Преподобный Сисой Великий родился в пятом веке. По происхождению святой был коптом. Преподобный Сисой жил отшельником в Египетской пустыне, в пещере, в которой до него проживал преподобный Антоний Великий. За шестьдесят лет пустынничества преподобный Сисой достиг такой духовной чистоты, что получил от Бога дар чудотворения, однажды он своей молитвой вернул к жизни умершего отрока. Как рассказывается в житии преподобного Сисоя, он учил смирению и надежде на милосердие Бога. Так, на вопрос, достаточно ли года на покаяние впадшему в грех монаху, Сисой ответил: «Я верую в милосердие Человеколюбца Бога, и если человек покается всей душой, то Бог примет его покаяние в течение трех дней». Чрезвычайно строгий к себе, преподобный Сисой был очень милостив и сострадателен к ближним и всех принимал с любовью. Когда преподобный Сисой лежал на смертном одре, лицо его просияло. Ученики спросили умирающего, что он видит и с кем беседует? Старец ответил, что ангелы пришли за его душой, а он просит их дать ему еще хоть краткое время на покаяние. «Тебе, отче, нет нужды в покаянии», - возразили ученики. Но преподобный Сисой сказал: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего». После этих слов лицо святого старца просияло так, что на него было трудно смотреть. Преподобный успел сказать ученикам, что видит Самого Господа, и святая душа его отошла в Царство Небесное.
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 211 зач., IV, 28 - V, 10.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Недавно в разговоре с одним молодым учёным-физиком я услышал такое размышление. Главная беда человечества — которую христиане называют «первородным грехом» — трёхсоставна: «Я лучше, чем не-Я», «чем больше я присвою себе, тем мне лучше» и, наконец, «надо активнее размножаться».
В отрывке из 4-й и 5-й глав Послания апостола Павла к Галатам, который сегодня звучит за богослужением в храмах, подробно разбираются два «модуса» человеческого бытия — один из которых так точно и определил мой друг-учёный.
Глава 4.
28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
Глава 5.
1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
8 Такое убеждение не от Призывающего вас.
9 Малая закваска заквашивает все тесто.
10 Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.
Итак, апостол Павел говорит о двух образах жизни, которые возможны для каждого человека: жизнь по духу и жизнь по плоти. Или, если быть предельно точным и прямым, — животная, скотская жизнь. Выше я озвучил мысли моего друга о трёх главных бедах человечества, препятствующих развитию: циничное предпочтение себя другим, собственничество, или даже хищничество, и неудержимая потребность размножаться. Действительно, именно так и поступают дикие звери: уничтожают слабых, захватывают чужие территории при первой возможности, и «распространяют» себя в потомстве. Всё это — неистребимый биологический закон тварного бытия.
Человек, как существо духовно-телесное, тоже имеет в себе эту животную, или, как говорил апостол, «плотскую» сторону. Думать, что её во мне нет — потому что я начитался умных книг святых отцов — наивность и большая, очень опасная, ловушка. Каждому из нас надо честно признать: да, во мне не только есть, но и предостаточно именно этой, животной, стороны жизни. Но подобное признание — вовсе не означает «тотальной капитуляции»: признавая, мы учимся осознавать значимость, даже ресурсность этой низшей стороны нашей природы, понимаем, насколько могуществен и коварен наш враг.
Что же находится на другом полюсе нашей человеческой природы — том, который апостол именует «жизнью по Духу»? Вместо предпочтения себя другим — жертвенная любовь, вместо ненасытного потребления — служение и самоотдача, вместо безостановочного и безразборного размножения — ответственное отношение к тому, с кем соединён семейными узами. Казалось бы, в сравнении с «животной» стороной — сплошные ограничения! Но — только на первый взгляд. Если бы человечество руководствовалось только животными потребностями — оно давно сожрало бы само себя, о чём и предупреждает апостол.
Знать в себе силу и опасность животной стороны — но и уметь преодолевать её силой Духа — преображая, перенаправляя от земного и плотского к духовному, возвышающему человека, — вот к чему призывает нас сегодня апостол Павел!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Стать помощником Благотворительной клиники в Петербурге
В Санкт-Петербурге больше года работает Благотворительная клиника. Здесь бесплатно помогают тем, кто попал в беду — у кого нет денег, документов и крыши над головой.
Тёплым сентябрьским днём сюда на приём пришёл Михаил.
— Скажите, можно у вас сделать перевязку? И сколько это будет стоить? — спросил мужчина.
— Да, перевязку можно. Это бесплатно, — ответила дежурный администратор.
Михаил несказанно обрадовался. Недавно с ним случилось несчастье: обокрали квартиру, вынесли всё, включая документы — из-за этого оперативно попасть к врачу у него не получилось. А откладывать нельзя. У мужчины есть серьёзные воспаления на теле, которые необходимо лечить.
Очень вовремя Михаил узнал от знакомых про Благотворительную клинику. Здесь ему наложили повязку с лекарством и назначили антибиотики.
— Доктор, только я не смогу пока купить лекарства, — проговорил Михаил.
— Я вам их выдам. А на следующие перевязки будете приезжать к нам на такси — тоже бесплатно, — подытожил врач.
Михаил удивился и всё никак не мог поверить, что такое вообще возможно.
— Послушайте, но как? Я же знаю, сколько это всё стоит.
— Клиника открыта на пожертвования. Вот такие у нас добрые люди! — успокоил пациента врач.
В клинике мужчине не только сделали перевязку, но и подобрали очки, поскольку и зрение у него плохое. А на прощание медсестра Татьяна угостила Михаила ароматными яблоками.
Все добрые истории, что происходят в Петербургской благотворительной клинике — случаются благодаря отзывчивым людям. Если вы тоже хотите, чтобы медицинская помощь была доступна для всех, переходите на сайт Благотворительной больницы charityhospital.ru и нажмите кнопку «Помочь»: https://charityhospital.ru/donate/.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Генерал Константин Константинович Мамонтов (Мамантов)». Константин Залесский
Гостем программы был историк Константин Залесский.
Разговор шел об одном из военных руководителей Белого движения на Юге России в период Гражданской войны генерале Константине Константиновиче Мамонтове.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Генерал Константин Константинович Мамонтов (Мамантов)». Константин Залесский
- «Поэт Николай Тряпкин». Анастасия Чернова
- «Битва на реке Свияге 1524 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов