Преподобный Антоний Киево-Печерский. Часть 1.
Антоний Печерский родился в 983 году недалеко от Чернигова. Еще в юности он посетил Палестину, на обратном пути принял монашеский постриг на Афоне и прожил там несколько лет. В 1028 году вернулся в Киев, жил отшельником на Берестовой горе, в пещере, которую выкопал Иларион, будущий митрополит Киевский. Аскетический подвиг святого Антония привлекал к нему людей. Некоторые приходили за благословением, другие хотели жить рядом с преподобным. Первыми учениками Антония стали Никон и Феодосий - так начала образовываться Киево-Печерская лавра. Когда на горе собралось двенадцать монахов, они выкопали большую пещеру, в которой устроили церковь, трапезную и отдельные кельи. Эти сооружения в настоящее время сохранились в Дальних пещерах Лавры. После этого Антоний удалился из обители, выкопал новую пещеру и ушел в затвор. Однако рядом с ним вновь стали селиться иноки. Так образовались Ближние пещеры Лавры. Ещё при жизни Антония игуменом образованной им обители стал преподобный Феодосий. Последние годы жизни преподобный Антоний провел в уединении, полностью устранившись от управления монастырём. Умер Антоний в 1073 году. Мощи преподобного не обретены по сей день.
Преподобный Антоний Киево-Печерский. Часть 2.
Жизнь преподобного Антония Киево-Печерского озарила русскую землю красотой монашеского подвига. Живя в отшельничестве в пещере, он с любовью принимал всех, кто стремился к иночеству, терпеливо наставлял и совершал над желающими монашеский постриг. Когда число учеников преподобного Антония достигло ста человек, великий киевский князь Изяслав подарил инокам гору, где вскоре был выстроен большой храм и кельи, а вокруг поставлен частокол. Так образовалась обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Этот монастырь стал первым духовным центром Руси. Преподобный Антоний известен своими чудесами. Однажды Пресвятая Богородица предстала ему и преподобному Феодосию во Влахернском храме, куда они чудесно были восхищены, не отлучаясь от Печерского монастыря. Во время этого явления Антоний получил от Матери Божией золото, чтобы нанять мастеров-каменщиков для возведения храма в Печерской обители. Матерь Божия предсказала преподобному Антонию и час его кончины, которая случилась на девяностом году его жизни.
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 251 зач., I, 18-23.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Часто ли мы задумываемся о том, каковы наши отношения с Богом? Для верующих ответ очевиден: конечно, дольно часто! Мы молимся, стараемся соблюдать заповеди, беспокоимся о том, каковы мы перед Лицом Творца? Любит ли Он нас, чего нам ждать от Него: наказания или милости? Подобные мысли, сконцентрированные на себе самих, многим знакомы. Но что по этому поводу сказал бы Сам Бог? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Колоссянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,
19 ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота,
20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.
21 И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,
22 ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою,
23 если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.
Человеку свойственно воспринимать Бога через призму своего собственного опыта. Да и как может быть иначе, если мы люди и всё воспринимаем по-человечески! Именно поэтому боги, по представлениям язычников, были так похожи на людей, обладали эмоциями, могли влюбиться или обидеться. Главным их отличием от человека было могущество и бессмертие. В свою очередь христианство неслучайно называет себя религией откровения, потому что опирается на слова Бога о самом себе. К сожалению, мы недооцениваем эту мысль и даже в рамках христианской веры часто рассматриваем Творца сообразным человеку. С одной стороны, в этом есть смысл, ведь мы сотворены по Его образу. С другой — очень велика опасность приписать Богу собственно человеческие черты. Понимая это, нам важно разглядеть в Священном Писании те истины о Боге, которые скорректируют наше восприятие и помогут нам не низводить Его к себе, но напротив возвышаться к Нему. Всё же мы сотворены по Его образу, а не Он по нашему.
