Благоверный князь Петр и святая благоверная княгиня Феврония жили в тринадцатом веке. За несколько лет до того, как вступить на Муромский престол, святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне Петру было открыто, что ему сможет помочь только некая Феврония, крестьянка деревни Ласковой Рязанской губернии. Петр отыскал эту девушку и дал обет жениться на ней после выздоровления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Гордые бояре не хотели иметь княгиню из крестьян и потребовали, чтобы князь расстался с ней. Святой Петр отказался, и супругов изгнали из Мурома. Но вскоре в городе начались беспорядки, и народ стал просить, чтобы князь вернулся вместе со своей женой. Петр и Феврония вернулись, и долгие годы милостиво и разумно правили городом. Святые супруги всю жизнь бережно и нежно относились друг к другу. Предание умалчивает о том, были ли у них дети. Петр и Феврония прославили Бога не многодетностью, но взаимной любовью и хранением святости брака.
Часть 2
Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония прожили в любви и верности долгую жизнь и просили Бога о том, чтобы им довелось умереть одновременно. Незадолго до смерти они приняли иноческий постриг – Петр с именем Давид, Феврония стала Евфросинией. Живя каждый в своем монастыре, супруги общаясь друг с другом с помощью писем. В одной из весточек Давид сообщил Евфросинии, что ему пришло время умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать покрывало для Святой чаши. Давид сначала ответил, что может подождать недолго, но вскоре сообщил, времени не осталось. Ефросиния, закончив вышивать лики святых, послала сказать Давиду, что готова к смерти. Помолясь, они оба умерли 8 июля. Людям показалось неправильным вместе хоронить супругов, которые приняли монашество, и святых положили в разных гробах. Но наутро обнаружили их лежащими рядом в том самом гробу, который они приготовили себе сами. Люди не посмели больше разлучать святых и похоронили их вместе в соборной церкви Рождества Богородицы. Сейчас мощи святых Петра и Февронии хранятся в Муромском Свято-Троицком монастыре. Недавно в день памяти Петра и Февронии в России был учрежден новый праздник - День семьи, любви и верности.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 176 зач., IV, 6-15.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Когда я ещё только-только начал ходить в храм, но уже был знаком со священником — однажды я дерзнул искренне, от души, поблагодарить его за вдохновенную проповедь. В ответ он пробурчал какую-то фразу, из которой я только что и понял — повтор: «не нам, не нам». А что «не нам» — вообще было непонятно.
Уже значительно позже, учась в Московской духовной академии, я узнал, что это были за слова. Эти слова являются предельной концентрацией смыслов из 4-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, отрывок из которой и читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 4.
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;
9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,
12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
Если вы читали псалмы Давида, то, конечно же, догадались, о какой фразе я завёл речь в самом начале. Это слова из 113-го псалма: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей и истины Твоей». И когда апостол Павел говорит в своём послании к Коринфянам о том, что он отказывается присваивать себе успех своей миссии, не отождествляет масштабные результаты со своими усилиями — он говорит именно об этом: не нам вся эта слава — а только Богу, источнику всякого добра.
Но апостол на этом не останавливается: он ещё сильнее заостряет ситуацию. Казалось бы, успешный проповедник мог бы вполне почивать на своих лаврах и пользоваться неизбежными благами своей популярности — но нет: он с головой бросается в «мёртвость Иисуса» — не позволяя себе не то что «зажить по-человечески», но даже на самую малую толику не желая лишать себя источника этого парадоксального состояния — когда ты безгранично слаб — и в то же самое время перед тобой нет никаких непреодолимых препятствий!
Такое отношения к успеху как таковому — исключительно христианское: всё лучшее, что произошло, — произошло как бы «через» нас, «сквозь» нас: не мы его породили, мы всего лишь не слишком сильно препятствовали его реализации. И в этом нет никакого мнимого самоумаления: внутренне чуткий человек прекрасно знает из опыта, насколько нелинейно связаны результаты и предпринимаемые усилия.
Мне кажется важным в завершение этих размышлений привести несколько интересных фактов, связанных с темой сегодняшнего апостольского чтения. Сама фраза «не нам, не нам, но имени Твоему» была очень популярным афоризмом. Эти слова чеканились на золотых червонцах, 5-рублёвых монетах, Эти слова также были на памятных медалях «В память Отечественной войны 1812 года», «В память русско-турецкой войны», а также на медали в память о закладке храма Христа Спасителя. Одним словом, этот афоризм был очень популярен в своё время.
К чему я веду? А кто знает, может, и кто из наших слушателей тоже захочет сделать эту фразу псалмопевца, столь точно отражающую мысли апостола Павла, своим девизом по жизни?..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вера в Бога и познание себя». Игумен Дионисий (Шлёнов)
Гость программы — Игумен Дионисий (Шлёнов), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Фонд «Ясное дело» помогает семье вернуть 8-х детей из приюта, нужна поддержка
Московский Фонд «Ясное дело» помогает людям, попавшим в беду. Прежде всего — это беженцы, пострадавшие от боевых действий. Но, кроме этого, фонд заботится и о кризисных семьях с детьми из регионов России.
Недавно сюда обратилась Вера — мама восьмерых детей. Так вышло, что на семью обрушилась череда неприятностей. Сначала Вере с мужем и ребятишками пришлось в срочном порядке переселяться из аварийного жилья. Администрация села, в котором живёт семья, временно выделила комнату в общежитии. Помещение небольшое — на 10 человек 18 квадратных метров — но здесь уютно, светло и тепло. Супруги надеялись, что совсем скоро всё наладится, они смогут переехать в новый дом. Но муж Веры перенёс инсульт и потерял возможность работать. Сейчас он находится в процессе восстановления.
Поскольку семья лишилась основного дохода и оказалась в бедственном положении, детей забрали в приют. Трое младших находятся недалеко, и мама часто их навещает. А старшие дети — за 200 километров от села, и с ними связь только по телефону.
В надежде вернуть ребят домой, мама обратилась в фонд «Ясное дело». Первым делом команда проекта помогла Вере найти работу. А сейчас необходимо решить вопрос с отдельной детской комнатой. Без этого ребят не отдадут.
Администрация села выделила семье ещё одно помещение в общежитии. Вера своими руками сделала там ремонт и теперь осталось приобрести мебель для восьмерых детей — кровати, столы, стулья и не только.
Чтобы поддержать людей, попавших в беду и помочь семье воссоединиться, фонд «Ясное дело» открыл сбор на всё необходимое. Если вы тоже хотите помочь, переходите на сайт проекта: https://yasdelo.ru/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов