Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, жила в двенадцатом веке. Она прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества. В миру девушка носила имя Предслава, и была дочерью полоцкого князя Георгия Всеславича. С детских лет она отличалась любовью к молитве, чтению духовных книг. Предслава отвергла предложения о браке и приняла постриг с именем Евфросиния. По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг. Вскоре епископ поручил ей устроить женский монастырь. Новая обитель было основана ив местечке Сельци. Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастыр. По её просьбе Константинопольский патриарх Лука прислал туда список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери. Этой иконой через сто лет был благословлен брак дочери полоцкого князя, Александры с князем Александром Невским. Незадолго до смерти Евфросиния с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в паломничество по Святым Местам. Она побывала в Константинополе и скончалась в Иерусалиме. Мощи святой Евфросинии покоились в Киево-Печерском монастыре, а в двадцатом веке были перенесены в Полоцк в основанный ею монастырь.
Преподобная Евфросиния Полоцкая - матушка Русской земли
Преподобная Евфросиния Полоцкая - первая русская игуменья, «матушка Русской земли». Она жила в двенадцатом веке и в миру носила имя Предслава. Девочка приходилась внучкой равноапостольному князю Владимиру, и была дочерью полоцкого князя. Еще в детстве Предслава научилась читать, и полюбила духовную литературу. В двенадцать лет она решила принять монашеский постриг. Среди ее духовных подвигов были и несколько лет затвора, которые Евфросиния провела в келье Полоцкого Софийского собора, молясь и переписывая книги. Монахиня основала женский монастырь под Полоцком и открыла там одну из первых женских школ на Руси. В тысяча сто шестьдесят первом году заботами Евфросинии был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский собор - одна из жемчужин древнерусского зодчества. Храм в перестроенном виде сохранился до наших дней. По преданию, когда для строительства не хватало кирпичей, они чудесным образом появлялись по молитве игуменьи Евфросинии. Праведница стала одной из первых русских женщин, побывавших на Святой Земле. Преподобная Евфросиния скончалась в Иерусалиме, во время паломничества. Ее мощи были возвращены на родину. Судьба Православия в Полоцком крае и Белоруссии не была легкой. Эти земли захватила Польша и долгое время насаждала там католичество. Но преподобная Евфросиния Полоцкая соединила духовными узами Великую Россию, Малую Россию и Белую Россию.
Константин Савицкий. «Отец»
— Андрей! Андре-ей!
— Виктор, прости, пожалуйста! Так засмотрелся на картину, что даже не сразу услышал, как ты меня зовёшь!
— Нам, наверное, уже уходить пора? Таганрогский художественный музей работает до шести часов вечера. Скоро закроется.
— Давай ненадолго задержимся. А то ведь завтра уезжаем. Никак не могу налюбоваться. Настоящий шедевр!
— Да, сразу видно — сильная работа. А что это, кстати, за картина?
— Она называется «Отец». Автор полотна — художник Константин Аполлонович Савицкий.
— А, тот, самый, который медведей на картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» написал!
— Да, тот самый. Но известен он, конечно, не только этим. Савицкий был выдающимся мастером бытового жанра в живописи. Его называли тонким наблюдателем русской жизни и печальником простого народа.
— Печальник — это значит, сочувствующий?
— Совершенно верно! На своих полотнах Савицкий отражал радости и горести русских людей.
— У героя картины «Отец», кажется, случилась беда. Достаточно поймать его взгляд: одновременно и отрешённый, и смиренный, умоляющий, и полный надежды. На руках мужчина держит спящего младенца, закутанного в старенькое лоскутное одеяло. Личико у ребёнка такое бледное. Может быть, малютка болеет?
— Ты уловил самую суть! Знаешь, какое первоначальное название дал полотну Савицкий? «С больным ребёнком у чудотворной иконы». В детстве Константин Аполлонович и сам был очень слабым. Во время долгих болезней, лёжа в постели, он рисовал. И вырос, в конце концов, в большого художника.
— Из-за тёмных красок я не сразу разглядел, что действие происходит в храме! Ну да, точно. Стоит высокий церковный подсвечник, поблёскивает в полумраке позолоченное убранство церкви. Значит, отец пришёл, чтобы помолиться об исцелении своего чада. Но где же чудотворная икона, на которую обращён его взор? Странно, что художник не поместил её на картину.
— Я думаю, Савицкий не сделал этого, чтобы зрителю было проще сосредоточиться на лице отца, эмоциях и душевных переживаниях, которые оно так ярко отражает. Кстати, Константин Аполлонович писал иконы, будучи ещё учеником Санкт-Петербургской рисовальной школы. А теперь приглядись внимательно. Видишь на заднем плане большой застеклённый киот? В его стекле отражается икона, стоящая напротив. Не полностью. Но по очертаниям можно догадаться, что это, скорее всего, один из образов Богородицы. Поклониться ему и пришёл охваченный горем отец.
— Андрей, поражаюсь твоей тонкой наблюдательности! Да, теперь и я это ясно вижу. А как ты думаешь, что это может быть за икона? Может быть Казанская? Или Иверская?
— Трудно сказать наверняка. Но это вполне может быть икона Божьей Матери «Всецарица». Люди испокон веков получали от неё исцеления в болезнях. И в наши дни бывали случаи, когда по молитве перед этим чудотворным образом выздоравливали самые безнадёжные больные. Например, в 1991 году у маленькой пациентки детского онкологического центра на Каширском шоссе в Москве врачи смогли вылечить рак, который уже перешёл в последнюю, неизлечимую стадию. Медики были потрясены. Оказалось, что девочка хранила у себя маленький бумажный образок «Всецарицы» и молилась Божьей матери об исцелении.