Задумываясь о своих отношениях с Богом, мы часто воспринимаем их как отношения между двумя людьми. Характеризуется такие отношения тем, что оба их участника изменчивы. Все мы меняемся. Меняемся под воздействием информации, под воздействием опыта, под воздействием обстоятельств. Перенося подобные рассуждения на Бога, мы думаем, будто бы и Он меняется. Но верно ли это? Нет. Именно об этом главным образом и говорит в сегодняшнем чтении апостол Павел. Бог, сотворивший мир по любви, никогда этой Своей любви не изменял. Он как относился к миру с любовью, так и относится. И только опыт греха мешает нам почувствовать любовь Божию и правильно на неё ответить.
Как удивительно пишет сегодня апостол Павел: Отцу было благоугодно, чтобы во Христе обитала вся полнота — то есть, поясним, полнота Божества, конечно! Чтобы посредством Христа, примирить с собою всё. Умиротворить через Него, буквально через Его крест, земное и небесное. Отношения между землёй и небом веками сложно было назвать мирными. Причём обычно люди подозревали небо во вражде и были уверены, что боги настроены против них, что их надо задабривать и склонять к милости. Однако апостол Павел мыслит совершенно иначе. Он пишет: «и вас людей, бывших отчуждёнными и врагами»... Казалось бы, здесь можно прервать апостола и сказать: «Ну вот, речь идёт о вражде»! Но посмотрите, как он продолжает: «по расположению к злым делам», то есть, иными словами, отчуждение и вражда — это состояние людей, расположенных к злым делам, это не состояние Бога, который примиряет этих людей с Собою в теле своего Сына, то есть в Церкви.
Важность этих утверждений сложно переоценить, ведь всякий раз, когда мы задумываемся о Боге, мы должны быть начеку. По-человечески нам свойственно оправдывать себя и считать, что мы хотим мира, и только Он враждует против нас. Но апостол Павел снова и снова напоминает нам, что мир с Богом в наших руках и Господь со Своей стороны делает всё, чтобы жизнь наша была святой и непорочной.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Центр «Мастер ОК» трудоустраивает людей с инвалидностью
У петербурженки Кристины Полтавской есть особенности, связанные с ментальным здоровьем. Однако трудности девушку не пугают. Кристина смотрит на жизнь с оптимизмом и считает, что благодаря стремлению и усердию можно добиться многого. Сегодня у девушки есть любимая работа и хобби. Она трудится в ателье, учится играть на гитаре и пишет песни. Конечно, важную роль в жизни Кристины сыграли не только личные качества, но и поддержка со стороны добрых людей. 2 года назад девушка стала подопечной центра социально-трудовой адаптации «Мастер ОК». Проект помогает людям с ментальной инвалидностью получать новые знания и умения, обретать самостоятельность, а ещё даёт возможность трудоустроиться.
Кристина по образованию художник росписи по ткани. Однако найти работу по специальности не смогла. Тогда она решила освоить швейное дело и обратилась в центр «Мастер ОК» за поддержкой. У проекта есть несколько трудовых мастерских — керамическая и столярная, мастерские батика и мыловарения, а ещё — швейная. В ней Кристина и начала свою карьеру.
Недавно у проекта появилось в Санкт-Петербурге ателье, по адресу Московский проспект, 59. Каждый день там кипит работа. Подопечные, в том числе и Кристина, шьют одежду, сумки, чехлы для ноутбуков — и это далеко не полный список продукции.
По словам нашей героини — проект «Мастер Ок» дал ей возможность быть полезной, а ещё подарил много друзей!
Поддержите центр социальной-трудовой адаптации, чтобы он продолжал успешно развиваться, и люди с инвалидностью находили там занятие по душе и главное — работу. О том, как помочь, центру «Мастер ОК» узнайте на сайте: centrtruda.com
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жития новомучеников». Архимандрит Дамаскин (Орловский)
У нас в студии был клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в Москве, член Синодальной комиссии по канонизации святых архимандрит Дамаскин Орловский.
Разговор шел о новомучениках, пострадавших в период советских гонений, и о том, как собирается информация об их служении, подвигах и как составляются их жития.
Все выпуски программы Светлый вечер