Святитель Питирим, епископ Великопермский жил в пятнадцатом веке. Он был родом из Ярославля, много лет настоятельствовал в Чудовом монастыре. Питирим занимался сбором сведений о житии Алексия, митрополита Московского и составил канон этому святителю. В те годы в Пермском крае шла межплеменная борьба между земледельцами-зырянами и кочевниками-вогулами. Зыряне к тому времени приняли христианство, а вогулы оставались язычниками. Питирим прибыл на Пермскую кафедру и сразу же стал устанавливать дружеские отношения между племенами. Он рассылал грамоты и послания, стремясь оградить зырян от грабежа. Однако предводитель вогулов Асыка, разорял христианские селения. Новгородской дружине удалось схватить Асыку. Его отпустили после того как он дал клятву не тревожить зырян. Но на свободе Асыка решил, что виновником его плена был епископ Питирим и затаил злобу. В это время усилиями владыки многие вогулы начали принимать крещение. Однажды епископ совершал освящение воды на мысе двух рек Ваги и Вычегды. Асыка напал на Питирима и убил его. Это случилось в тысяча четыреста пятьдесят шестом году. Святителя похоронили в Усть-Вымском кафедральном Благовещенском соборе.
Эксперимент неосуждения. Наталья Разувакина
«Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». Однажды я всерьёз задумалась надо этим советом преподобного Амвросия Оптинского и решила раз! — и внедрить это правило в жизнь. Особенно привлекал меня пункт про неосуждение, он казался каким-то камнем преткновения, трамплином на гладкой дороге.
Попробуй-ка совсем никого не осуждать, когда люди будто нарочно под осуждение подставляются! Вот дочке хоть сто раз говори, чтобы обувь, приходя домой, сразу на полочку ставила... Нет, снова кроссовки раскиданы! И коллега вот ещё позавчера обещал текст прислать, сегодня напоминаю, а он забыл, оказывается. И даже не извинился! В автобус вхожу, народу полно, а парень с огромным рюкзаком на спине вперёд протискивается, старушке на ногу наступил... Ну как тут не осудить, хотя бы в мыслях, про себя?
Я начала эксперимент. Не осуждать никого вообще — и всё тут! Ни прямо, ни намёком, ни про себя, ни вслух. Духовник посоветовал мне провести именно эксперимент — прицельную борьбу с осуждением в течение двух недель. И знаете, результаты оказались превосходящими все ожидания. Но сначала... Сначала мне быстро надоело бороться, и я научилась рубить поводы к осуждению, чуть только они появятся. Сказала себе, что прокурором меня никто не назначал, что Господь, вообще-то, знает, что с кем происходит, а для меня есть правило: «Знай себя — и хватит с тебя!»
А потом начались чудеса. Уже через несколько дней практики все, без исключения все люди вокруг, включая случайно встреченных, засияли солнышками. Такими увиделись хорошими! Я вдруг стала по-новому воспринимать людей в принципе. Как давно знакомых братишек-сестрёнок, которые, чего б ни творили, всё равно — родные. А вслед за этим острее и чутче стала ощущать собственные несовершенства, грехи.
И, наконец, хлынуло радостное изумление: я такая-сякая, а Господь терпит меня! И новое утро даёт, и небо над головой чистое, и вот эту чашку с красивой каёмкой, и руки-ноги мои работают, голова мыслит, а главное — сколько же замечательных людей рядом! За что мне эта милость Божия? Ведь не за что особенно, я ж себя знаю... Так любит же Он меня, не иначе!
И благодарность душу просто переполняла. Изумлённая благодарность.
Тут вот ещё какой момент важен, на мой взгляд: объективно, с точки зрения мирской логики, некоторые поступки людей действительно неблаговидные, но когда запрещаешь себе осуждать человека, то и поступок его, явно грешный, тебя не раздражает совершенно. Ты видишь человека, а такая абстракция, как грех сам по себе, без носителя и делателя в виде человека, легко от него отделяется. Ведь и сам ты — человек грешный, разве можешь злиться на другого человека, грешного, или иначе — больного, искажённого, но по-другому? Ни в кого, совсем ни в кого не хочется бросать камень...
Скажу честно, что те две недели «экперимента неосуждения» были именно двумя неделями, на всю жизнь продлить эксперимент мне не удалось. Но опыт я получила замечательный. Очень надеюсь, что он оставил во мне след.
И ещё: всё это было давно, в самом начале моего воцерковления. Я рассказала тогда об этом другу, и он тоже решил попробовать. И у него получилось! «Надо же, — говорит, — всего-то две недели, а жена заметила: такой был желчный, а стал благодушный!»
Рассказываю и вам, вдруг пригодится. Ведь это — маленький шажок в борьбе с гордостью, шажок к смирению, мирному духу внутри себя. А Бог, по словам апостола Иакова, гордым противится, а смиренным даёт благодать.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
20 сентября. О скромности апостола Павла
В 11-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова, которые он говорит о себе: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
О скромности апостола Павла, — протоиерей Максим Горожанкин.
20 сентября. О подвиге Александра Пересвета и Андрея Осляби
День памяти Преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, живших в XIV веке.
Об их подвиге, — протоиерей Константин Харитонов.