— Андрей, до глубины души поражён твоим рассказом. А как ты думаешь, ребёнок героя картины Константина Савицкого «Отец» выздоровеет? Очень хочется, чтобы так и было.
— Христос в Евангелии сказал: по вере вашей да будет вам. Ведь неспроста же этот отец принёс в храм своё больное дитя. Ты только посмотри на его глаза: они полны веры и надежды. А если они есть в душе у человека, значит, всё будет хорошо.
Картину Константина Савицкого «Отец» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Хочу морщинки. Виктория Цыганкова
Как интересно ребенок чувствует красоту. Я слышала фразу, что любящий человек смотрит на любимого так, как смотрит любящий Господь. Мне кажется, дети так смотрят на всех людей.
Однажды ко мне в кабинет пришла 6-летняя Катюша. Кареглазая, пухленькая с вздернутым носиком. Сидит на кушетке и машет ногами. Я заполняю документы. Она смотрит на меня и говорит:
— Какая вы красивая!
Я невольно расплываюсь в улыбке. Приятно получать комплименты, тем более, от такой крохи как Катюша.
— Вы такая красивая, у вас столько морщинок возле глаз — продолжает Катя. Моя улыбка, как у ослика Иа ползет вниз. А Катя вдруг начинает плакать, приговаривая:
— Какая же я не красивая, у меня нет ни одной морщинки!
Подхожу к ней, сажусь рядом. И пытаюсь успокоить.
— Катенька, ты, когда вырастешь, у тебя обязательно появятся морщинки.
— Правда, правда? — спрашивает Катя, поднимая на меня заплаканное лицо.
— Правда, правда — отвечаю ей. «Вот здорово!» — радуется девочка и весело вприпрыжку выбегает из кабинета.
У детей все не так как у взрослых, они видят прекрасное во всем. У меня действительно много морщинок вокруг глаз. И только маленькая девочка разглядела в них красоту. Наверное, потому, что они появились от смеха, а значит от радости.
Как же важно замечать в людях доброе и хорошее. Не только внешность, но и красоту души. Так хочется быть как дети. И ценить все, созданное Богом!
Придя домой вечером, делаю маску для лица. Но красоту. Но красоту, которая так понравилась маленькой Катюше, уже ничем не исправить. Но я уже улыбаюсь. Слава Богу за всё!
Автор: Виктория Цыганкова
Все выпуски программы Частное мнение
Урок от ошибок. Елизавета Берназ
Я всегда очень боялась ошибиться. Уж не знаю, с чем это связано, с моей гордостью, с завышенными ожиданиями от себя или с желанием быть для всех хорошей, но факт останется фактом!
Забавно, но именно методом таких вот проб и ошибок я нашла свое призвание — стала регентом. А помог мне в этом один батюшка!
Мы с мужем искали место на клиросе, чтоб можно было петь вдвоем. Мы оба — певчие. Трудно было найти храм, где требовались бы оба голоса сразу. Каким-то чудом нашли приход, где нам оказались рады, но с одним условием: надо регентовать!
Регентовать — значит вести службу, знать что и как петь на богослужении. Петь-то я умела, а вот руководить хором — нет. Тогда-то моя боязнь ошибиться расцвела пышным цветом.
— Батюшка! Не могу я, может не надо? — пыталась возразить я, но в ответ получила лишь благословение и ободряющие слова: «все ошибаются, не волнуйся».
Не могу сказать, что эта фраза меня успокоила, но, собравшись с духом и прихватив с собой все мыслимые и немыслимые шпаргалки, я отправилась на свою первую службу в качестве регента. Как сейчас помню, что это был праздник святой блаженной Ксении Петербуржской. И не слышала блаженная от меня молитвы истовее и усерднее, чем тогда.
Сначала все шло хорошо. Я была страшно напряжена и сконцентрирована. «Главное не ошибиться! Иначе — конец!» — крутилось в голове. И вдруг перед великим славословием в храме зависла тишина. Заминка... Я лихорадочно смотрела в план, пытаясь понять, что происходит, а оказалось, что ... ошибся священник!
Я уже не помню, что это была за ошибка, да и знаний у меня тогда не хватало, чтобы её распознать, но я видела, как батюшка, улыбнувшись, открыл служебник, нашел там и произнес нужный возглас. Мы продолжили богослужение.
«Представляете! Можно ошибаться!» — мысленно улыбалась я. Оказывается, даже если спою не тот тропарь, перепутаю глас стихиры или забуду, что дальше петь, меня не осудят, не отругают, а поддержат. Я смогу так же, как батюшка, исправиться и служба продолжится! Как стало легко и спокойно на душе!
Моя гордость и стремление казаться идеальной не давали покоя, внушали жуткую боязнь ошибок, и по сути, блокировали мое развитие. А тот батюшка одним простым действием показал, что не стоит стремиться быть идеальной, не стоит превозноситься над другими, что, видимо, было одной из причин жажды казаться безупречной. Ошибаться не страшно! Страшно ничего не делать, не пробовать новое, не стремиться к служению.
Уж не знаю правда батюшка тогда ошибся или специально преподал мне урок, но этот случай я запомнила на всю жизнь и больше не пытаюсь стать идеальным человеком, который мнит себя настолько хорошим, что не умеет ошибатьcя.
Автор: Елизавета Берназ
Все выпуски программы Частное мнение