Нашими собеседниками были создатели школы при храме Рождества Христова в Черкизове диакон Владимир Кузнецов и его супруга Ксения.
Разговор шел о том, как появилась и чем примечательна одна из старейших православных школ Москвы, какие мероприятия организуются вне учёбы, а также как удается объединять вокруг школы детей и их родителей, и что помогает создавать семейную атмосферу.
Ведущая: Елизавета Волчегорская
Е. Волчегорская
- В эфире Радио «Вера» программа «Светлый вечер». С вами Елизавета Волчегорская. И у нас на связи диакон Владимир Кузнецов с супругой Ксенией. Это создатели одной из старейших воскресных и общеобразовательных приходских школ Московской Епархии, это школы при храме Рождества Христова в Черкизове. Добрый вечер.
Ксения Кузнецова
- Добрый вечер.
Отец Владимир Кузнецов
- Добрый вечер.
Е. Волчегорская
- Давайте начнем с некой предыстории. Как начался ваш путь в педагогике и как вы вообще поняли, что именно воспитание и образование станут делом вашей жизни?
Ксения Кузнецова
- Этот путь был совершенно простым. Когда у нас родился старший сын в 92м году и по мере его возрастания и воцерковления нашего с отцом Владимиром перед нами стали возникать очень большие вопросы, связанные с верой, с храмом. И через это вопрошание, собственно говоря, мы и пришли уже к осознанному исповеданию веры. То есть, скажем так, проводником в нашу и церковную и педагогическую жизнь был наш старший сын. А потом родился второй сын Андрей и вот этот путь, собственно говоря, он был уже намечен, и мы на этот путь встали и по сию пору идем. Старшему сыну уже 29 лет, младшему 26, ну, вот как-то этот путь стал нам настолько близким, что мы так и продолжаем по этому пути двигаться. Когда старший сын подрастал, ему исполнилось 3 года, и у меня тогда, как у классического неофита возникали разные вопросы: «А нужно ли читать детям сказки? Может быть только жития святых? И, вот, только в храм водить?» и я помню с этим вопросом подошла к нашему настоятелю, к отцу Иоанну Кочкину, он меня выслушал и сказал: «Не занимайся ерундой, не отнимай у ребенка детство, читай ему сказки». Я сейчас этим рецептом пользуюсь до сих пор, когда я вижу такое же неофитское рвение молодых родителей, которые хотят вырастить из своих малышей, как вот раньше было очень модно говорить, преподобных Сергиев и Серафимов Саровских, я им тот же самый совет даю, что сказка – это особая страничка в жизни ребенка и ее нельзя перелистнуть, ее нельзя пройти транзитом, она обязательно должна быть. Конечно, нужно фильтровать, конечно, нужно понимать, что какие-то сказки можно и пропустить, а вот каким-то сказкам необходимо уделить внимание. Вот такой был наш путь в педагогику.
Е. Волчегорская
- Все, что касается воспитания преподобных, вроде бы уже всем стало ясно, что это можно сделать исключительно в первую очередь собственным примером и собственной жизнью, а не ограничениями, запретами и приволакиванием детей на службы.
Ксения Кузнецова
- Да, я с Вами полностью здесь согласна, потому что у нас в стране произошла серьезнейшая проблема, у нас произошел разрыв традиций христианского воспитания детей в семье. Мы эту традицию потеряли и, похоже, потеряли мы ее безвозвратно. Мы сейчас пытаемся моделировать, мы сейчас пытаемся, каждый в своей семье созидает свою собственную воспитательную модель. А вот именно государственная традиция, именно такая вот общеприходская, - эти традиции утрачены, к моему величайшему сожалению. Может быть, когда-нибудь педагогическая мысль в лоне русской православной церкви придет к тому, что плодами этих трудов и будет именно вот возрождение семейной педагогики, о чем просто мое сердце очень и очень желает этого.
Е. Волчегорская
- Ваш путь в педагогике, я так поняла, начался прям на истоке 90х. какие трудности вы испытывали, создавая образовательный проект? Я вот не могу вообразить себе, как вообще это можно сделать в период, когда даже продукты, элементарно продукты питания, достать не просто, не то, что целую школу созидать.
Ксения Кузнецова
- Ну, я могу сказать, что 92й год, это год рождения нашего старшего сына Алеши, когда я узнала, что я буду мамой, мне стало страшно, потому что, действительно, год был голодным. Были карточки, продуктов не было, и мне казалось, что ребенок, ну, как бы, вот, будет не доедать, было очень холодно в квартире. Но, тем не менее, вот это вот, наверное, то, что молодые годы покрывают все эти немощи, и я сейчас смотрю на молодых родителей, я смотрю на них с легкой завистью, думаю, какие они молодцы, сколько же у них сил. И в тот момент нам Господь тоже эти силы давал, и первый шаг, который мы сделали к созданию школы при нашем храме, это был шаг интеллектуальный, то есть мы начали посещать с отцом Иоанном Рождественские чтения образовательные, в тот момент это был, наверное, действительно, проект великолепнейший. Когда педагоги со всей страны встречались, обсуждали насущные проблемы, делились программами учебными, личным опытом, и это было на такой высоте, что если Вы позволите, я такое сравнение скажу, на тех дрожжах можно было испечь этот хлеб. Огромнейшее количество литературы мы стали приобретать именно на Рождественских чтениях. Региональные отделы религиозного образования, катехизация, наши московские педагоги, которые начали свои разработки, безусловно, отец Артемий Владимиров, как педагог, вносил туда серьезнейшую струю в развитие современной педагогической мысли, и мы очень к нему прислушивались. Плюс мы еще ездили к известным московским священникам, у которых уже были созданы воскресные школы, общались с ними, они делились с нами своим опытом, и это было очень и очень интересно. Я всегда вспоминаю отца Максима Первозванского, который является настоятелем храма Сорока мучеников Севастийских при Новоспасском монастыре. Когда мы к нему приехали и очень много вопросов мы задавали отцу Максиму, я запомнила один его совет, он говорит: «мальчиков в алтарь - ни в коем случае». У меня это вызвало недоумение: как? почему? Отец Максим объяснил, что есть уже наблюдения, был его опыт уже, что мальчик начинает превозноситься над мамой, то есть мне можно в алтарь, тебе – нельзя. И вместо погружения в Евхаристию, в изучение Богослужения, мальчишки начинали лицезреть жизнь в алтаре, если можно так сказать. И для них это не полезно. Вот для их духовного развития, это было не полезно. И я вот сейчас, 25 лет спустя, я полностью поддерживаю это мнение отца Максима. Но я хочу сказать, что спустя 25 лет, мы видим, появляется современный опыт, и есть очень интересный, очень положительный в этом направлении идеи, концепции. У нас сейчас мальчик из нашей школы помогает батюшкам в алтаре и будучи человеком достаточно серьезным, хотя еще и маленьким, ему уже перед ним ставят задачи: потихонечку читать, вникать в ход Богослужения, чтобы для него это было осознанное служение, чтобы он понимал, что он делает и зачем, а не простое пребывание в алтаре. Ну, вот, наверное как-то так.
Е. Волчегорская
- У нас тоже был такой серьезный мальчик, теперь уже дядя. Бывает, да вот, у детей особенно серьезное, трепетное отношение. Отец Владимир, а Вы согласны с тем, что мальчиков лучше не пускать в алтарь раньше времени?
Отец Владимир Кузнецов
- Ну, Вы знаете, мой личный опыт, что подтверждает вообщем-то такую мысль, что торопиться с этим не надо и подходить к этому нужно довольно-таки вдумчиво и осторожно. То есть, наверное, конечно, личные особенности каждого ребенка, безусловно, влияют на это, но очень и очень, очень осторожно. Потому что очень большие искушения у ребенка, он начинает видеть обратную сторону и помимо и того превозношения, о котором говорила Оксана Вячеславовна, конечно, боюсь, что очень легко потерять чувство благоговения. Вот это вот важно, когда к святыне, к тому, что ты в алтаре, к тому, что ты находишься рядом с местом, где невидимо присутствует Сам Бог, ну, происходит такое привыкание. Вот это очень-очень не полезно ребенку.
Е. Волчегорская
- Ну, это и во взрослом возрасте может произойти и происходит?
Отец Владимир Кузнецов
- Конечно, но все-таки во взрослом возрасте человек критически может подходить к своим поступкам, с ребенком это сложнее. Вот, поэтому здесь вот, еще раз повторюсь, безусловно, есть какие-то личные особенности ребенка, и, на мой взгляд, священник должен быть очень внимателен, призывая ребенка на сужение в алтарь. Это мой личный опыт. У кого-то может быть он и другой.
Е. Волчегорская
- В эфире радио Вера программа Светлый вечер. С вами Елизавета Волчегорская. И у нас на связи создатели школы при храме Рождества Христова в Черкизове диакон Владимир Кузнецов и его супруга матушка Ксения.
Давайте вернемся к вашему детищу. С чего все начиналось? Как возникла воскресная школа и каков был путь от воскресной до общеобразовательной?
Ксения Кузнецова
- Ну, я повторюсь, что паровозиком во вей этой истории были наши сыновья, и воскресная школа у нас была создана в 96м году, младшему сыну тогда было всего на всего 9 месяцев и когда мы проводили уроки, он в колясочке спал под окошком наших классов. А проводили уроки мы вместе с нашей одноклассницей. Мы с отцом Владимиром учились в одном классе, и с нами училась замечательная девочка, которая стала моей близкой подругой и мы вместе с ней практически встали на старте этой интересной жизни, жизнь воскресной школы. Лиля Анатольевна была человеком инициативным и, слава Богу, сейчас остается таким же, идейным, такой аккумулятор, батареечка. Вот и я помню, у нас был очень интересный опыт в 97-98 году, когда Лиля Анатольевна познакомилась с Химкинским детским приютом, она сама туда поехала, у нее была машина, и она договорилась с руководством Химкинского приюта, что в субботу вечером она будет заезжать, брать несколько человек ребятишек и привозить их в воскресную школу. Это опыт был очень интересный и я до сих пор это вспоминаю, и ни о чем, совершенно, не жалею. Нету в моем сознании того, что это надо было делать или можно было без этого обойтись, мне кажется, что этот шаг, который она взяла на свои хрупкие, тогда молодые, плечи, для тех детей, которых она привозила к нам сюда в храм, некоторые из них здесь крестились, потому что оказалось, что они не крещенные, и прихожанка нашего храма взяла попечение об одной из девочек. Так что вот такой интересный был опыт. Ну, а дальше, когда подошло время старшему сыну идти в школу, то с моей стороны было вопрошание к отцу настоятелю, говорю: «отец Иоанн, нельзя ли нам здесь детей учить?» он сказал: «ну, попробуйте». И в нашей 10й школе города Химки, директор школы поддержала эту идею и поддержала ее не просто словестно, а она еще и порекомендовала нам учителя. К нам приезжала учительница из 10й школы, дети были прикреплены к 10й школе, и дальнейшее, то есть заканчивать начальную школу у нас здесь в Черкизово, они шли учиться дальше в Химкинскую 10ю школу. Вот это был великолепный опыт, тоже интересный очень, который потом получил своё дальнейшее развитие. Ну, вот, собственно говоря, со своих собственных детей мы бросились на амбразуру вот этого эксперимента.
Отец Владимир Кузнецов
- И эксперимент оказался удачным.
Ксения Кузнецова
- Дети выросли, а мы из эксперимента никак не выйдем.
