Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский, жил в семнадцатом веке. Он родился под Волынью, в православной семье обедневшего дворянина. В те годы Волынь или Вильно входила в состав польско-литовского государства Речь Посполитая и была рубежом противостояния православия и католической Унии. Афанасий получил духовное образование, служил учителем в дворянских семьях. Однажды его воспитанником стал мальчик, которого польско-литовские политики готовили на российский престол как очередного Лжедмитрия. Афанасий отказался участвовать в интриге против своего отечества. Он принял монашеский постриг. Делом жизни Афанасия стала защита православия в Бресте. Он боролся против передачи православных храмов иноверцам. Его несколько раз арестовывали, держали в заключении. Игумен Афанасий вел активную публицистическую деятельность, смело обращался с письмами и к польскому королю, и к московскому царю. В посланиях к польскому Владиславу он призывал отдать православным их храмы. Русскому царю Михаилу Романову игумен Афанасий рассказал об очередной авантюре с самозванцем. В тысяча шестьсот сорок восьмом году началось восстание Богдана Хмельницкого. Это стало поводом к новому аресту игумена. Его обвинили в помощи восставшим и казнили. Святые мощи игумена Афанасия покоятся в Брестском Симеоновом монастыре.
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»
Год назад Самарский фонд просвещения «Вера» совместно с «Русской иконописной школой» запустил в местах лишения свободы уникальный проект по дистанционному обучению осуждённых искусству иконописи. Его основанная задача — помочь людям освоить новую профессию и привести их к внутренним переменам. Ведь сам процесс создания икон влияет на духовную жизнь, направляет сердце человека к Богу.
Занятия организуют так: фонд передаёт для осуждённых специальные краски, кисти, технику и записи с видео уроками. А колония предоставляет помещение для мастерской и куратора, который сопровождает заключённого во время занятий.
Первым участником обучения стал 34-летний Сергей из колонии в Ярославской области. В заключении он провёл 19 лет. Здесь Сергей пришёл к вере и в местной церкви принял крещение. Там же он получил у священника благословение на создание икон. У мужчины к этому есть особый талант. Поначалу он писал святые образы самостоятельно, как умел. Но теперь учится делать это профессионально. Первый курс занятий Сергей прошёл в колонии, а сегодня продолжает обучение уже на свободе.
Ещё среди учеников иконописной школы — Павел из колонии в Калужской области. Писать иконы его, как и Сергея, прежде никто не учил. Мужчина пришёл к этому сам. В будущем Павел хочет связать жизнь с Церковью: создавать иконы и однажды заняться росписью целого храма.
Всего за прошедший год курсы по обучению иконописи прошли осуждённые в четырёх областях России, в том числе в Самарской и Тверской. Команда фонда просвещения «Вера» планирует развивать проект и дальше. Больше узнать о тюремном служении фонда и поддержать его работу можно на официальном сайте: https://bfpvera.ru/, в разделе проекта «Апрель».
Также поддержать фонд и его подопечных можно, отправив СМС со словом «Апрель» и любой суммой на короткий номер 3434, например, «Апрель 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Развитие города в Древней Руси». Анастасия Федорина
У нас в студии была научный сотрудник Института археологии Российской академии наук Анастасия Федорина.
Разговор шел об истории развития древнерусского города и его окрестностей на примере Владимира и Суздаля, как формировались и росли большие села и какое место в жизни людей играли храмы и монастыри.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Зачем читать с конца к началу, или как появились палиндромы
С тех пор как появилась письменность, человек смог не только слышать, но и видеть слово. И тогда он заметил, что существует интересное явление: слова можно читать не только вперёд, но и назад. Например, «топот», «шалаш или «тут как тут». Человек удивился и назвал это «палиндром», в переводе с греческого «бегущий обратно». Синоним его — русское слово перевёртыш.
Одним из самых древних считается палиндром, найденный при раскопках древнеримского города Геркуланума. Это фраза на латыни «сатор арэпо тэнет опэра ротас», что означает «Сеятель Арэпо управляет плугом». Удивительно в нём не только то, что можно прочесть всю фразу наоборот. Оказывается, если все 5 слов написать одно под другим, то получится прямо-таки волшебный квадрат: в нём предложение можно прочесть в разных направлениях: сверху вниз, снизу вверх, справа налево и слева направо.
Палиндром вошёл в европейскую литературу уже в средние века. А в России начиная с XVIII века тоже стали увлекаться искусством составления перевёртышей. Например, знаменитая фраза из сказки про Буратино: «А роза упала на лапу Азора» — принадлежит авторству поэта Афанасия Фета. Расцвет палиндрома пришёлся на XX век. Поэт Велимир Хлебников первый в России сочинил целое стихотворение-палиндром и назвал его Перевертень. Придумывали перевёртыши и литераторы Валерий Брюсов, Владимир Набоков, Андрей Вознесенский и многие другие.
Королём русского палиндрома считается поэт Дмитрий Авалиани. Его авторству принадлежат десятки палиндромов. Есть шутливые, а есть и с глубоким смыслом. Вот, например: «Лира цвела, а лев царил», «Я или суетен, или не те усилия?»
Придумывать перевёртыши — занятие сложное, но увлекательное и полезное. Оно помогает увидеть графику слова, развивает чувство языка. А ещё с ними можно поиграть на досуге. Например, предложите друзьям такую загадку: что скрыто во фразе «кит на море романтик». Как думаете, догадаются?
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова