Преподобный Паисий родился в тысяча семьсот двадцать втором году в болгарском городе Банско. Это было трудное время для страны, она находилась под игом Османской империи. Христиан преследовали, они считались людьми второго сорта. Но вся семья Паисия хранила верность Церкви. Один его брат был игуменом Хилендарской обители на Афоне, другой - щедро жертвовал на храмы и монастыри. Сам Паисий стал монахом Хилендар, по примеру брата. Главным трудом его жизни стала книга "История славяно-болгарская". В ней рассказывалось о том, как великие учителя славянских народов Кирилл и Мефодий принесли Болгарии свет христианства. О том как отстаивали свою веру болгарские мученики и подвижники. Эта книга пробудила самосознание болгарского народа. Она стала толчком для борьбы болгар с турецким владычеством. До независимости Болгарии оставалось больше ста лет, но книга Паисия Хилендарского все эти годы была светильником надежды. С него началась эпоха национального болгарского Возрождения. Преподобный Паисий был причислен к лику святых в тысяча девятьсот шестьдесят втором году. В наши дни его именем названы университет в Пловдиве, многие институты, школы и библиотеки Болгарии.
«Благословен еси, Господи»
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/07/piqsels.com-id-fwswx.jpg)
Фото: Piqsels
Одно из моих любимых песнопений вечерней службы называется «Благословен еси, Господи». Впервые я его услышала много лет назад в стенах Киево-Печерской лавры. Давайте попробуем разобраться, о чём оно, и послушаем отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Песнопение представляет собой четыре коротких отрывка, посвящённых Воскресению Христову. Отрывки соединены общим припевом — «Благословенный Господи, научи жить по заповедям Твоим!» или по-церковнославянски «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим».
Первый отрывок звучит так «Собор ангелов удивился, / видя Тебя, Спаситель, к мёртвым сошедшего, / силу смерти сокрушившего, / взявшего с Собою Адама / и от ада всех освободившего». Вот как первая часть звучит по-церковнославянски: «А́нгельский собо́р удиви́ся, зря́ Тебе́ в ме́ртвых вмени́вшася, сме́ртную же Спа́се, кре́пость разори́вша, и с собо́ю Ада́ма воздви́гша, и от а́да вся́ свобо́ждша».
Давайте послушаем первую часть:
Второй отрывок начинается вопросом Ангела жёнам-мироносицам — ближайшим ученицам Христа, скорбящим у Его гроба: «Что же слезами сострадания, / о ученицы, миро разбавляете?» (миро — значит, благовонное масло, принесённое жёнами-мироносицами, чтобы приготовить тело Спасителя к погребению) / — «Блистающий в гробнице Ангел возвестил мироносицам». / «Вглядитесь во гроб и узнайте: / Спаситель воскрес из гроба!» Вот как вторая часть звучит по-церковнославянски. «Почто мира с милостивыми слезами, о, ученицы, растворяете? Блиста́яйся во гро́бе а́нгел, мироно́сицам веща́ше: ви́дите вы́ гро́б, и уразуме́йте, Спа́с бо воскре́се от гро́ба».
Послушаем вторую часть:
Третья часть песнопения на русском языке звучит так: «Рано утром мироносицы спеши́ли / ко гробу Твоему, рыдая. Но предстал пред ними Ангел, говоря: / «Рыдания время прошло, не плачьте! / О воскресении же апостолам возвестите».
Давайте послушаем, как звучит третья часть по-церковнославянски:
Четвёртая часть продолжает тему встречи Ангела и жён-мироносиц: «Мироносицы-жёны с миром пришедшие / ко гробу Твоему, Спасе, рыдая, / Ангел же возвестил им: / «Зачем мёртвым вы Живого считаете? / Ведь как Бог Он воскрес из гроба».
Послушаем четвёртую часть песнопения на церковнославянском языке:
Завершается песнопение «Благословен еси, Господи» призывом поклониться Святой Троице и Деве Марии, воплотившей Богочеловека.
Давайте вместе послушаем это песнопение в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Все выпуски программы: Голоса и гласы
7 июля. Парад семей
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/02/Aktualnaja-tema-edited-1024x576.jpg)
Завтра 8 июля в Москве и других городах России состоится Парад семей.
О духовном смысле мероприятия, — священник Федор Лукьянов.
7 июля. О нелицеприятии Бога
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/02/Aktualnaja-tema-edited-1024x576.jpg)
Во 2-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Нет лицеприятия у Бога».
О нелицеприятии Бога, — игумен Лука Степанов.