Отец Владимир Кузнецов
- И продолжаем это дело. Дети свои уже выросли, а мы..
Е. Волчегорская
- Дети помогают или у них свой путь?
Ксения Кузнецова
- Младший сын закончил Свято-Тихоновский университет, педагогический факультет, и сейчас преподает здесь, в нашей школе.
Е. Волчегорская
- Андрей Владимирович?
Ксения Кузнецова
- Да. Он ведет Закон Божий и уроки физкультуры. У нас прошел великолепный футбольный матч, который он организовал, судил этот матч. Для нас для всех и девчонки, и взрослые, мы, просто как самые заядлые болельщики, болели за наших мальчишек, которые бегали по футбольному полю, и для меня, конечно, это такая отрада, что это происходит в лоне русского православного храма, что здесь это можно, что храм – это не просто какое-то место, как в начале нашей беседы, очень точно сказали, тащат родители детей. Мы стараемся, чтобы детские ножки сами сюда бежали, чтобы здесь было интересно, чтобы Богослужения это вот та часть времени, которую они пребывают здесь, потом могло, скажем так, строгость присутствует на Богослужении, могло компенсироваться тем, что дети бегут на детскую площадку, на футбольное поле, смогут с родителями здесь просто погулять. То есть вот это вот, я считаю, очень-очень важно.
Е. Волчегорская
- В каком виде сейчас существует ваша школа? Если в 90е это был один приглашенный учитель начальных классов, то сейчас, что у вас происходит?
Ксения Кузнецова
- Ну, что у нас изменилось с тех пор. Сначала у нас рубеж был только на начальную школу, мы не дерзнули, скажем так, взваливать на свои плечи непосильную ношу, и поэтому несколько лет была только начальная школа. Потом по инициативе родителей, чьи дети учились в начальной школе произошел такой рывок дальше. Родители подошли и со своей стороны проявили такую серьезную активность, что пожалуйста, давайте продолжим, ведь для нас так важно, чтобы дети оставались вот в этом сложном подростковом периоде в лоне церкви. Ну, и, скажем так, было не легко пойти на этот шаг, мы понимали, с какими трудностями мы столкнемся, что это, действительно, уже не один учитель, а это учителя-предметники, что качество образования должно быть очень и очень высоким, потому что за нами идет серьезное наблюдение со стороны тех людей, которые не решаются сделать этот шаг, но при этом за нами наблюдают и каждая ошибка с нашей стороны, какая-то неточность подлежит серьезнейшей критике. Поэтому мы пошли на этот шаг и поступательно год за годом мы выросли до неполной средней школы, то есть программа 1-9. И мы сделали два выпуска. Два раза выпускали мы наших девятиклассников, которые очень успешно сдавали ОГЭ, поступали в средне-специальные учебные заведения. Одна моя ученица Анечка Панина закончила школу-экстернат и поступила в медицинский институт. То есть, наверное, это показатель.
Отец Владимир Кузнецов
- По мимо медицинского института там еще высшие учебные заведения. Все это говорило о том, что качество образования, которое давалось в нашей школе очень и очень неплохое, раз позволяет детям поступать в одни из ведущих ВУЗов нашей страны.
Е. Волчегорская
- Медицинский институт во всяком случае, извините перебила, для моего поколения это такой критерий, если в медицинский институт поступил, то это ого-го уже.
Ксения Кузнецова
- Я поэтому и привела этот пример. Потому что, на мой взгляд, мальчишки, у них интересный тоже путь: архитектурный колледж и колледж художественных ремесел. Это все очень здорово, интересно, но вот то, что девочка берет, знаете, как в спорте, поднимают тяжелый снаряд, она заканчивает школу-экстернат, то есть за один год она проходит два класса 10й и 11й, и готовится к поступлению, поступает в институт. То есть, ну да, наверное, это серьезный такой критерий оценки нашей деятельности. Потому что Господь послал великолепнейших предметников. Это были преподаватели из старой педагогической плеяды, советской классической школы. Подход был самый серьезный с их стороны и они, в хорошем смысле, фанаты своих предметов. То есть каждый учитель свой предмет считал самым важным, самым нужным и поэтому каждый учитель отдавал полностью себя и того же требовал от детей.
Е. Волчегорская
- А почему Вы говорите в прошедшем времени?
Ксения Кузнецова
- Дело в том, что эту ношу, стала она для нас непосильной, потому что количество детей в средней школе значительно сокращалось в связи с тем, что часть детей уходили в профильные учебные заведения, кто-то уезжал, переезжал менял место жительства. Поэтому из начальной школы, в которой в классе насчитывалось 10-12 человек, в среднее звено переходит 6-8, а до конца 9 класса у нас доходили, вот в первый выпуск мы выпустили троих ребят, во втором выпуске было два человека. А предметников, соответственно, представляете, то есть количество учащихся и количество учителей, оно было несопоставимым, поэтому мы не справились с этой нагрузкой, к сожалению. Но я не теряю своей надежды, что может быть не я, может быть преемник мой, который придет на это место все-таки поднимет это начинание и у нашей школы будет хорошая перспектива.
Отец Владимир Кузнецов
- Я хотел сказать, сейчас мы остановились все-таки на начальной школе. Потому что этот проект, как показала наша деятельность, он наиболее востребован.
Е. Волчегорская
- Вы хотели что-то добавить, я Вас перебила до этого, про ребят Вы хотели рассказать.
Отец Владимир Кузнецов
- Я хотел добавить только то, что безусловно, специфика образования в нашей школе, то, что это православная школа, то, что основой, стержнем все-таки нашей школы является православное вероисповедание и участие в таинствах, и весь процесс образования он построен с тем, что все завязано на нашей вере. Мы начинаем наш день с утреннего правила, мы молимся перед едой, у нас свой каникулярный график с учетом двунадесятых праздников, которые есть у нас. Поэтому погружение вот в эту атмосферу оно, конечно, воспитывает, прививает, так скажем, детям вот эту вот культуру православного общения между собой, то есть погружает их в жизнь православного человека и, безусловно, является такой положительной чертой в жизни маленького христианина.
Е. Волчегорская
- Ну, наверное, еще комфортно и детям, и родителям, нет вот этого противоречия между школой и литургической жизнью, если так можно сказать, когда двунадесятый праздник, а у тебя урок.
Отец Владимир Кузнецов
- Да, да, конечно, конечно. Или Светлая седмица, а у тебя опять-таки урок, уроки. Или Страстная. Конечно мы весь режим нашей школы, он подчинен нашему церковному календарю, безусловно, это, понимаете, за то время, пока дети здесь учатся, приучают ребенка к этой жизни, она становится для него совершенно естественной, такая жизнь христианина. Ну, и соответственно, знаете, бывает так, что дети ведут в храм за собой своих родителей. Для нашей школы это опыт довольно частый, когда отдавая ребенка в школу из соображений комфорта, родители сами становятся воцерковленными людьми. То есть приходя сюда на порог школы людьми крещенными, а не воцерковленными, к концу четырехлетнего года обучения, смотришь, и семья воцерковилась и становится уже искренне верующими людьми, у которых вера вошла не просто, так сказать, в связанная с обучением их ребенка, но вошла в их жизнь полностью, как семьи.
Ксения Кузнецова
- Эволюционный путь, путь мира, путь постепенного погружения в религиозную жизнь и очень здорово, конечно, что у многих родителей мы находим поддержку вот этого нашего режима дня и родители тоже становятся естественными участниками этого процесса. Если они не торопятся на работу и позволяет время, многие родители с удовольствием остаются на молитвенное правило утреннее, вместе с детьми приходят в храм, когда двунадесятые праздники, мы освобождаем детишек от уроков, мы все идем в храм. И очень всегда радостно видеть родителей вместе с детьми. Я прекрасно понимаю, что не всегда такая возможность есть, потому что, если будничный день, безусловно, родители вынуждены выполнять свои трудовые обязанности и ехать на работу. Но вот отрадно видеть в выходные дни родителей вместе с детьми в храме, в праздника. Для нас это очень и очень значимо.
Е. Волчегорская
- То есть получается, что родители тоже участвуют в жизни школы?
Ксения Кузнецова
- Да, да. Причем очень активно участвуют, очень активно участвуют. Сначала приводят детей и очень смущаются, стесняются, они даже не сразу понимают, что эта школа открыта для них. Можно прийти на урок, побыть со своим малышом на уроке, понаблюдать за ним, как у него процесс проходит, особенно это касается маленьких первоклассников. Если у нас бывают какие-то дисциплинарные моменты, это тоже присутствие родителей снимает эмоциональную напряженную волну и дает учителю в диалоговой форме уйти от проблемы. Потому что родители, учитель и ребенок, они становятся слушателями друг друга, они учатся друг друга слышать, и через это слышание принимать правильные действия. Не всегда бывает результат быстрый, бывает так, что приходится подождать, но результат, однозначно, бывает всегда. Потому что это вот созвучие, обоюдное слышание друг друга, это процесс, который не может не приносить добрых плодов.
- Я напоминаю, что в эфире Радио «Вера» программа «Светлый вечер». Оставайтесь с нами. Мы вернемся через минуту.
Е. Волчегорская
- В эфире Радио «Вера» программа «Светлый вечер». С вами Елизавета Волчегорская. И у нас на связи создатели школы при храме Рождества Христова в Черкизове. Это одна из самых старых воскресных и общеобразовательных приходских школ Московской Епархии, диакон Владимир Кузнецов и его супруга матушка Ксения.
Я хотела спросить, должен ли ребенок ходить в школу с удовольствием? Или это что-то из области фантастики? Просто вот матушка так увлекательно рассказывала про то, как родители вместе с учителями и детьми приходят к диалогу, решают какие-то проблемы коммуникации и прочее. Вот, создалось впечатление, что не только родители участвуют в жизни школы так активно, но и дети тоже, так сказать, не на отбывку туда ходят. Или к этому вы только стремитесь? Вот расскажите про этот аспект, пожалуйста, вот ваше мнение и ваш опыт, поделитесь.
Ксения Кузнецова
- Безусловно, это одна из самых главных наших задач и педагогического коллектива и родителей сделать место учебы для детей, чтобы им было сюда интересно приходить, чтобы им не хотелось от сюда уходить, и чтобы сам процесс учебы вызывал у них огромнейший интерес, вопрошание. Я всегда детей прошу, мучайте меня вопросами, мне очень важно слышать ваши вопросы, мне очень важно видеть вашу реакцию и в этой диалоговой форме строить уроки. Поэтому эта задача на сегодняшний день, мне кажется, она лежит в области первостепенных задач, сделать процесс учебы для ребенка интересным, чтобы ребенок в школу шел с удовольствием, и чтобы летние каникулы, вот эти длинные трехмесячные, были периодом вожделенного ожидания, когда же, когда же в школу.
Отец Владимир Кузнецов
- Ну, я хотел бы добавить, что дети, конечно, безусловно, есть дети, и кто-то больше расположен к учебе в плане прилежания, кто-то меньше, это абсолютно нормальный процесс. Но, что является показательным, действительно, то это то, что дети стремятся сюда, ибо атмосфера, в которую они окунаются здесь им очень и очень близка, и очень и очень дорога. Ну, а вопрос в прилежанию в учебе, он, конечно всегда индивидуален. Кто-то лучше учится, оценки более положительные, кто-то похуже, так сказать, в среднечках ходит, но тем не менее то, что детям здесь хорошо, это действительно видно, и по их желанию быть здесь, и по их нежеланию уходить, потому что у нас существует группа продленного дня, и очень часто можно видеть, когда за ребенком приходят папа или мама, бабушка или дедушка, как он с таким грустью покидает стены школы, но с какой радостью он возвращается на следующий день. Потому что здесь ему хорошо, здесь ему комфортно, здесь ему весело, здесь у него есть друзья, здесь ему есть чем заняться. Это, действительно, не поддельно, потому что дети они же.. по ним же сразу все видно, как они реагируют на ту или иную ситуацию. Так что, мы очень надеемся, что вот эта атмосфера, атмосфера семьи теплая атмосфера, что она сохранится, по крайней мере, мы прикладываем к этому все свои усилия, чтобы она была именно такой.
Е. Волчегорская
- Но ведь, насколько я знаю, вот та часть воспитательного педагогического процесса, как внеклассной работы, совместный досуг, у вас тоже очень хорошо развита и есть семейный детский лагерь «Витязь», а мы про него еще не говорили, давайте поговорим про это. Расскажите, пожалуйста, и про лагерь и вообще про то, что у вас происходит за пределами классов школьных, собственно.
Ксения Кузнецова
-Ну, здесь следует сказать, что опять наши сыновья были паровозиками и в этой области развития школьной жизни, потому что оба они учились в кадетской школе в городе Химки в старших классах, и для них походная жизнь стала неким открытием. И когда мы ездили к ним в гости в походные лагеря, то понаблюдали за этим процессом и подумали, а почему бы нам не взять все самое лучшее из этого опыта и не повторить его, но уже здесь на нашей площадке и с нашей концепцией. Так что вот появилась мысль по поводу православного семейного лагеря, это уникальная модель, я Вам могу сказать, что наши друзья, с которыми мы вместе, наши друзья – организаторы лагерей с других приходов, в процессе общения они удивлялись всегда, говорили: «да вы что, неужели вы еще берете и родителей с собой». То есть для них это момент был очень сложный. А мы для себя..
Е. Волчегорская
- Потому что родители, извините, на сколько я знаю, родители для детских лагерей это очень часто дополнительные сложности, потому что они приезжают как говорится «в чужой монастырь со своим уставом», и вот начинается это не так, тут не то или нет, или что-то другое.
Ксения Кузнецова
- Я хочу сказать, что мы постарались с самого первого нашего опыта организации летнего такого семейного лагеря, безусловно, были дети без родителей, и родители подходили к нам, спрашивали: «а можно мы приедем навестить?» я говорю: «конечно, можно, только одна просьба, вы, пожалуйста, не выдергивайте ребенка из жизни лагеря, а наоборот погрузитесь вместе с ребенком в эту жизнь; если вы хотите накормить своего детеныша клубникой, мы это только приветствуем, но только везите на весь лагерь, чтобы все были счастливы, чтобы всем было хорошо». И Вы знаете, удивительно, но родители с радостью принимали вот эти наши пожелания и это, действительно, был такой момент, что там к ребенку приехали родители, а весь лагерь понимает, что это к ним приехали, потому что мамы и папы сейчас вместе с ними будут бегать на эстафете, будут вместе плавать, будут вместе играть, вместе будут кушать и привезли гостинцы для всех. Так что это очень здорово!
Отец Владимир Кузнецов
- Да, тут можно еще что добавить, безусловно, и организация совместного летнего отдыха, конечно, это всё звенья одной цепи, эта потребность возникает из нежелания прекращать общение в летние каникулы. То есть это, конечно, действительно, желание общаться еще и вне школьной атмосферы, а общаться на отдыхе. Но когда встал вопрос о том, как же это организовывать, то тут да, действительно, все-таки наш личный опыт подсказывал, что для ребенка на определенном этапе его жизни, наверное, то, что он проведет отдых с родителями, это является очень важным. Поэтому вот выбрана была такая форма семейная. Хотя, как вот говорила Оксана Вячеславовна, очень многие наши коллеги, которые организовывают летний отдых на своих приходах, вообщем-то с непониманием относились к такому решению, потому что считается, ну, вот так вот принято, что отдых родителей и детей, это что-то должно быть раздельное: дети отдыхают сами, то есть их отдых..
Е. Волчегорская
- А родители отдыхают от детей
Отец Владимир Кузнецов
- Да. То есть это такая существующая такая схема утвердившаяся, но вот наш опыт показывает, что совместный отдых, семейный отдых, это очень и очень важный момент и в деле воспитания ребенка да и в деле воспитания родителей, как родителей. Потому что очень разные грани открываются и у детей, когда они видят свою маму в непривычной обстановке, так то что они видят ее, она пришла с работы, приготовила, утром подняла, отправила в школу, а здесь вот оказывается мама может еще и в теннис играть и даже в мяч, в футбол играть. То есть, действительно, дети видят своих родителей вне стандартных ситуаций, но и родители видят своих детей так же вне стандартных ситуаций, вне таких как они привыкли видеть их дома. Здесь вообщем масса проблем открывается, родители могут видеть у своего ребенка, это и вопросы коммуникабельности, а как вот он может взаимодействовать со своими сверстниками. Знаете, огромное количество положительных и эмоций и огромный положительный опыт вот показал такой совместный семейный отдых.
Е. Волчегорская
- Ну, кстати, вот, действительно, как еще родителю узнать, как ребенок коммуницирует со сверстниками, кроме как по рассказам учителей, которые, понятно, но все равно субъективны и самого ребенка, который тоже.., а вот тут, действительно, я вот просто только сейчас над этим задумалась можно увидеть объективно картину социализации и коммуникации своего ребенка. Правда уникальная возможность, уникальная.
Ксения Кузнецова
- А самое главное не просто ее увидеть, а еще на нее повлиять. То есть родители внимательные вдумчивые они делают глубокие выводы и стараются откорректировать то, с чем они не согласны, вот то, что они увидели в своем ребенке и с чем они оказались не согласны, и это дает им такое поле для деятельности, а главное, что они в этом видят большую поддержку. Это не только ложится на их родительские плечи, они видят, что есть огромнейшее количество людей, которые готовы им в этом помочь и даже дети.
Е. Волчегорская
- А еще бывает ребенок нуждается в поддержке какой-то сам этого не понимая и не имея возможности об этом сказать, а родители тоже могут это увидеть и дать ребенку поддержку там, где это необходимо, это же сказывается на всей дальнейшей жизни.
Отец Владимир Кузнецов
- Конечно, конечно. И я просто хотел добавить. Вы знаете, занимаясь этим уже 13 лет, я, например, не перестаю, не то, что удивляться, меня не перестает посещать такая мысль, что то ли мы сейчас так изголодались по такому общению, вот этот недостаток общения, который сейчас вообще характерен, наверное, для городского общества, недостаток, вот, когда люди могут жить на одной площадке и не знаться. То есть вырабатывается такая система коммуникаций между собой довольно-таки сдержано. Вот наш лагерь он показывает, что какого-то живого человеческого простого общения людям, действительно, не хватает. И поэтому ты видишь, как раскрываются и взрослые и дети, находясь вместе, ну, всего лишь две недели вместе, а насколько они готовы раскрыться, насколько они готовы отозваться на вот какие-то там придумки, задумки. Вы знаете, это очень, смотришь человек такой довольно-таки сдержанный, а потом оказывается, он удивительный и творческий, спортивный, как-то люди раскрываются, и делаешь вывод, что, наверное, популярность она еще и связана с тем, что вот этого живого общения, которого не хватает в повседневной жизни, человек получает вот в таком довольно-таки нестандартном виде отдыха, как семейный лагерь.
Ксения Кузнецова
- Ну, в шутку ещё между собой называем, что это у нас большая коммунальная квартира в самом наилучшем ее понимании, когда соседи дружат, ходят к друг другу в гости, мы это в нашем социуме наблюдаем, когда летом вместе выезжаем на отдых, что родители знакомятся между собой, приглашают друг друга на чаек, какие-то у них заводятся знакомства, они дальше после лагеря продолжают общаться между собой, это бесценно, конечно, это бесценно.
Е. Волчегорская
- В эфире Радио «Вера» программа «Светлый вечер». С вами Елизавета Волчегорская. И у нас на связи создатели школы при храме Рождества Христова в Черкизове, диакон Владимир Кузнецов и его супруга матушка Ксения.
Отец Владимир Кузнецов
- Наш опыт в создании лагеря и другие какие-то проектов, например театр, походы, все это исходит из того, что на разных этапах мы подходим к решению проблем, которые ставят перед нами возрастающие наши дети. То есть разный детский возраст он ставит перед нами, взрослыми, решение определенных проблем. Пока ребенок маленький, ему больше нужны родители, потом он подрастает, его нужно уже чем-то увлечь так, чтобы он остался рядышком, чтобы он не ушел куда-то на сторону, чтобы его не потерять, чтобы его задержать в храме, задержать его в церкви. И здесь вот как раз на помощь приходят и походные наши проекты, и театральная деятельность, чтобы заинтересовать молодых людей, подрастающее поколение, чтобы они видели, что есть вот такая сторона жизни, которая очень интересная, которая создает такую сферу общения, в которой хочется быть, в которой хочется творить, хочется что-то придумывать, хочется что-то реализовывать. Поэтому, безусловно, всегда держишь руку на пульсе, а что же интересно сейчас в данный момент вот этим конкретным людям, потому что, знаете, ведь ребенок приходит каждый со своими особенностями в школу, каждый со своим характером. Постепенно ты практически индивидуально решаешь, а что вот этому ребенку интересно, а что этому ребенку, а вот этому интересно он хочет проявить себя в каких-то творческих мероприятиях, скажем, с удовольствием будет играть в театре, а вот этот с удовольствием пойдет в поход, а вот этот вот с удовольствием поедет в лагерь. И вот мы стараемся вот эту нашу палитру каких-то предложений предложить и детям и взрослым, чтобы преследовать только одну цель, чтобы вот это все вкупе воспитало наших детей, как настоящих православных христиан.
Е. Волчегорская
- А что же в вашей палитре еще, что мы забыли, кроме школы, летнего семейного лагеря, театральной деятельности, что-то еще есть?
Отец Владимир Кузнецов
- Ну, вот еще походы есть, вот такие классические походы, когда берешь рюкзак и отправляешься в горы или отправляешься по подмосковью, то есть с ночевками с палатками. То есть вот эта вся романтика походной жизни тоже имеет большой отклик, большую популярность, вообщем-то мы стараемся два раза в год как минимум выходить в такие пешие походы.
Е. Волчегорская
- Многочисленные походы получаются или узким кругом?
Отец Владимир Кузнецов
- Скажем так, где-то в пределах 15ти человек, у нас 5 палаток, каждая из палаток на трех человек рассчитана, вот создаем круг по 15 человек, это и взрослые, и дети, опять-таки семьями, и вперед, как говорится, покорять вершины.
Ксения Кузнецова
- Когда палаток своих не хватает, бывает так, что люди говорят, мы со своей палаткой пойдем, только возьмите.
Отец Владимир Кузнецов
- Я помню у нас один поход был, он сразу 50 человек собрал, это был самый многочисленный, наверное. С таким коллективом тяжеловато. Тут и приходится решать такие хозяйственные вопросы, там скажем, с одного канна не накормишь сразу всех, приходится там два костра разводить или … ну такие, перемещения сложные, представляете логистика, для того, чтобы привести такую группу, нужен уже не маленький автобус, а большой автобус или полвагона занимаешь в метро, или приходится выкупать полвагона в поезде, чтобы там.. ну, конечно большие группы здесь не очень мобильны, получается так. Поэтому пришли мы к такому формату, что 15 человек. 15 человек - это такой оптимальный, собираем группу 15 человек и идем. Паломнические поездки тоже можно дополнить к этой палитре наших предложений. То есть все это направлено к тому, чтобы как можно раскрыть перед детьми вот эту многогранность христианской жизни. Что это.. да даже не только христианской, а просто такой общинной жизни, что мы одна семья, одна община и нам интересно вместе, и вот это наше желание быть друг с другом, вот оно и воплощается в разных проектах, которые мы реализовываем на своем приходе.
Ксения Кузнецова
- Мне хотелось бы еще отметить то, что у нас несколько лет стартовых не получалось создать воскресную школу для взрослых. Все попытки как-то заканчивались. Начинались, как говорится «за здравие», заканчивались из 30-40 человек оставались один-двое, ну и как говорится, шарик сдулся, и много лет мы пытались, мы думали что мы делаем не так, в чем наша ошибка, почему мы не можем наших взрослых прихожан заинтересовать к общению на площадке приходской школы, где главной темой общения становятся вероучительные вопросы, которые возникают у людей, безусловно. Знаете, как-то вот с Божьей помощью эту задачу нам удалось решить, когда у нас появилась большая школа, большая трапезная, и вот через чаепития со взрослыми, которые оставались после воскресной литургии, мы сейчас уже много лет общения с нашими взрослыми прихожанами понимаем, что это настолько близкие и родные люди нам стали. И у нас нету программы, которая была бы конечной. Вот учебная программа в воскресной школе для взрослых она не конечна. То есть у людей есть возможность приходить, продолжать общаться, познавать те стороны христианской жизни, которые для них остаются еще не открытыми, и мы это ценим и отдаем этому тоже часть нашего сердца. Потому что эти люди, которые имеют богатейший жизненный опыт, у каждого своя судьба, и здесь мы общаемся не только как слушатели воскресной школы для взрослых и преподаватели, а как большая приходская семья.
Отец Владимир Кузнецов
- Да, вообщем-то, наверное, это такой конек наш, вот тут один из наших очень близких знакомых говорит: «Вы знаете, мне приходилось быть во многих храмах и видеть многие общины и замечательные общины, и где-то общины строятся вокруг священника, объединяются, такая харизма священника притягивает, где-то община создается на базе строительства храма, восстановления, где-то это сильная сторона является это богословская, а у вас, говорит, удивительно, у вас здесь одна большая семья, что для меня, например, - я передаю слова этого человека, - очень-очень близко. Действительно за много лет сложилась вот такая, наверное, основа, на которой строится наш приход, это большая-большая православная семья. И нам это дорого, нам это близко, и наверное, это и дает силы заниматься этим, что есть отклик от людей, то есть отклик, который и тебя заряжает энергией на то, чтобы вновь и вновь продолжать вести школу, вести лагерь, заниматься походами, заниматься театром, заниматься паломническими поездками, только потому, что это нужно, это востребовано и это желанно.
Е. Волчегорская
- Я еще хотела спросить такой чуткий и во многом проблемный возраст, как 12+ переходный, подростковый, у каждого из детей в свое время начинается? Вот такой непростой возраст, как подростковый, и дети, когда в него вступают многие да большинство, они преподносят сюрпризы, в том числе своим родителям, которые думают, что их знали, знают, имеют с ними контакт, и действительно большая сложность и для родителей, и для педагогов и для священников, ну, не то, что прямо удержать этих детей, потому что понятно, что насильно ты их уже в этом возрасте уж точно не удержишь, а вот сохранить вот эту ниточку доверия, общения. У вас есть, я так понимаю, очень богатый опыт, уникальный опыт. Что бы вы посоветовали, может быть, другим педагогам, может быть начинающим педагогам, вступающим на это поприще.
Ксения Кузнецова
- Ну, скажем так для нас, как для тех людей, которые служат в православной школе, эта задача она не просто удваивается, она умножается на очень большой коэффициент. Потому что, если перед учителем в общеобразовательной школе в работе с подростками стоит задача, удержать их, чтобы они в этот момент не соскочили с пути с дороги, не наделали глупостей, то у нас к этой задаче присовокупляется еще и задача удержать их в церковной ограде. Вот эта задача она очень сложная, и опять-таки сложность ее связана с тем, что потеряна традиция семейного религиозного воспитания. И вот эта вот прерванность традиций воспитания детей в семье мы видим ее сейчас как бы вот проблематику, и со своей стороны всячески пытаемся родителям, чьи дети достигли этого сложного возраста, со своей стороны помогать, ну, и, наверное, главный такой с нашей стороны изюминка, это наш лагерь. Куда едут и дети и подростки, и для всех находится занятие. Наша задача программу лагеря составить так, чтобы интересно было всем, и малышам и взрослым, и в первую очередь подросткам. То есть мы в первую очередь думаем о них. И в этом году у нас получилась великолепная программа, все три смены, мы были свидетелями того, как подростки себя реализовывали. Конечно, мы наблюдали этот процесс и раньше, но вот технические возможности, которые мы им предоставили, мы в этом году в лагерь даже взяли с собой пианино. Мы теперь смеемся, что будет следующим. Были музыкальные инструменты, был аккордеон, было пианино, и многие дети же занимаются в музыкальных школах, и они поняли, зачем они ходят в музыкальную школу, что оказывается в компании друзей можно вот так вот здорово провести время. Они просто собирались кучкой около инструмента, кто-то садился играл, кто-то пел, и это было настолько здорово, что, я считаю, такая возможность раскрыть подростку себя для своих сверстников, для взрослых, имеет очень и очень важное значение.
