и богатый человек стал строгим подвижником и прославился как святой. Мощи святого Олега находятся в кафедральном соборе города Брянска.
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 214 зач., VI, 2-10.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В текстах Священного Писания порой встречаются совершенно исключительные, пронзительные фразы, которые аккумулируют в себе ясные, простые ответы на вопросы, которые порой кажутся неразрешимыми в принципе.
В отрывке из 6-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в православных храмах за богослужением, как раз есть несколько таких «духовных алмазов».
Глава 6.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,
5 ибо каждый понесет свое бремя.
6 Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
Ключевая фраза сегодняшнего отрывка из послания апостола Павла к Галатам — первая — о том, что «нося бремена друг друга» — мы только и можем исполнить закон Христов. Что же это означает на практике?
Давайте послушаем, как толкует этот отрывок святитель Василий Великий. Вот что он пишет: «Грех есть тяжесть, влекущая душу на дно адово. Его-то берём друг у друга, и снимаем друг с друга, приводя согрешающих к обращению». Неожиданный поворот, не так ли? То есть под пресловутыми «бременами» у апостола имеется в виду именно грех, всё то, от чего, казалось бы, мы должны буквально отшатываться, отстраняться — а апостол призывает нас снимать эти бремена с чужих плеч и взваливать на свои собственные! Нет ли в этом противоречия?
Давайте послушаем святителя Иоанна Златоуста: «Поскольку невозможно, будучи человеком, прожить без пятна, то апостол убеждает не быть строгими судиями погрешностей других, но терпеливо сносить недостатки ближних, дабы и другие сносили их недостатки». Но самое интересное в толковании Златоуста — далее, где он разбирает слова: «И таким образом исполните закон Христов». Вот что он замечает: «(Апостол) не сказал — „исполняйте“ (πληρώσατε), но — „восполняйте“ (αναπληρώσετε), то есть: „исполняйте всё вместе совокупными силами, терпя недостатки один другого“». Так, например, тот вспыльчив, а ты сонлив: сноси же, в таком случае, его бурные порывы, чтобы и он сносил твою вялость«.
Другими словами, дело совсем не в том, чтобы мы, сжав зубы в кулак, просто терпели несносность других людей! Апостол призывает нас решительно отказаться от такого «инструментального» отношения к окружающим нас — даже ради собственного спасения! Призыв апостола куда глубже: он предлагает перестать воспринимать себя в отрыве от ближних, как некую самодостаточную — и поэтому самодовольную — единицу! Только в общности с другими, только в церковном единстве мы становимся «наполненными», «восполненными» один другим — и не только в плане добавления лучшего к нашему уже хорошему — но и компенсации нашей худости чужой добротой!
Какое же великое благо дано нам, христианам, в течение жизни научиться именно такой общности — не формальной, не потребительской — а по образу Христовой любви, которая никогда не ищет ничего своего, но только — пользы и спасения другого!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Удивительная история церковного волонтёра
Аслан — волонтёр Русской Православной Церкви, он помогает беженцам и пострадавшим людям на Донбассе и не только.
Много лет назад мужчина переехал в Россию из Азербайджана. Поселился в Екатеринбурге, здесь отучился в художественной академии и устроился на работу дизайнером. Однажды в жизни Аслана произошло несчастье. В этот трудный для себя период он случайно оказался в православном храме, где у него состоялась беседа со священником. После этого разговора внутри молодого человека будто всё перевернулось. И спустя некоторое время он принял православие. Интересно, что в день крещения — Аслану позвонили насчет работы из Православной Службы «Милосердие» города Екатеринбурга. Попросили помочь с дизайном одного проекта. С этого началось служение Аслана в православном коллективе.
На новой работе он познакомился с будущей женой. А ещё его так вдохновили помощь людям и добрые дела службы «Милосердие», что Аслан организовал в Екатеринбурге центр поддержки для женщин в трудной ситуации.
Узнав о наборе волонтёров для помощи беженцам и тем, кто находится в зоне боевых действий, мужчина не смог остаться в стороне. Он уже успел побывать в качестве волонтёра в Мариуполе, Ростове-на-Дону и Белгороде. Аслан считает, что помогать нуждающимся — это не особое призвание, а норма, к которой важно стремиться любому.
Если вы тоже хотите помогать пострадавшим людям на Донбассе, в Белгороде или Курске — присоединяйтесь к волонтёрам Русской Православной Церкви. Узнать подробности можно на сайте: помочьвбеде.рф
Или по телефону церковной горячей линии «Милосердие»: 8 800-70-70-222.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Владимир Лосский». Аркадий Малер
В нашей студии был старший преподаватель философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук, член библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви Аркадий Малер.
Разговор шел о выдающемся христианском мыслителе, богослове 20-го века Владимире Лосском, и о том, как его наследие относится к жизни современного человека.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер