Гал., 200 зач., I, 11-19.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который пережил встречу с Богом, знает, что расстаться с некоторыми грехами бывает очень непросто. Дело не только в изменении жизни, что само по себе действительно трудно, речь о припоминании прошлых грехов, о некотором ощущении вины, возникающем уже после покаяния... И, конечно, у всякого, кто сталкивался с подобными переживаниями, возникают вопросы: что делать с этими воспоминаниями? Как быть христианином, когда ощущение вины не оставляет? Прикровенные ответы на эти вопросы, звучат в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Любой священник, прослуживший несколько лет в священном сане и принимающий исповедь, сталкивался с тем, что люди исповедуют грехи, в которых уже покаялись. Одни снова и снова рассказывают о делах давно минувших дней, потому что им кажется, что Бог пока не простил их. Другие поступают так, потому что чувство вины гложет их и не даёт спокойно жить. Причём зачастую, и те, и другие уже давно изменили жизнь и никогда больше не повторяли и не повторят грех, который их беспокоит. Однако память берёт своё и люди снова и снова говорят о том, что давно в прошлом.
Любой человек, который знаком со Священным Писанием и историей древней Церкви, знает о роли апостола Павла в деле распространения Евангелия среди язычников. В то же время, в сегодняшнем чтении мы слышим, что и апостол Павел периодически вспоминает прежние грехи, ведь он гнал и опустошал Церковь Божию, будучи неумеренным ревнителем иудейских преданий. Как явно следует из его слов, он не скрывал ничего из своего прошлого.
Однако важны не сами воспоминания, существование которых в большей степени зависит от функций нашей памяти. Дело совсем не в том, о чём мы помним и чего не помним, но в том, что мы с этими воспоминаниями делаем, как себя по отношению к ним позиционируем. В конце концов наш мозг — не персональный компьютер, с которого можно безвозвратно удалить тот или иной файл. Мы бы очень хотели забыть некоторые вещи, мы уже изменились, мы другие, а воспоминания будто бы говорят: вы всё те же.
Что же делает с воспоминаниями апостол Павел? При необходимости он не боится о них говорить, но не сомневается ни в Божией любви, ни в том, что его вина прощена. Если он и вспоминает о них, то лишь для того, чтобы подчеркнуть: его покаяние и исправление жизни привели к тому, что Бог призвал его Своей благодатью и открыл через него возможность проповеди Христа. В его жизни были грехи, но действием благодати от них осталась лишь память. Он верен Богу и знает, что все подобные дела в прошлом и говорить о них стоит лишь в контексте того духовного преображения, которое каждому из нас в свою меру Господь подаёт, если мы так же искренне, как апостол, стремимся следовать Его воле.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
21 ноября. Об отвергающих Слово Божие
Сегодня 21 ноября. В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня».
Об отвергающих Слово Божие, — игумен Лука Степанов.