Отец Владимир Кузнецов
- Знаете, я хотел бы еще тоже добавить здесь. Вот эту проблему переходного возраста детей, действительно, ее постоянно решаешь и думаешь, а как же, чем же их удержать. И вот когда-то давно, когда мы только начинали вот эту деятельность, я для себя вывел для себя лично такую формулу, что главное с детьми оставаться искренним, оставаться таким, каким ты есть на самом деле, чтобы никакой поддельности не было. Потому что особенно в этом возрасте дети это очень чувствуют, какую-то фальшь, и вот что-то такое не искреннее. Поэтому тут надо искренность, быть с ними искренними,…
Е. Волчегорская
- А если ты раздражительный, уставший от жизни, замотанный на работе, несчастный стареющий человек, тоже оставаться самим собой?
Отец Владимир Кузнецов
- Если уж так, то нужно уходить на покой (смеется), но не пытаться в этом случае показывать, что ты не такой. Я вот всегда думаю, если я берусь идти с ними в поход, значит, я должен быть походником, чтобы они видели какой я в походе, если мы играем в театре, то они должны понимать, что это идет от души, это не для того, чтобы показаться перед кем-то на сцене. Если ты пришел в храм, то в храме они всегда должны меня увидеть. Вот когда бы мне захотелось придти в храм, а я должен там быть, они меня там должны увидеть. И тогда они поймут, что все, что мы им говорим, слова красивые, хорошие, правильные, что это на самом деле важно и что это есть не какой-то, знаете, пафос, который на деле никак не реализуется, а что это есть реально наша жизнь. И вот тогда у детей появляется то доверие, и ты становишься для них авторитетом. Авторитетом, когда они знают, что да вот то, что тебе говорят твои педагоги, они так и живут. Вот это важно. Чтобы то, что ты им говоришь, совпадало с тем, как ты живешь. Вот, на мой взгляд, по крайней мере, для себя, я такую формулу вывел и стараюсь придерживаться, чтобы не расходились мои слова с моей жизнью.
Ксения Кузнецова
- В педагогике это называется воспитание личным примером, и самое сильное, что можно сделать для наших детей.
Е. Волчегорская
- Спасибо большое, я тут уже собралась спрашивать вас ещё кучу всего, у меня часто бывает с такими интересными гостями, как вы, что вопросов к концу программы становится значительно больше, чем было в начале, но наше время неожиданно закончилось.
Ксения Кузнецова
- Значит, нас впереди ждут еще новые встречи
Отец Владимир Кузнецов
- Да.
Е. Волчегорская
- Спасибо большое. Я напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире Радио «Вера» была программа «Светлый вечер», её для вас провела Елизавета Волчегорская. И с нами на связи были создатели школы при храме Рождества Христова в Черкизове. Как мы уже говорили, это одна из самых старейших воскресных и общеобразовательных приходских школ Московской епархии, вокруг которой происходит ещё много чего другого интересного, прекрасного за рамками школьного образования, диакон Владимир Кузнецов и его супруга матушка Ксения. Всего доброго.
Отец Владимир Кузнецов
- Спасибо большое. До свидания.
Ксения Кузнецова
- Спасибо большое.
Бугабашская икона Божией Матери
В конце девятнадцатого века русский солдат Тит Петрович Табаков возвращался с ратной службы домой. Он держал путь в родное село Бугабашево Уфимской губернии, сейчас это республика Башкортостан. По дороге благочестивый воин посетил Седмиозерную пустынь в восемнадцати верстах от Казани. Тит помолился перед хранящимся здесь чудотворным списком Смоленской иконы Богородицы. Это образ, написанный в традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница.
На память о богомолье солдат решил взять камень из монастырского озера. Он подобрал со дна булыжник, похожий на каравай хлеба. Но, устав в пути, выбросил тяжёлую ношу. И неожиданно ослеп! Служивый на ощупь нашёл камень, вновь положил в свою суму, и зрение вернулось к нему.
Происшествие много лет не давало покоя Титу Петровичу. В 1900 году он отправился с односельчанами крестным ходом к целебному источнику в башкирское село Николо-Берёзовка. И взял удивительный камень с собой в паломничество. Придя к роднику, богомолец окунул булыжник в святую воду, а когда достал, то увидел на нём очертания Смоленской иконы Божией Матери. Тит рассказал о случившемся Уфимскому епископу Антонию (Храповицкому) и показал камень. Владыка пригласил каменотёса и попросил высечь по намеченному контуру объёмный образ Божией Матери.
Новоявленная икона вскоре прославилась чудотворениями. По благословению владыки Тит Табаков пожертвовал деньги на обустройство в родном селе женской монашеской обители. В 1902 году в Бугабашево освятили храм в честь Смоленской иконы Божией матери. Монастырь стал называться Богородице-Одигитриевским. Высеченный на камне образ Пречистой Девы стал главной его святыней.
После революции 1917 года обитель в Бугабашево разорили безбожники. Но рельефную икону Царицы Небесной верующие сохранили. И вернули в монастырь, когда он вновь стал действующим в 2007 году. Ежегодно 10 августа в Богородице-Одигитриевском монастыре проходят торжества, посвящённые чудотворному Бугабашскому образу Божией Матери.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Служение и подвиг святого Патриарха Тихона;
— Жизнь Русской Православной Церкви в период советских гонений;
— Интерес к личностям Патриархов и истории Русской Церкви;
— Возможность сыграть святого в театре и кино.
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
- «Послание апостола Павла к Филиппийцам». Священник Дмитрий Барицкий
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и Директор Радио ВЕРА Роман Торгашин вынесли на обсуждение темы:
— Феномен группы «Битлз» и творчество Джона Леннона;
— Важность передачи традиционных и христианских ценностей молодым поколениям в России;
— Святыни Великого Новгорода;
— Рекомендации Синодальной комиссии по биоэтике по вопросам, связанным с причащением Св. Таин лицами, страдающими целиакией, псевдоцелиакией и глютеновой аллергией на пшеницу.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал